Содержание и задачи ремонтного хозяйства.
В процессе эксплуатации машины и оборудования подвергаются физическому и моральному износу: теряется работоспособность, точность. Их прежние качества восстанавливаются путем ремонта, под которым понимается возобновление в первоначальной натуральной форме отдельных частей и деталей машин, износившихся в процессе работы предприятия.
Ремонтное хозяйство - это совокупность общезаводских и цеховых подразделений, осуществляющих комплекс мероприятий по ремонту, уходу и надзору за состоянием оборудования, в результате чего решаются следующие задачи:
обеспечивается постоянная рабочая готовность всего оборудования;
удлиняется межремонтный срок оборудования;
повышается производительность труда ремонтных рабочих и снижаются затраты на ремонт.
Практика показывает, что затраты на ремонт и обслуживание оборудования постоянно увеличиваются, растут мощности ремонтных служб и численность ремонтных рабочих. Эти обстоятельства выдвигают задачи организации ремонта оборудования в ряд наиболее актуальных проблем.
Ремонтное хозяйство возглавляется главным механиком предприятия, в функции которого входят:
паспортизация и аттестация оборудования;
разработка технологических процессов ремонта и их оснащения;
планирование и выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту оборудования;
модернизация оборудования;
- совершенствование организации труда работающих, занятых в этой службе.
Ремонтное хозяйство состоит из аппарата отдела главного механика, ремонтно-механического цеха (РМЦ), цеховых ремонтных бюро (ЦРБ), службы цехового механика, смазочного и эмульсионного хозяйства, складов оборудования и запасных частей.
Функции, структура и количественный состав различных подразделений отдела главного механика (ОГМ) изменяются в зависимости от масштабов ремонтных работ, особенностей их структуры и специфических особенностей предприятия в целом (производственная структура, схема управления, уровень специализации и т. п.).
Организация ремонтного хозяйства.
Цель: Изучить организацию ремонтного хозяйства на предприятии.
Вопросы:
Содержание и задачи ремонтного хозяйства.
Сущность и содержание планово-предупредительного ремонта.
Структура ремонтного хозяйства на предприятии.
Технико-экономические показатели ремонтного хозяйства.
Современные предприятия независимо от форм собственности и отраслевой принадлежности оснащены машинами и оборудованием различной сложности, подъемно-погрузочными, транспортными и иными средствами, которые в процессе своей работы физически и морально изнашиваются, а поэтому постоянно требуют технического обслуживания и ремонта. Годовые затраты на поддержание техники в работоспособном состоянии составляют от 10% до четверти ее первоначальной стоимости, а удельный вес в себестоимости продукции нередко достигает 6 - 8%.
Простои машин и оборудования в ремонте и его ожидании нарушают непрерывность производственного процесса, ухудшают качество продукции и работ, экономические показатели деятельности предприятий и их подразделений. Для устранения этих негативных явлений и создается на предприятиях ремонтное хозяйство, основополагающим содержанием которого является система технического обслуживания и ремонта - совокупность взаимосвязанных средств, документации технического обслуживания и ремонта и исполнителей, необходимых для поддержания и восстановления качества изделий, входящих в эту систему. В частном случае в ее состав могут входить материалы, заготовки, запасные части и т.д.
Основные задачи системы технического обслуживания и ремонта:
- предупреждение преждевременного износа оборудования и поддержание его в состоянии технической готовности;
- сокращение длительности пребывания машин и оборудования в техническом обслуживании и ремонте;
- повышение качества и сокращение затрат на выполнение ремонтных работ;
- внедрение прогрессивных средств, форм и методов организации технического обслуживания и ремонта, совершенствование организации труда ремонтных рабочих.
Основными принципами функционирования системы являются: предупредительность, заключающаяся в том, что после отработки (наработки) каждым изделием (машиной, оборудованием) установленного периода времени (ресурса) оно, независимо от его технического состояния и физического износа, подвергается определенным видам воздействия (обслуживания, ремонта); плановость, предполагающая осуществление обслуживания (ремонта) по специальному графику с заданными объемами работ в назначенные сроки.
