Честер Ирвинг Бернард
Ч. Бернард за достижения в исследовании природы и цели организации, занял как ученый, достойное место в истории учений менеджмента.
Наиболее известная из работ Бернарда «Функции руководителя», была посвящена развитию теории организаций как кооперативных систем.
По мнению Бернарда, превалирование исследований природы государства и связанной с ним власти отвлекает эти исследования от действительных, реальных основ социального процесса и путей его совершенствования. Причины социальных неудач, о чем свидетельствует история человечества, кроются в неспособности обеспечить сотрудничество людей в рамках формальных организаций.
Бернард определяет, что:
При этом, Бернард называет три цели, которых с помощью изучения такого сотрудничества, можно достичь:
Во-первых, это обеспечение выживания организации путем поддержания равновесия всех ее постоянно меняющихся внутренних компонентов и сил.
Во-вторых, исследование внешних сил, которое необходимо для их регулирования.
В-третьих, анализ выполнения функций руководителей всех уровней в процессе управления организацией.
Объединение компонентов внутреннего и внешнего регулирования организации было новым подходом, в сравнении с традиционным, внутриорганизационным.
Важной сущностной характеристикой организации была для Бернарда оценка ее «действенности» и «эффективности».
Достижение цели (целей) организации означает ее «действенность».
Суть «эффективности» иная. Вступая во взаимоотношения для достижения общих целей, каждый индивид надеется удовлетворить свои собственные потребности.
«Эффективность» - это степень, в которой удовлетворяются потребности индивидуума.
«Неэффективная» организация не сможет быть действенной. Со временем она прекратит свое существование. Это было общим принципом организационной теории Бернарда, его попыткой объединить потребности организаций с потребностями социо - человеческой системы.
Определив формальную (официальную) организацию как «систему сознательно координируемых действий или сил двух и более людей», Бернард этим определением охватил организации всех отраслей и типов.
При этом, любая организация, по его мнению, содержит три общих элемента:
Потребности сотрудников;
Цель;
Общение.
Потребность сотрудников – первый общий элемент любой организации. Он означает «деперсонализацию личных действий» ради достижения цели организации. Но энергичность и целенаправленность этих действий колеблются, поскольку основаны на удовлетворенности или неудовлетворенности членов организации.
Цель – второй общий элемент организации. Она является результатом достигнутой готовности членов организации сотрудничать. Руководитель должен довести до сознания каждого подчиненного общую цель или задачу организации.
Общение – еще один общий элемент организации. Деятельность организации построена на общении, передаче информации.
Бернард исследовал и составляющие неформальной (неофициальной) организации. Он определяет, что:
Бернард показал, что неформальная организация не имеет структуры, так же как и осознанной цели. Возникают такие организации спонтанно, из контактов, связанных с работой.
Бернард определил и функции, выполняемые неформальными организациями:
Общение;
Поддержание связи в формальных организациях при согласии выполнять работу;
Сохранение чувств личной целостности и самоуважения.
Будучи неотъемлемой от формальной организации, неформальная деятельность благоприятствует эффективности организации, а значит, способствует тому, чтобы сделать ее более ответственной.
Из множества необычных идей Бернарда особенно выделяется его трактовка власти.
Власть, по Бернарду, - это «свойство (порядок) передачи информации в формальной организации, посредством которого она (информация) воспринимается подчиненным как управление действиями, которые он выполняет».
При этом, по теории Бернарда, источник власти находится не в «людях, обладающих властью», или тех, кто отдает приказы, а в принятии или непринятии власти подчиненными.
Бернард называет три функции руководителя:
Поддержание работоспособности системы передачи информации;
Способствование сохранению необходимых личных усилий;
Формулировка и определение цели.
- Фгбоу впо «Пермский национальный исследовательский политехнический университет»
- Теория менеджмента. История управленческой мысли
- Оглавление
- Управленческие революции
- Первая управленческая революция (религиозно - коммерческая)
- Вторая управленческая революция (светско – административная)
- Третья управленческая революция (производственно - строительная)
- Четвертая управленческая революция (индустриальная)
- Пятая управленческая революция (бюрократическая)
- Управленческая мысль и практика в ранних цивилизациях востока
- Месопотамская цивилизация
- Египетская цивилизация
- Китайская цивилизация
- Индийская цивилизация
- Управленческая мысль и практика в европейской цивилизации (доиндустриальный период)
- Древняя Греция
- Древний Рим
- Средневековая Европа
- Никколо Макиавелли
- «Пионеры» менеджмента в индустриальной системе
- Адам Смит
- Роберт Оуэн
- Чарльз Беббидж
- Эндрю Ур
- Шарль Дюпин
- Дэниэл МакКэлем
- Генри Варнум Пор
- Школа научного управления
- Фредерик Уинслоу Тейлор
- Принципы научного управления (согласно ф. Тейлору)
- Френк и Лилиан Гилбреты
- Генри Лоуренс Гантт
- Генри Форд
- 6. Социальная инфраструктура.
- Гаррингтон Эмерсон
- Моррис Кук
- Школа научного управления
- Административная (классическая) школа управления
- Анри Файоль
- Личные качества руководителя
- Макс Вебер
- Лютер Гьюлик и Линдэлл Урвик
- Методы создания функциональных подразделений
- Джеймс Муни и Алан Рейли
- Гамильтон Черч
- Альфред Причард Слоун
- Административная (классическая) школа управления
- Школа психологии
- Гуго Мюнстерберг
- Мэри Паркер Фоллет
- Джордж Элтон Мэйо
- Честер Ирвинг Бернард
- Школа человеческих отношений
- Абрахам Маслоу
- Фредерико Герцберг
- Дуглас МакГрегор
- Уильям Оучи
- Ренсис Лайкерт
- Стили лидерства
- Школа поведенческих наук
- Школа психологии
- Количественный подход к управлению (школа «науки управления»)
- Современные подходы к управлению
- Процессный подход к управлению
- Системный подход к управлению
- Организация
- Ситуационный подход к управлению
- Современные концепции управления
- Эмпирическая школа управления
- Направления эмпирической школы
- Школа социальных систем
- «Управление по целям»
- Теория «7-s»
- «Теория хаоса»
- «Маркетинговая концепция менеджмента»
- Маркетинг - это