Методические указания
При изучении вопросов темы необходимо ознакомиться с сущностью, содержанием и историческим экскурсом понятия «управленческое решение». Определений этого понятия множество. Самое простое управленческое решение-это выбор альтернативы. В то же время, этот выбор должен сделать руководитель, чтобы выполнить свои обязанности, обусловленные занимаемой должностью и местом в системе управления в конкретной организации. Вот почему решения часто называют организационными. Более сложные определения способствуют практическому и глубокому пониманию сути данного вопроса на категориальном уровне.
Основные определения понятия «управленческое решение» (далее сокращенно - УР), которые следует знать:
УР - это концентрированное выражение процесса управления на его заключительной стадии (на выходе системы);
УР - это сущность процесса управленческой деятельности и ее конечный результат;
УР-это вид деятельности, протекающей в управляющей системе и связанной с подготовкой, нахождением, выбором и принятием определенного варианта действий, вид работы в аппарате управления, определенный этап процесса управления;
УР-это комплексный логико-мыслительный, эмоционально-психологический и организационно-правовой акт, выполняемый менеджером в пределах своих полномочий;
УР-это творческое, волевое воздействие субъекта управления, основанное на знании объективных законов функционирования управляемой системы и анализе управленческой информации о ее состоянии, на поведение объектов управления, обеспечивающее достижение поставленных целей;
УР-это организационно-практическая деятельность менеджера в рамках его должностных обязанностей и компетенции, предназначенная для реализации организационных целей, стратегий и миссии;
УР-это изложенный в устной или письменной форме управленческий акт, отражающий намерение и волю субъекта управления разрешить проблемную ситуацию посредством управляющих воздействий на исполнителей.
Из приведенного набора определений следует, что управленческое решение обладает определенными свойствами:
воплощает главный акт управления (т.е. все приводит в действие);
есть продукт деятельности субъекта управления;
призвано разрешать любую проблемную ситуацию;
содержит окончательно принятые к действию управляющие воздействия на исполнителей управленческого решения;
формулируется как избранный субъектом управления лучший вариант действий для решения проблемы;
подлежит доведению до сведения лиц, исполняющих решение со стороны субъекта управленческой деятельности;
формирует управляющее воздействие, связывая субъект и объект системы управления;
является результатом творческой и мыслительной деятельности менеджера;
определяет круг взаимодействий субъекта и объекта управления для достижения общих целей по поводу функционирования системы управления и ее развития;
персонализирует стандарт компетенции менеджера (не качественные решения – определяют % брака в управленческой деятельности) и т.д.
Роль принятия решения в управлении определяется многими исследователями теории и практики менеджмента, как ключевая. Реакция менеджера на полученную информацию о наличии проблемы выражается в управленческом решении, которое является обоснованием цели, содержания и методов воздействия на объекты управления. Поэтому, решение – есть главное связующее звено в управленческом цикле и, следовательно, определяет все происходящие действия в нем. Одно из множества определений менеджмента формулируется как сбор информации, разработка решений и организация их выполнения, что и определяет их значимость в системе менеджмента.
Решения по своей природе универсальны, но организационные решения отличны от решений, принимаемых в частной жизни. Вот эти отличия:
цель решения;
последствия решения;
разделение труда при ПУР (принятие УР);
профессионализм.
Объектом управленческого решения является система или операция.
Субъектом может быть управляющая подсистема организационно-производственной системы или лицо, принимающее решение (ЛПР).
Цель УР-обеспечение развития организации и обеспечение ее движения к поставленным целям и задачам для реализации миссии.
Управленческие решения (УР), принимаемые на разных уровнях имеют свои особенности:
государственный уровень (широта охвата, масштабность и ответственность);
уровень высшего руководства (компетенция, стратегия, ответственность);
уровень функциональных начальников (тактика, экспертность, аргументация);
уровень младших начальников - супервайзеров (оперативность, профессионализм, контролируемость).