Качественное и своевременное выполнение технологических, организационных и управленческих функций системы во многом определяется обеспеченностью ремонтного хозяйства персоналом необходимой квалификации - рабочими, специалистами, руководителями. С развитием техники, ростом уровня
механизации и автоматизации их роль и требования к ним повышаются. Необходимое условие рационального использования рабочего времени ремонтных рабочих и сокращения простоя машин и оборудования в ремонте - совершенствование организации и планирования, изготовление и обеспечение ремонтно-обслуживающего производства запасными частями, сборочными единицами и материалами.
Система технического обслуживания и ремонта является составной частью более крупной системы эксплуатации изделия. Эксплуатация -это стадия жизненного цикла изделия, на которой реализуется, поддерживается и восстанавливается его качество. В общем случае она включает использование по назначению и техническую эксплуатацию, т.е. транспортирование, хранение, техническое обслуживание и ремонт изделия. Здания, сооружения, средства технического оснащения, в т.ч. инструмент, запасные части и эксплуатационные материалы, относят к средствам эксплуатации, а комплекс операций по подготовке изделия к использованию по назначению, хранению и транспортированию, приведению его в исходное состояние после этих процессов, не связанных с поддержанием надежности изделия, - к технологическому обслуживанию. Исправное состояние и работоспособность техники в течение всего периода ее эксплуатации обеспечивается техническим воздействием, подразделяемым на технические обслуживания и ремонты.
Техническое обслуживание (ТО) - это комплекс операций или операция по поддержанию работоспособности или исправности изделия при использовании по назначению, ожидании, хранению и транспортировании. Оно содержит регламентированные в конструкторской документации операции для поддержания работоспособности или исправности изделия в течение его срока службы.
При этом под операцией технического обслуживания понимают законченную часть технического обслуживания составной части изделия, выполняемую на одном рабочем месте исполнителем определенной специальности; под транспортированием - операцию перемещения груза по определенному маршруту от места погрузки до места разгрузки (в транспортирование самоходных изделий не включается их перемещение своим ходом); под ожиданием - нахождение изделия в состоянии готовности к использованию по назначению. В техническое обслуживание могут входить мойка изделия, контроль его технического состояния, очистка, смазывание, крепление болтовых соединений, замена некоторых составных частей изделия, например фильтрующих элементов, регулировка и т.д.
Видами технического обслуживания являются обслуживание при использовании, ожидании, хранении и транспортировании - техническое обслуживание при подготовке к использованию по назначению (ожиданию, хранению, транспортированию), а также непосредственно после его окончания. Выделяют и следующие его виды:
— периодическое, выполняемое через установленные в эксплуатационной документации значения наработки или интервалы времени;
— регламентированное, предусмотренное в нормативно-технической или эксплуатационной документации и выполняемое с периодичностью и в объеме, установленными в ней, независимо от технического состояния изделия в момент начала технического обслуживания;
- сезонное, выполняемое для подготовки изделия к использованию в осенне-зимних или весенне-летних условиях;
- техническое обслуживание в- особых условиях - природных или других условиях, указанных в отраслевой документации, характеризуемые экстремальные значения
параметров.
Техническое обслуживание может быть с периодическим контролем, при котором контроль технического состояния изделия выполняется с установленными в нормативно-технической или эксплуатационной документации периодичностью и объемом; и непрерывным контролем, предусмотренным в нормативно-технической или эксплуатационной документации и выполняемым по результатам непрерывного контроля технического состояния изделия. Видами технического обслуживания являются также: номерное, при котором определенному объему работ присваивается определенный порядковый номер; плановое, постановка на которое осуществляется в соответствии с требованиями нормативно-технической или эксплуатационной документации; неплановое, постановка
на которое осуществляется без предварительного назначения по техническому состоянию.
Периодическое техническое обслуживание может различаться содержанием операций. В этом случае, технические обслуживания нумеруют в порядке возрастания, например ежесменное техническое обслуживание, ТО-1, ТО-2, ТО-3 и т.д. Номерные ТО выполняются по графику после определенной наработки изделия в плановом периоде.
Главная их цель - предупредить ускоренный износ деталей, сборочных единиц изделия, проверить и восстановить возможные регулировки рабочих органов, обеспечить экономичность и безопасность их работы, уменьшить отрицательное воздействие на окружающую среду. Выполняются они, как правило, ремонтно-обслуживающим персоналом. Оператор (машинист, тракторист, водитель, станочник) участвует при необходимости в обслуживании закрепленной за ним машины (оборудования).
