28. Организация переговорного процесса как метод разрешения конфликтов.
Наиболее эффективным способом разрешения конфликтов являются переговоры.
Конструктивные возможности переговоров и посредничества крайне высоки. Одним из существенных плюсов данного метода является то, что его применение возможно как при вертикальных конфликтах («вертикальные переговоры»: преподаватель - группа учащихся; учащиеся - администрация школы), так и при горизонтальных («горизонтальные переговоры»: группа учащихся - группа учащихся). В случае особой остроты конфликтной ситуации или невозможности провести переговоры своими силами как дополнение к методу переговоров используется технология посредничества.
В процедуре посредничества задействуется независимая нейтральная третья сторона, посредник, который содействует в переговорах между сторонами в неформальной обстановке и помогает им найти приемлемое соглашение и достигнуть его. Основными принципами посредничества являются:
•нейтральность (эмоционально посредник не присоединяется к какой-то стороне);
•беспричастность (не заинтересованность в выигрыше одной из сторон).
Посредник не берет ответственность за решения, к которым придут стороны, его функция - организация процесса переговоров.
Однако есть и дисфункциональные последствия переговорного процесса. Метод переговоров эффективен в рамках определенного коридора, выходя за который переговорный процесс теряет свою эффективность как метод разрешения конфликта и становится способом поддержания конфликтной ситуации.
У переговоров есть своя сфера позитивного действия, но они не всегда являются оптимальным способом разрешения конфликта. Затягивание переговоров, выигрыш времени для концентрации ресурсов, маскировка переговорами деструктивных действий, дезинформация оппонента на переговорах - это негативные моменты переговорного процесса.
Таким образом, можно сделать вывод: эффективная стратегия переговоров - это, прежде всего, стратегия согласия, поиска и приумножения общих интересов и умение их сочетать таким образом, который не будет впоследствии вызывать желание нарушить достигнутое соглашение. В реальной жизни преподавателям зачастую просто не хватает культуры переговорного процесса, навыков ведения переговоров, желания вступить в коммуникацию с оппонентом.
- 1. Предмет и методы педагогической конфликтологии.
- 2. Социально-историческое назначение педагогической конфликтологии.
- 3. Научные основы педагогического конфликта, его сущность, типы, виды.
- 4. Особенности конфликтных ситуаций, условия их возникновения в процессе функционирования педагогической системы школы.
- 5. Виды внеучебной и учебной детерминированности конфликтов личности.
- 6. Проблемы школьной адаптации.
- 7. Классификация видов школьных конфликтов.
- 8. Приемы прогнозирования видов конфликта.
- 9. Приемы разрешения видов конфликта.
- 10. Управление развитием конфликтов в педагогических системах.
- 11. Предупреждение конфликтов в педагогических системах.
- 12. Приемы проектирования, конструирования конфликтов
- 14. Конфликтологическая компетентность педагогов.
- 15. Нравственные отношения и нормы в конфликтных ситуациях
- 16. Философия педагогического конфликта.
- 17. Конфликтологическая культура педагога.
- 18. Педагогика фасилитации.
- 19. Смысл и формы рефлексивности педагогической деятельности.
- 20. Общение как источник конфликтов. Основные функции общения. Барьеры общения.
- 21. Возрастные особенности участников конфликтного взаимодействия.
- 22. Основные тенденции поведения человека в конфликте. Механизмы саморегуляции
- 23. Алгоритм конструктивного поведения педагога в конфликте
- 24. Выбор стиля поведения в конфликте.
- 25. Методы анализа и разработки вариантов решения конфликта.
- 26. Алгоритм конструктивного завершения конфликта.
- 27. Принципы управления педагогическими конфликтами.
- 28. Организация переговорного процесса как метод разрешения конфликтов.
- 29. Человеческий фактор в конфликте.
- 30. Конфликт как динамическая система