Принятие решений – эта деятельность менеджера необходима для выполнения основных функций управления: планирования, организации, мотивации и контроля, это важнейшая составная часть менеджмента и всех управленческих функций. Нет решения - нет менеджмента. Нет менеджмента -нет организации, способной успешно работать в условиях конкурентной рыночной инфраструктуры. Вот почему изучение и организация процесса принятия управленческих решений и их выполнение составляет основу успешного бизнеса и важнейшую часть теории и практики менеджмента, а само решение (продукт управленческого труда) - является неотъемлемой составляющей процесса управления.
Следовательно, проблема принятия управленческого решения носит фундаментальный характер и составляет основу теории управления, а также определяет роль и место решения в процессе практической реализации управленческой деятельности.
Наука об управлении как самостоятельная научная дисциплина ознаменовалась еще в 20 веке. Началом интенсивного развития теории принятия управленческих решений, принято считать, период формирования и широкого распространения новых для того времени научных дисциплин таких, как исследование операций, системный анализ, математика, статистика, кибернетика, инженерные науки, управление техническими и технико-информационными системами и д.р.
Основным вкладом данного направления является:
применение количественных методов при решении сложных управленческих проблем предприятий;
разработка моделей и применение процесса моделирования управленческих ситуаций.
В своем эволюционном развитии теория принятия решений прошла через 3 стадии:
1-дескриптивный подход к принятию решений (исследования того, как осуществляется выбор человеком, к сожалению как показала практика, часто интуитивно и не последовательно);
2-нормативный подход к принятию УР (также не оправдал ожидания ученых - как оказалось, идеализированные теории не нашли практического применения);
3-прескриптивный подход к принятию УР (не гарантирует нахождения оптимального решения, однако, обеспечивает выбор без противоречий и непоследовательностей за счет высоких требований к компетенции ЛПР при принятии решений и ответственности за последствия их реализации).
Составляющие теории принятия управленческих решений:
математическое программирование;
теория игр;
теория статистических решений;
теория оптимального автоматического управления;
исследование операций;
системный анализ;
экономическая кибернетика.
Менеджер должен принимать качественные, экономически выгодные и взвешенные решения, представляющие собой звенья одной цепи, соединяющей поставленную цель и конечный результат деятельности организации. Принять решение - значит сделать выбор одной из альтернатив, что не является возможным без профессиональных знаний менеджера в данной области.
Необходимость принять решение возникает при разрешении проблемных ситуаций, где грамотно определены следующие составляющие:
наличие цели;
наличие альтернативных вариантов;
наличие ограничивающих факторов (экономические, технические, социальные и д.р.)
Практика деятельности многих предприятий неоднократно доказывает, что главным фактором эффективности систем менеджмента является качество принятых ранее управленческих решений и алгоритмизация - (организация логической последовательности операций при процессе разработки, принятия и реализации управленческого решения - (РПиРУР). Теория алгоритмов раскрывает это понятие как точное предписание, определяющее процесс преобразования информации.
Возможные алгоритмы РПиРУР при различных типах менеджмента различны и имеют свои особенности. Следует помнить, что между целями управления, типом менеджмента и алгоритмом РПиРУР существует логическая связь. Для ее установления типы менеджмента классифицируют по способу взаимодействия с объектом управления на:
традиционный менеджмент (основывается на изучении прошлого опыта аналогичных проблем и предсказуемость аналогичных последствий).
Такой алгоритм может включать следующие операции:
обнаружение проблемы;
сбор информации;
анализ информации;
определение целей управления при решении проблемы;
разработка критерия эффективности решения;
идентификация проблемы с ранее имевшей место в этой или другой организации;
изучение приемов и их последствий, применявшихся при решении схожей проблемы;
прогнозирование по аналогии с ранее наблюдавшимися последствиями использования изучаемых приемов (при прогнозировании по аналогии полагают, что применение тех же приемов приведет к тем же — аналогичным — результатам, что и в предыдущем случае);
оценка и верификация вариантов решений;
принятие, оформление, доведение до исполнителей решения, его исполнение и, наконец, контроль выполнения решения.