Сезонное техническое обслуживание включает в себя операции замены сезонных сортов эксплуатационных материалов с промывкой соответствующих систем, установки и снятия утеплений и приборов предпускового подогрева двигателей и т.д. Оно проводится только для изделий, используемых при существенных изменениях состояния окружающей среды в течение года. Регламентированное техническое обслуживание может быть жестким и с допуском. Вид регламента должен устанавливаться в эксплуатационной документации.
Различны и методы технического обслуживания (ремонта) - совокупность технологических и организационных правил выполнения операций технического обслуживания (ремонта). При этом выделяют следующие из них:
- поточный - метод выполнения ТО на специализированных рабочих местах с определенной технологической последовательностью и ритмом;
- централизованный и децентрализованный, выполняемые соответственно персоналом и средствами одного или нескольких подразделений предприятия или организаций;
- выполняемые эксплуатационным или специализированным персо налом - персоналом, работающим на данном изделии при использовании :" его по назначению или специализированным на выполнении операций? технического обслуживания; |
- специализированной или эксплуатационной организацией - перс налом этих предприятий и организаций;
- фирменный - метод выполнения технического обслуживания пред» приятием-изготовителем.
Ремонт - это комплекс операций по восстановлению исправности или
работоспособности изделий и восстановлению ресурсов изделий и их составных
частей. Под операцией ремонта понимают его законченную часть, выполняемую на одном рабочем месте исполнителями определен ной специальности. В ремонт могут входить разборка, дефектовка, контроль технического состояния изделия, восстановление деталей, сборка и т.д. Содержание части операций ремонта может совпадать с содержанием некоторых операций технического обслуживания.
По степени восстановления ресурса выделяют следующие виды ремонта:
- капитальный - ремонт, выполняемый для восстановления исправности и полного или близкого к полному восстановлению ресурса изделия с заменой или восстановлением любых его частей, включая и базовые (значение близкого к полному ресурсу устанавливается нормативно-технической документацией);
- средний - ремонт, выполняемый для восстановления исправности и частичного восстановления ресурса изделий с заменой или восстановлением составных частей ограниченной номенклатуры и контролем технического состояния составных частей, выполняемом в объеме, установленном в нормативно-технической документации (значение частично иосстанавливаемого ресурса также устанавливается нормативно-технической документацией);
- текущий - ремонт, выполняемый для обеспечения или восстановления работоспособности изделия и состоящий в замене и (или) восстановлении отдельных частей.
Под базовой частью понимают основную часть изделия, предназначенную для его компоновки и установки других составных частей.
Капитальный, средний и текущий ремонты могут быть плановыми -ремонты, постановка на которые осуществляется в соответствии с требованиями нормативно-технической документации; и неплановыми - без предварительного назначения. В свою очередь, плановый ремонт может быть регламентированным, выполняемым с периодичностью и в объеме, установленными в эксплуатационной документации, независимо от технического состояния изделия в момент начала ремонта; и ремонтом по техническому состоянию, при котором контроль технического состояния выполняется с периодичностью и объемом, установленными в нормативно- технической документации, а объем и момент начала ремонта определяется техническим состоянием изделия. Неплановый ремонт проводится целью устранения последствий отказов или происшествий.
Методы ремонта классифицируются по принадлежности ремонтируемых частей и организации их выполнения. По принадлежности ремонтируемых частей метод может быть обезличенным или необезличенным и. при выполнении которых может не сохраняться (обезличенный) или сохраняться (необезличенный) принадлежность восстанавливаемых составных частей к определенному экземпляру изделия.
По организации выполнения методы ремонта подразделяют на агрегатный - обезличенный метод ремонта, при котором неисправные агрегаты заменяются новыми или заранее отремонтированными; поточный метод ремонта, выполняемого на специализированных рабочих местах с определенными технологической последовательностью и ритмом; а также метод ремонта эксплуатирующей и специализированной организацией, фирменный метод, выполняемый предприятием-изготовителем.
