22. Основные тенденции поведения человека в конфликте. Механизмы саморегуляции
На поведение людей в конфликтах влияет процесс научения. При затяжном конфликте оппоненты обычно хорошо друг друга изучают и начинают уже предпринимать те или иные действия, ориентируясь на особенности характера, типичные эмоциональные реакции, то есть могут достаточно хорошо прогнозировать действия противоположной стороны. Это позволяет им расширить сферу применяемых тактик и стилей поведения с "коррекцией" на особенности оппонента.
Иногда потенциальные выгоды от участия в конфликте не стоят затрат. Вступив же в конфликт, как правило, каждая сторона делает все, чтобы была принята ее точка зрения, достигнута ее цель и мешает другой стороне делать то же самое. Здесь необходимо управление конфликтом. В зависимости от того, насколько эффективным оно будет, последствия конфликта станут функциональными или дисфункциональными. Это в свою очередь повлияет на вероятность возникновения последующих конфликтов.
Считается, что конструктивное разрешение конфликта зависит от следующих факторов:
-адекватности восприятия конфликта, то есть достаточно точной, не искаженной личными пристрастиями оценки поступков, намерений как противника, так и своих собственных;
-открытости и эффективности общения, готовности к всестороннему обсуждению проблем, когда участники честно высказывают свое понимание происходящего и пути выхода из конфликтной ситуации,
-создания атмосферы взаимного доверия и сотрудничества.
При решении конфликта также полезно знать, какие черты характера, особенности поведения человека характерны для конфликтной личности. Обобщая исследования психологов, можно сказать, что к таким качествам метут быть отнесены следующие:
-неадекватная самооценка своих возможностей и способностей, которая может быть как завышенной, так и заниженной. И в том, и другом случае она может противоречить адекватной оценке окружающих - и почва для возникновения конфликта готова;
-стремление доминировать во что бы то ни стало там, где это возможно и невозможно;
-консерватизм мышления, взглядов, убеждений, нежелание преодолеть устаревшие традиции;
-излишняя принципиальность и прямолинейность в высказываниях и суждениях, стремление во что бы то ни стало сказать правду в глаза;
-определенный набор эмоциональных качеств личности: тревожность, агрессивность, упрямство, раздражительность.
Механизмы саморегуляции
В состоянии стресса необходима управляемая саморегуляция, которая заключается в сознательно-волевом управлении внутренними процессами собственной психики и организма в целом. Она позволит обрести уверенность в себе, своих силах, гораздо спокойнее и рассудительнее относиться к тем или иным событиям в нашей жизни.
Кроме того, вы очень скоро заметите, что в результате применения механизмов саморегуляции организма у вас снизится утомляемость, повысится работоспособность, исчезнут головные боли.
Саморегуляция по своей природе универсальна. И ее можно использовать в течение обычного рабочего дня, а тем более, если для отдыха или восстановления сил не хватает времени.
Для саморегуляции крайне важно состояние полного расслабления, в которое вы можете погрузиться с помощью медитации. А также для обеспечения нужного настроя, которого можно достичь путем самовнушения.
Иными словами, чем чаще в состоянии стресса вы будете произносить позитивные утверждения, например, "я расслабляюсь, отдыхаю, в теле теплота и тяжесть, приятная сонливость...", "я отлично себя чувствую, во мне много сил...", "я полон бодрости и энергии", тем быстрее получите первые положительные результаты
- 1. Предмет и методы педагогической конфликтологии.
- 2. Социально-историческое назначение педагогической конфликтологии.
- 3. Научные основы педагогического конфликта, его сущность, типы, виды.
- 4. Особенности конфликтных ситуаций, условия их возникновения в процессе функционирования педагогической системы школы.
- 5. Виды внеучебной и учебной детерминированности конфликтов личности.
- 6. Проблемы школьной адаптации.
- 7. Классификация видов школьных конфликтов.
- 8. Приемы прогнозирования видов конфликта.
- 9. Приемы разрешения видов конфликта.
- 10. Управление развитием конфликтов в педагогических системах.
- 11. Предупреждение конфликтов в педагогических системах.
- 12. Приемы проектирования, конструирования конфликтов
- 14. Конфликтологическая компетентность педагогов.
- 15. Нравственные отношения и нормы в конфликтных ситуациях
- 16. Философия педагогического конфликта.
- 17. Конфликтологическая культура педагога.
- 18. Педагогика фасилитации.
- 19. Смысл и формы рефлексивности педагогической деятельности.
- 20. Общение как источник конфликтов. Основные функции общения. Барьеры общения.
- 21. Возрастные особенности участников конфликтного взаимодействия.
- 22. Основные тенденции поведения человека в конфликте. Механизмы саморегуляции
- 23. Алгоритм конструктивного поведения педагога в конфликте
- 24. Выбор стиля поведения в конфликте.
- 25. Методы анализа и разработки вариантов решения конфликта.
- 26. Алгоритм конструктивного завершения конфликта.
- 27. Принципы управления педагогическими конфликтами.
- 28. Организация переговорного процесса как метод разрешения конфликтов.
- 29. Человеческий фактор в конфликте.
- 30. Конфликт как динамическая система