системный менеджмент (основывается на сборе информации о системе и отношениях ее элементов, а также прогнозирования последствий управленческого воздействия для системы и ее элементов).
Алгоритм может включать следующие операции:
обнаружение проблемы (контроль) и сбор информации;
анализ информации о системе и отношениях ее элементов;
диагностика проблемы;
определение целей управления элементов при решении проблемы на уровне системы;
разработка критериев эффективности решения;
генерация перечня возможных управляющих воздействий по отношению к подсистеме — источнику проблемы;
прогнозирование последствий этих воздействий для более высокого иерархического уровня — уровня системы;
оценка и верификация вариантов решений;
принятие решения, оформление, доведение до исполнителей,
исполнение и контроль реализации решения.
- ситуационный менеджмент (основывается на изучении информации о сложившейся ситуации, определения целей разрешения ситуации и последствиях).
Такой алгоритм может включать следующие операции:
обнаружение (контроль) проблемы;
сбор информации о ситуации;
анализ информации о ситуации;
диагностика проблемы и ситуации, в которой ее предстоит решить;
определение целей управления ситуацией при решении проблемы;
разработка критерия оценки эффективности решения;
генерация перечня возможных управляющих воздействий по отношению к подсистеме — источнику проблемы;
прогнозирование последствий этих воздействий для ситуации (а не системы, как в предыдущем случае);
верификация и оценка вариантов решений;
принятие, оформление, доведение до исполнителей, исполнение, контроль выполнения решений.
- социально-этический менеджмент (основывается на прогнозировании и оценке последствий каждого из управленческих воздействий в диапазоне «допустимо - не допустимо» для действующей системы ценностей данной управляемой системы выбранные алгоритмы решений:
сбор информации относительно состояния объекта управления, возможных управляющих воздействий, параметров недопустимых состояний объекта управления;
анализ этой информации;
диагностика проблемы;
определение целей управления при решении проблемы;
разработка критерия оценки эффективности решения;
прогноз последствий каждого из управляющих воздействий;
оценка того, допустимы ли последствия каждого из располагаемых воздействий. Если последствия управляющего воздействия недопустимы, воздействие исключается из множества рассматриваемых; если последствия управляющего воздействия признаны допустимыми, то оно относится к множеству рассматриваемых управляющих воздействий;
разработка критерия оптимальности принимаемого решения; и верификация и оценка вариантов решений;
выбор из множества рассматриваемых решений наилучшего в соответствии с принятым критерием оптимальности;
оформление принятого решения;
доведение принятого решения до исполнителей или соответствующих органов управления;
исполнение решения;
контроль того, изменяются ли, и если изменяются, то насколько критически, параметры недопустимых состояний объекта управления;
корректирующие мероприятия для улучшения ситуации.
морально-этический менеджмент (особенности сходны с предыдущем типом, за исключением большей акцентуации внимания разработчика алгоритмов решений на проблемах управления персоналом и человеческими ресурсами);
стабилизационный менеджмент (основывается на идее о генерации компенсирующих управленческих воздействий, сводящих к нулю или уменьшающих проявление проблемы и ее последствий):
обнаружение проблемы;
сбор информации об изменении параметров;
анализ информации;
диагностика проблемы;
определение целей управления при решении проблемы и разработка критерия эффективности решения;
исследование изменения параметров объекта;
оценка времени, располагаемого на выполнение операций управления (т.е. времени, в течение которого объект управления еще будет находиться в управляемом состоянии с вероятностью, не менее заданной);
распределение времени на операции подготовки, принятия и исполнения решений с целью нахождения объекта в управляемом состоянии с вероятностью, не менее заданной;
генерация компенсирующих (сводящих к нулю или уменьшающих проявление проблемы) воздействий;
прогноз последствий их применения — оценка целесообразного уровня последствий компенсирующих воздействий в соответствии с проявлениями конкретной проблемы;
определение интенсивности компенсирующих воздействий, обеспечивающих целесообразный уровень последствий;
принятие, оформление, доведение до исполнителей, контроль выполнения и времени выполнения решений.