Под агрегатом понимается сборочная единица, обладающая свойствами полной взаимозаменяемости, независимой сборки и самостоятельного выполнения определенной функции в изделиях различного назначения, например
электродвигатель, редуктор, насос и т.д. Замена агрегатов может выполняться послеотказа изделия или по плану. Противоположностью агрегатного метода ремонта является детальный, при котором заменяются или восстанавливаются отдельные детали, вышедшие из строя.
Показателями системы технического обслуживания и ремонта являются:
- средняя продолжительность (трудоемкость, стоимость) технического обслуживания (ремонта) - математическое ожидание продолжительности (трудоемкости, стоимости) одного технического обслуживания (ремонта) данного вида за определенные период эксплуатации и наработку;
- средняя суммарная продолжительность (трудоемкость, стоимость) технических обслуживании (ремонтов) - математическое ожидание суммарной продолжительности (трудоемкости, стоимости) технических обслуживании (ремонтов) за определенные период эксплуатации или наработку;
- удельная суммарная продолжительность (трудоемкость, стои мость) технических обслуживании (ремонтов) - отношение средней суммарной продолжительности (трудоемкости, стоимости) технических' обслуживании (ремонтов) к заданной наработке;
- коэффициент готовности - вероятность того, что изделие окажется в работоспособном состоянии в произвольный момент времени, кроме; планируемых периодов, в течение которых применение изделия по назначению не предусматривается;
- коэффициент технического использования - отношение математического ожидания суммарного времени пребывания изделия в работоспособном состоянии за некоторый период к математическому ожиданию суммарного времени пребывания изделия в работоспособном состояний и простоях, обусловленных техническим обслуживанием и ремонтом за тот же период;
- готовность парка изделий - отношение числа работоспособных изделий к общему числу изделий парка в рассматриваемый момент времени.
Показатели системы технического обслуживания и ремонта позволяют оценить затраты времени, труда и средств на ТО и ремонты и содержат затраты, как обусловленные конструкцией и техническим состоянием изделия, так и обусловленные организаций, технологией выполнения ТО и ремонтов, материально-техническим обеспечением, квалификацией персонала, условиями окружающей среды и т.д.
Система технического обслуживания и ремонта техники основывается на нормативах, основными из которых являются: длительность ремонтного цикла и цикла технического обслуживания, периодичность технических обслуживании (ремонтов), условные единицы ремонтной сложности и категории сложности ремонта, нормативы трудозатрат и простоя техники при выполнении различных видов ТО (ремонтов).
Ремонтный цикл и цикл технического обслуживания - это соответственно наименьшие повторяющиеся интервалы времени или наработка изделия, в течение которых выполняются в определенной последовательности в соответствии с требованиями нормативно-технической или эксплуатационной документации все установленные виды ремонта и периодического технического обслуживания. Это период работы техники (машин, оборудования) между вводом ее в эксплуатацию и первым капитальным ремонтом или между двумя следующими друг за другом капитальными ремонтами.
Длительность ремонтного цикла устанавливается для каждого вида и марки техники в
зависимости от срока службы основных базовых сборочных единиц и агрегатов, условий эксплуатации и конструктивных особенностей. Для некоторых видов техники, например лесозаготовительных машин и оборудования, он установлен в часах наработки (моточасы, машино-часы) между капитальными ремонтами, для автомобильного транспорта - в километрах пробега.
Для металло- и деревообрабатывающих станков продолжительность ремонтного цикла определяют по формуле учитывающей норматив ремонтного цикла, коэффициент серийности, вид обрабатываемого материала и другие параметры.
Перечень и последовательность выполнения в ремонтном цикле видов технического обслуживания и ремонтов представляет собой структуру ремонтного цикла, которая зависит от назначения техники, ее сложности и условий эксплуатации. Так, например, структуру ремонтного цикла для легких и средних станков с массой до 10 т и сроком службы до 10 лет можно представить в следующем виде:
К-О-Т-О-Т-О-С-О-Т-О-Т- О-К,
где К - капитальный ремонт; О - техническое обслуживание (осмотры); Т - текущий ремонт; С - средний ремонт.
Период работы оборудования между двумя очередными ремонтами, например между капитальным и текущим либо между текущими или между текущим и средним - межремонтный период, рассчитывают по формуле учитывающей количество средних и текущих ремонтов, периодичность техобслуживания, время работы оборудования и другие параметры.
