logo
пед

25. Методы анализа и разработки вариантов решения конфликта.

Среди методов управления педагогическими конфликтами выделяют:

- методы анализа ситуации (картография конфликта, метод вопросов к эксперту, метод творческой визуализации);

- методы прогнозирования возможных результатов и выбора стратегии взаимодействия (“мозговая атака”, круговая диаграмма, НАОС);

- методы убеждения конфликтующих в общности цели, взаимной выгоды совместной работы;

- метод разделения объекта спора, уточнения границ полномочий, ответственности;

- метод устранения дефицита объекта конфликта;

- методы организации переговорного процесса, посредничество;

- методы контроля за осуществлением соглашения.

1. Процесс картографии имеет следующие достоинства:

- ограничивает дискуссию определёнными формальными рамками предотвращая чрезмерное проявление эмоций;

- создаёт атмосферу эмпатии т. к. выслушивается мнение людей, считавших ранее, что они не услышаны;

- придаёт систематический характер взглядам каждой стороны на проблему;

- наталкивает на новые направления в выборе решений.

 

2. Метод вопросов к эксперту подразумевает, что человек, вступивший в конфликтное взаимодействие пытается самому себе задать вопросы, направленные на поиск причины конфликта в себе, в своём поведении. Вопросник предложен Д.Г. Скотт.

  3. Эффективным методом разработки возможных альтернатив и выбора стратегии взаимодействия является “мозговая атака”. Основополагающим правилом применения этого метода является отказ от всякой критики и оценки идей. Предлагаются следующие ориентиры проведения “мозговой атаки”:

- до “мозговой атаки”: определить свою цель, выбрать несколько участников, сменить обстановку, создать неформальную атмосферу, избрать ведущего;

- во время “мозговой атаки”: посадить участников рядом, материалы по проблеме должны быть перед ними, выяснить основополагающие правила, включая отсутствие критики, попытаться выдвинуть большой перечень идей, подходя к вопросу со всех возможных сторон, записывать идеи так, чтобы было всем видно;

- после “мозговой атаки”: провести отбор (поставив каждое предложение в одну из категорий: 1. очень полезное; 2. не хватает некоторых элементов; 3. непрактичное); выделить самые многообещающие идеи, придумать пути улучшения перспективных идей, определить время оценки идей и принятия решения.

4. При разработке альтернатив для разрешения трудной ситуации чрезвычайно полезно обдумать заранее, какая из них будет наилучшей в том случае, если не удастся достичь соглашения. Специалисты-конфликтологи пользуются аббревиатурой НАОС (наилучшая альтернатива обсуждаемому соглашению). Повод для ведения переговоров состоит в том, что бы достичь чего-то лучшего по сравнению с теми результатами, которые можно получить без переговоров. НАОС - это мера, способная измерить любое предложенное соглашение. Например, до поручения какого-либо задания учащемуся педагогу необходимо продумать запасную кандидатуру, на случай если ученик по каким-либо причинам не сможет данное задание выполнить. Или учителю, просящему администрацию о повышении заработной платы, хорошо бы иметь одно-два перспективных предложения из других школ.