2. Социально-историческое назначение педагогической конфликтологии.
Педагогическая конфликтология – теоретико-прикладное направление:
– изучение природы и причин педагогических конфликтов,
– разработка методов их практического регулирования и разрешения.
Причины возникновения педагогических конфликтов:
• социально-экономические и политические условия
• разрушение производственных связей и структур
• изменение сложившихся ранее институтов социализации и воспитания
• сдвиги в области культурных ориентации всей общественной системы
• масштабное развитие криминогенной ситуации
• падение престижа педагогической профессии в обществе
• снижение уровня воспитательной работы в образовательных учреждениях
• авторитарность в школьном управлении
• возросшая напряженность в межличностных отношениях в школьном социуме
• невротический стиль общения во многих семьях
Педконфликт -неизбежное социальное явление:
• Педагогическая или управленческая деятельность –проблемы выстраивания человеческих отношений.
Техники:
-внедрение в повседневную практику технологий «конструирования» здорового социума,
- утверждения нормальных взаимоотношений его формальных и неформальных структур.
- оптимизация всех форм общения
- оказание психологической и педагогической помощи
- разработка вопросов адаптации новых педагогов к социально-психологическим условиям коллектива,
- регулирования процессов идентификации и интеграции,
- мониторинговые социально-психологические исследования конфликтогенности школьных социумов,
- создание и функционирование конфликтологических служб в образовательных учреждениях.
конфликтологическая компетентность:
аттестации руководящих и педагогических работников
2001 году впервые кафедрой человековедческих технологий Института повышения квалификации и переподготовки работников народного образования Московской области разработана диагностическая карта по определению уровня человековедческой компетентности современного педагога).
- 1. Предмет и методы педагогической конфликтологии.
- 2. Социально-историческое назначение педагогической конфликтологии.
- 3. Научные основы педагогического конфликта, его сущность, типы, виды.
- 4. Особенности конфликтных ситуаций, условия их возникновения в процессе функционирования педагогической системы школы.
- 5. Виды внеучебной и учебной детерминированности конфликтов личности.
- 6. Проблемы школьной адаптации.
- 7. Классификация видов школьных конфликтов.
- 8. Приемы прогнозирования видов конфликта.
- 9. Приемы разрешения видов конфликта.
- 10. Управление развитием конфликтов в педагогических системах.
- 11. Предупреждение конфликтов в педагогических системах.
- 12. Приемы проектирования, конструирования конфликтов
- 14. Конфликтологическая компетентность педагогов.
- 15. Нравственные отношения и нормы в конфликтных ситуациях
- 16. Философия педагогического конфликта.
- 17. Конфликтологическая культура педагога.
- 18. Педагогика фасилитации.
- 19. Смысл и формы рефлексивности педагогической деятельности.
- 20. Общение как источник конфликтов. Основные функции общения. Барьеры общения.
- 21. Возрастные особенности участников конфликтного взаимодействия.
- 22. Основные тенденции поведения человека в конфликте. Механизмы саморегуляции
- 23. Алгоритм конструктивного поведения педагога в конфликте
- 24. Выбор стиля поведения в конфликте.
- 25. Методы анализа и разработки вариантов решения конфликта.
- 26. Алгоритм конструктивного завершения конфликта.
- 27. Принципы управления педагогическими конфликтами.
- 28. Организация переговорного процесса как метод разрешения конфликтов.
- 29. Человеческий фактор в конфликте.
- 30. Конфликт как динамическая система