Под категорией ремонтной сложности понимается степень сложности ремонта станка, сборочной единицы, которая зависит от его технических и конструктивных особенностей, размеров обрабатываемых деталей, точности их изготовления к особенности ремонта. Условным показателем, характеризующим нормативные затраты на ремонт оборудования первой категории сложности, является ремонтная единица. За единицу ремонтной сложности механической части принята ремонтная сложность условного оборудования, трудоемкость капитального ремонта которого в условиях ремонтного цеха машиностроительного предприятия равна 50 ч, а за единицу ремонтной сложности электрической части оборудования при ремонте в тех же условиях - 12,5 ч.
В свою очередь, ремонтосложность механической части оборудования складывается из ремонтосложности кинематической и гидравлической его частей; электрической части - из ремонтосложности электроаппаратов, приборов, электродвигателей и проводки. Для упрощения расчетов трудоемкости ремонтных работ всех видов введены коэффициенты, позволяющие переводить практически любые виды ремонтных работ в приведенное значение, т.е. в единый измеритель ремонтосложности различных видов ремонта разных частей оборудования.
Таким образом, для приведения объема ремонтных работ различных станков (оборудования), их агрегатов к сравнимым величинам пользуются условной единицей ремонтной сложности. Отношение трудоемкости ремонта каждого типа и марки станка, агрегата к условно принятой единице ремонтосложности позволяет установить количество единиц, характеризующих категорию (группу) сложности ремонта, т.е. коэффициенты приведения по трудоемкости к условной единице ремонтной сложности. С помощью единицы ремонтной сложности и коэффициентов приведения выражают суммарную трудоемкость ремонтных работ в масштабе цеха, участка и предприятия в целом.
Суммарная трудоемкость ремонтных работ может быть определена по формуле
учитывающей количество капитальных, средних и текущих ремонтов и ТО,
трудоемкость и другие характеристики.
Документом, позволяющим осуществлять контроль за работой ремонтной службы участка, цеха, предприятия, является график технического обслуживания техники (машин, оборудования). В его графах показывают не только виды технического обслуживания и текущий ремонт с указанием времени простоя по каждой машине, но и по данным первичного учета фактическую наработку. Такие графики позволяют согласовывать сроки поставки оборудования на техническое обслуживание и текущий ремонт, обеспечить равномерную загрузку площадей и оборудования ремонтных подразделений, выявлять конкретные причины отклонения фактических показателей от плановых. Их выполнение способствует повышению коэффициента технической готовности и продлению срока службы техники.
Технологическим элементом системы технического обслуживания и ремонта техники является диагностика - совокупность мероприятий, необходимых для получения информации о техническом состоянии техники с целью прогнозирования ее ресурса, определения необходимого объема ремонтных работ, управления своевременным и качественным их выполнением. По своему назначению диагностика может быть специализированной и совмещенной с техническим обслуживанием и ремонтом.
Диагностирование машин и оборудования после плановой или нормативной наработки выполняется в целях установления потребности в капитальном и среднем ремонтах. Если они не нуждаются в таких видах ремонта, то при диагностировании выявляются объем и характер работ по текущему ремонту.
Повышение уровня технической оснащенности современных предприятий приводит к их насыщенности различными видами техники, цены на которую постоянно увеличиваются, а соответственно, возрастают и затраты на техническое обслуживание и ремонт. В этой связи возникает настоятельная необходимость в разработке наиболее эффективных форм и методов организации ремонтного хозяйства, обоснования экономической целесообразности выполнения капитального ремонта, которую следует определять сравнением общей суммы затрат на ремонт и эксплуатацию техники за ремонтный цикл после капитального ремонта и затрат, связанных с ремонтом и эксплуатацией новой техники, не прошедшей капитальный ремонт, т.е. за первый ремонтный цикл.
Управление системой технического обслуживания и ремонта техники (планирование, управление, связь, организация) осуществляется на предприятиях службой главного механика во взаимодействии с цеховыми, другими службами и отделами предприятия.
- Тема . Типы производства, их технико-экономическая характеристика
- Характеристика единичного типа производства
- Относительно высокий удельный вес ручных и сборочных операций.
- Преобладание в среде рабочих универсалов высокой квалификации.
- Относительно большая длительность производственного цикла. Как правило изделия данного типа производства имеют высокую
- Характеристика серийного типа производства
- Движение продукции осуществляется партиями, что резко увеличивает длительность производственного цикла.