Естественно, что для решения конкретных задач с использованием того или иного типа менеджмента эти алгоритмы могут изменяться в соответствии со спецификой конкретной задачи.
Известные базовые концепции формирования процесса принятия УР:
рациональная (классическая) модель процесса ПУР;
альтернативная модель (модель ограниченной рациональности) процесса ПУР.
В управленческой практике условия для принятия решений усложнены:
степенью определенности или неопределенности среды;
наличием рисков;
ограничениями различной природы;
невозможностью объективно установить критерии решения и д.р.
Правильный выбор модели РПиРУР на основе базовых концепций позволяет менеджеру избежать многих ошибок и печальных последствий в своей практической деятельности.
Литература: 1, 2, 4, 7.
Вопросы для самопроверки:
Какова роль УР в управлении организацией? Какими свойствами обладают УР в системе менеджмента?
Раскройте сущность и содержание понятия «управленческое решение».
В чем заключаются особенности идей количественного подхода в управлении?
Что означает для бизнеса процесс принятие управленческих решений?
Обоснуйте особенности разработок алгоритмов РПиРУР при различных типах менеджмента.
Раскройте особенности и отличия УР от других видов решений в организациях.
Назовите эволюционные стадии развития теории принятия управленческих решений и определите их особенности.
- «Мурманский государственный технический университет»
- Методические указания к самостоятельной работе студентов
- Содержание
- Общие организационно-методические указания
- Тематический план
- Содержание программы и методические указания к изучению дисциплины
- Тема 1. Решения в системе государственного и муниципального управления
- Методические указания
- Тема 2. Типология управленческих решений, факторы и условия их эффективности
- Методические указания
- Классификация управленческих решений
- Другие классификационные признаки
- Условия и факторы качества управленческих решений:
- Факторы:
- Уровни и принципы разработки и принятия ур
- Принципы:
- Что такое проблема и ее решение для менеджера? Каковы цели и критерии оценки ур?
- Тема 3. Технология и организация процесса разработки и принятия управленческих решений
- Методические указание
- Факторы, влияющие на организацию процесса разработки решения
- Распределение ответственности при организации разработки решений
- Информационное обеспечение и автоматизация процесса РиПур
- Тема 4. Реализация и контроль исполнения управленческих решений
- Методические указания Сравнение альтернатив и выбор решения
- Организация процессов выполнения решения
- Контроль исполнения ур
- Процесс контроля реализации управленческих решений
- Инструменты эффективного контроля, основанные на учете особенностей поведения персонала.
- Тема 5. Разработка управленческих решений в условиях неопределенности и риска
- Методические указания
- Тема 6. Методы оптимизации ур
- Тема 7. Социально – психологические аспекты пур
- Использование власти и влияния в процессе принятия и реализации управленческих решений.
- Стили принятия управленческих решений.
- Управление изменениями и конфликтами при принятии и реализации управленческих решений.
- 1. Использование власти и влияния в процессе принятия и реализации управленческих решений.
- 2. Стили принятия управленческих решений.
- 3.Метод дерева решений и стили управления
- Модель принятия решения руководителем.
- 4. Управление изменениями и конфликтами при принятии и реализации управленческих решений.
- Управление конфликтами при принятии управленческих решений
- Управление конфликтной ситуацией
- Тема 8. Особенности принятия решений в различных сферах деятельности.
- Методические указания
- 1. Особенности принятия управленческих решений в области промышленного производства
- 2. Особенности принятия управленческих решений в сфере оказания услуг
- 3. Принятие решений в маркетинге
- Принятие управленческих решений по поводу оценки эффективность мероприятий от реализации маркетинговых стратегий
- 4. Принятие решений в управлении персоналом
- 5.Принятие решений в управлении производственной деятельностью
- Пур в производственной сфере на примере промышленных предприятий
- 6. Принятие решений в стратегическом управлении
- 7. Принятие решений в управлении качеством
- Примерный перечень вопросов для подготовки к экзамену по курсу "разработка управленческиХ решениЙ "
- Перечень рекомендуемой литературы