23. Алгоритм конструктивного поведения педагога в конфликте
Навыки конструктивного поведения педагога в конфликтных ситуациях являются “техникой личной психологической безопасности” в профессиональной деятельности. Поэтому каждому учителю необходимо знать о психологической природе конфликта, его структуре, эффективных способах разрешения. Американский исследователь М. Дойч подчеркивал, что конфликты ведут к развитию общества, стимулируют поиск решения проблем. Кроме того, конфликт малой интенсивности, разрешенный мирными средствами, может предотвратить более серьезный конфликт. Замечено, что в тех социальных группах, где довольно часты небольшие конфликты, редко доходит до насилия. Вопрос заключается в том, как разрешить конфликт. Имеется 3 типа подходов к урегулированию конфликта:
1) одна из сторон (все стороны) стремятся одержать победу.
В данном случае стороны исходят из отсутствия общих интересов. Каждый участник стремится силой заставить другого подчиниться. Ориентация на победу влечет за собой насилие, в итоге оставляя проблему нерешенной.
2) участники конфликта игнорируют его наличие и бездействуют (односторонние действия.)
Происходит в данном случае игнорирование наличия конфликта, что ведет к его накоплению, а затем к стихийным внезапным формам его разрешения, часто сопровождающегося агрессией.
3) с помощью третьей стороны или без нее участники обсуждают проблему, которая вызвала конфликт, чтобы найти взаимоприемлемое решение
(совместные действия).
Таким образом, цель урегулирования конфликта заключается в том, чтобы направить участников на поиск взаимоприемлемого решения.
Итак, при возникновении конфликта в отношениях между участниками образовательного процесса рекомендуется придерживаться следующего алгоритма его конструктивного завершения:
1. проанализировать и отрегулировать своё эмоциональное состояние;
2. проанализировать ситуацию (повод и причины конфликта);
3. выявить её участников, их интересы в конфликте;
4. организовать совместное обсуждение вариантов завершения конфликта.
5. при необходимости обратиться к помощи посредника (третьей стороны).
- 1. Предмет и методы педагогической конфликтологии.
- 2. Социально-историческое назначение педагогической конфликтологии.
- 3. Научные основы педагогического конфликта, его сущность, типы, виды.
- 4. Особенности конфликтных ситуаций, условия их возникновения в процессе функционирования педагогической системы школы.
- 5. Виды внеучебной и учебной детерминированности конфликтов личности.
- 6. Проблемы школьной адаптации.
- 7. Классификация видов школьных конфликтов.
- 8. Приемы прогнозирования видов конфликта.
- 9. Приемы разрешения видов конфликта.
- 10. Управление развитием конфликтов в педагогических системах.
- 11. Предупреждение конфликтов в педагогических системах.
- 12. Приемы проектирования, конструирования конфликтов
- 14. Конфликтологическая компетентность педагогов.
- 15. Нравственные отношения и нормы в конфликтных ситуациях
- 16. Философия педагогического конфликта.
- 17. Конфликтологическая культура педагога.
- 18. Педагогика фасилитации.
- 19. Смысл и формы рефлексивности педагогической деятельности.
- 20. Общение как источник конфликтов. Основные функции общения. Барьеры общения.
- 21. Возрастные особенности участников конфликтного взаимодействия.
- 22. Основные тенденции поведения человека в конфликте. Механизмы саморегуляции
- 23. Алгоритм конструктивного поведения педагога в конфликте
- 24. Выбор стиля поведения в конфликте.
- 25. Методы анализа и разработки вариантов решения конфликта.
- 26. Алгоритм конструктивного завершения конфликта.
- 27. Принципы управления педагогическими конфликтами.
- 28. Организация переговорного процесса как метод разрешения конфликтов.
- 29. Человеческий фактор в конфликте.
- 30. Конфликт как динамическая система