25. Методы анализа и разработки вариантов решения конфликта.
Среди методов управления педагогическими конфликтами выделяют:
- методы анализа ситуации (картография конфликта, метод вопросов к эксперту, метод творческой визуализации);
- методы прогнозирования возможных результатов и выбора стратегии взаимодействия (“мозговая атака”, круговая диаграмма, НАОС);
- методы убеждения конфликтующих в общности цели, взаимной выгоды совместной работы;
- метод разделения объекта спора, уточнения границ полномочий, ответственности;
- метод устранения дефицита объекта конфликта;
- методы организации переговорного процесса, посредничество;
- методы контроля за осуществлением соглашения.
1. Процесс картографии имеет следующие достоинства:
- ограничивает дискуссию определёнными формальными рамками предотвращая чрезмерное проявление эмоций;
- создаёт атмосферу эмпатии т. к. выслушивается мнение людей, считавших ранее, что они не услышаны;
- придаёт систематический характер взглядам каждой стороны на проблему;
- наталкивает на новые направления в выборе решений.
2. Метод вопросов к эксперту подразумевает, что человек, вступивший в конфликтное взаимодействие пытается самому себе задать вопросы, направленные на поиск причины конфликта в себе, в своём поведении. Вопросник предложен Д.Г. Скотт.
3. Эффективным методом разработки возможных альтернатив и выбора стратегии взаимодействия является “мозговая атака”. Основополагающим правилом применения этого метода является отказ от всякой критики и оценки идей. Предлагаются следующие ориентиры проведения “мозговой атаки”:
- до “мозговой атаки”: определить свою цель, выбрать несколько участников, сменить обстановку, создать неформальную атмосферу, избрать ведущего;
- во время “мозговой атаки”: посадить участников рядом, материалы по проблеме должны быть перед ними, выяснить основополагающие правила, включая отсутствие критики, попытаться выдвинуть большой перечень идей, подходя к вопросу со всех возможных сторон, записывать идеи так, чтобы было всем видно;
- после “мозговой атаки”: провести отбор (поставив каждое предложение в одну из категорий: 1. очень полезное; 2. не хватает некоторых элементов; 3. непрактичное); выделить самые многообещающие идеи, придумать пути улучшения перспективных идей, определить время оценки идей и принятия решения.
4. При разработке альтернатив для разрешения трудной ситуации чрезвычайно полезно обдумать заранее, какая из них будет наилучшей в том случае, если не удастся достичь соглашения. Специалисты-конфликтологи пользуются аббревиатурой НАОС (наилучшая альтернатива обсуждаемому соглашению). Повод для ведения переговоров состоит в том, что бы достичь чего-то лучшего по сравнению с теми результатами, которые можно получить без переговоров. НАОС - это мера, способная измерить любое предложенное соглашение. Например, до поручения какого-либо задания учащемуся педагогу необходимо продумать запасную кандидатуру, на случай если ученик по каким-либо причинам не сможет данное задание выполнить. Или учителю, просящему администрацию о повышении заработной платы, хорошо бы иметь одно-два перспективных предложения из других школ.
- 1. Предмет и методы педагогической конфликтологии.
- 2. Социально-историческое назначение педагогической конфликтологии.
- 3. Научные основы педагогического конфликта, его сущность, типы, виды.
- 4. Особенности конфликтных ситуаций, условия их возникновения в процессе функционирования педагогической системы школы.
- 5. Виды внеучебной и учебной детерминированности конфликтов личности.
- 6. Проблемы школьной адаптации.
- 7. Классификация видов школьных конфликтов.
- 8. Приемы прогнозирования видов конфликта.
- 9. Приемы разрешения видов конфликта.
- 10. Управление развитием конфликтов в педагогических системах.
- 11. Предупреждение конфликтов в педагогических системах.
- 12. Приемы проектирования, конструирования конфликтов
- 14. Конфликтологическая компетентность педагогов.
- 15. Нравственные отношения и нормы в конфликтных ситуациях
- 16. Философия педагогического конфликта.
- 17. Конфликтологическая культура педагога.
- 18. Педагогика фасилитации.
- 19. Смысл и формы рефлексивности педагогической деятельности.
- 20. Общение как источник конфликтов. Основные функции общения. Барьеры общения.
- 21. Возрастные особенности участников конфликтного взаимодействия.
- 22. Основные тенденции поведения человека в конфликте. Механизмы саморегуляции
- 23. Алгоритм конструктивного поведения педагога в конфликте
- 24. Выбор стиля поведения в конфликте.
- 25. Методы анализа и разработки вариантов решения конфликта.
- 26. Алгоритм конструктивного завершения конфликта.
- 27. Принципы управления педагогическими конфликтами.
- 28. Организация переговорного процесса как метод разрешения конфликтов.
- 29. Человеческий фактор в конфликте.
- 30. Конфликт как динамическая система