- Затруднено широкое применение специальных видов оборудования, в том числе с автоматическим и полуавтоматическим циклом производства.
- Массовый тип производства
- Типы производства.
- Характеристика единичного типа производства
- Относительно высокий удельный вес ручных и сборочных операций.
- Преобладание в среде рабочих универсалов высокой квалификации.
- Относительно большая длительность производственного цикла. Как правило изделия данного типа производства имеют высокую
- Характеристика серийного типа производства
- Движение продукции осуществляется партиями, что резко увеличивает длительность производственного цикла.
- Затруднено широкое применение специальных видов оборудования, в том числе с автоматическим и полуавтоматическим циклом производства.
- Массовый тип производства
- Узкая специализация рабочего места создает благополучные условия для повышения производственных навыков и роста производительности труда.
- Увеличивается наиболее быстрое завершение технологического процесса, имеются предпосылки создания поточной линии. Тема: Поточные методы организации производства.
- Понятие и признаки поточного производства.
- Однопредметные непрерывно-поточные линии.
- Основными календарно-плановыми нормативами онпл( параметрами) являются:
- Расчета технологического задела
- Расчета транспортного задела
- Расчета резервного (страхового) задела
- Однопредметные прямоточные линии.
- Такт поточной линии определяется:
- Многопредметные поточные линии
- Сущность гибкого автоматизированного производства.
- Расчет и организация однопредметных прерывно-поточных линий (оппл)
- Такт поточной линии определяется:
- Расчет и организация многопредметных поточных линий. (мпл)
- Автоматические поточные линии (апл) и их характеристика.
- Особенности гибких производственных систем (гпс) и их характеристика
- 2. Методы разработки оперативных планов производства
- 3. Виды оперативного планирования
- 4. Системы оперативно-календарного планирования
- Диспетчирование
- Тема: Организация научно-исследовательских работ (нир)
- Организация конструкторской подготовки производства.
- Организация технологической подготовки производства
- Сущность и содержание организационной подготовки производства.
- Методы перехода на выпуск новой техники и их характеристика.
- Организация процесса освоения производства новой техники.
- Комплексная система управления качеством продукции.
- Организация инструментального хозяйства
- Классификация и индексация инструмента
- Определение потребности предприятия в инструменте
- Планирование обеспечения предприятия инструментом
- Рациональная организация инструментального обслуживания
- Повышение эффективности инструментального хозяйства
- Содержание и задачи инструментального хозяйства.
- . Организация ремонтного хозяйства
- Система планово-предупредительного ремонта
- Повышение эффективности ремонтного хозяйства
- Содержание и задачи ремонтного хозяйства.
- Организация энергетического хозяйства
- Виды энергетических ресурсов
- Разработка энергетических балансов
- Организация энергетического хозяйства
- 10.1. Характеристика, структура и задачи энергохозяйства
- 10.2. Нормирование и учет энергопотребления
- 10.3. Планирование энергосбережения
- 10.4. Основные технико-экономические показатели энергохозяйства и способы экономии энергоресурсов
- Организация транспортного хозяйства
- Виды транспортных средств
- Организация работы транспортного хозяйства
- Характерные виды работ транспортного хозяйства
- Организация внутризаводского транспорта
- 11.1. Задачи и функции транспортного хозяйства предприятия
- 11.2. Организация перевозок и расчет грузооборота предприятия
- Склад Склад Цех 4 Цех 3
- 11.3. Основные технико-экономические показатели и направления повышения эффективности работы транспортного хозяйства
- . Содержание и задачи складского хозяйства.
- . Организация материально-технического снабжения предприятия
- Классификация и индексация материалов
- Нормирование расхода материалов
- Нормирование запаса материалов
- Определение потребности предприятия в материальных ресурсах
- Разработка организационно-технических мероприятий по снижению расхода ресурсов
- Планирование материально-технического обеспечения производства
- Организация складского хозяйства
- Организация обеспечения подразделений предприятия средствами производства
- Анализ эффективности использования ресурсов
- 7.2. Планирование потребности в материалах
- 7.3. Планирование запасов материалов
- 7.4. Формы обеспечения предприятия ресурсами и факторы улучшения их использования