Когда использовать комитеты
Как и другие инструменты управления, комитет будет эффективным только тогда, когда все или большая часть факторов данной ситуации диктуют выбор именно этого инструмента. Большинство теоретиков управления советуют прибегать к этой форме управления, когда группа может выполнить эту работу лучше, чем один руководитель, или когда организация, передавая всю власть в руки одного человека, подвергает себя риску. Ниже приводятся ситуации, когда управление с помощью комитетов может быть предпочтительным.
1. Когда проблема требует большого опыта в какой-то определенной области, можно использовать такой инструмент как комитет для оказания лицу, ответственному за данный вопрос, консультативной помощи для принятия решения. В сегодняшней сложной и быстро меняющейся обстановке вряд ли можно ожидать, что главный руководитель диверсифицированного предприятия будет обладать знанием всех факторов, влияющих нa организацию. Мнения членов комитета относительно всех «за» и «против» в новой и сложной области, особенно если фирма никогда до этого ею не занималась, могут быть чрезвычайно полезны. Примерами таких ситуаций могут служить решения выйти на новый рынок, создать производство новой продукции, приобрести другую компанию или осуществить слияние с ней, найти источники больших кредитов для развития компании и внести существенные изменения в политику фирмы, чтобы удовлетворить социальные или законодательные требования.
2. Когда предлагаемое решение наверняка окажется весьма непопулярным в организации, использование комитета для принятия решения может способствовать ослаблению недовольства в отношении действий конкретных ответственных лиц. Опекунский совет университета часто принимает непопулярные решения, которые, если бы их принял только президент или канцлер, подвергли бы их неприятному давлению со стороны общественности.
3. Когда коллективное принятие решения поднимает дух организации, комитет может привлечь подчиненных к участию в процессе выработки решений. Иногда, если решение навязано сотрудникам сверху, и никто из руководителей не поинтересовался их мнением по этому поводу, это может привести к подрыву морального состояния подчиненных.
4. Когда есть необходимость координировать работу разных подразделений организации, комитет может явиться форумом для высказывания точек зрения руководителей и помочь им понять свое место в общем деле.
5. Когда нежелательно сосредоточивать всю власть в руках одного человека, комитет может распределить полномочия между несколькими лицами. Это поможет организации избежать ошибок в важнейших вопросах и ослабить давление на высшее руководство. Страховые компании часто пользуются этим инструментом для оценки и одобрения капиталовложений, если они сопряжены с крупными суммами и необходимостью использовать консервативную тактику.
Своей печальной известностью неэффективного инструмента комитеты часто обязаны их неправильному использованию. Именно они страдают из-за некомпетентного управления. Ниже мы приводим характерные ошибки по отношению к такой форме управления как комитет и ситуации, где один руководитель добьется большей эффективности, чем группа.
1. Отсутствие четкого описания прав и обязанностей комитета. В этом случае комитет столкнется с теми же проблемами, что и отдельная личность в похожей ситуации. Перед тем как образовать комитет, руководство должно точно решить, с какой целью он создается: для определения проблемы, для выработки и оценки альтернативных решений, для рекомендации соответствующего курса или для выработки и выполнения решения (для этого комитет должен обладать линейными полномочиями).
2. Неправильно определенная численность комитета. Часто в комитет вводят все новых членов не потому, что они своим опытом действительно улучшат его работу, а для придания большей политической силы. Оптимальная численность — от 5 до 10 человек. Если в комитете будет меньше 5 человек, то этого может оказаться недостаточно для извлечения выгоды из различия мнений, а комитет, состоящий более чем из 10 человек, ограничивает участие каждого в обсуждении вопроса.
3. Потери времени. Норткот К. Паркинсон заметил, что у комитетов наблюдается тенденция тратить больше времени на понятные всем членам вопросы, чем на те, что отличаются большей сложностью. Это происходит потому, что многие люди не хотят демонстрировать своего невежества, выступая на незнакомую или запутанную тему. Поэтому комитеты иногда ведут бесконечные споры на тривиальные темы, а решения по важнейшим вопросам принимают за несколько минут. Паркинсон называет это законом тривиальности. «Время, затраченное на любой пункт повестки дня обратно пропорционально сумме, которая за ним стоит». Время — ресурс дорогостоящий, и комитеты, которые тратят его на тривиальные вопросы, возможно, не так уж и нужны.
4. Замедленное принятие и выполнение решений. Ни одна группа не в состоянии действовать так же быстро и решительно, как компетентная личность, и это общепризнанно. Однако, Президент США не может объявить войну, хотя на ограниченный период ему даны полномочия использовать вооруженные силы для зашиты государства любым способом, какой он сочтет нужным.
5. Компромисс порождает посредственность. Какой бы вопрос ни обсуждался в группе, голосование редко бывает единогласным. Если расхождение во мнениях очень велико, то устраивающее всех компромиссное решение будет характеризоваться наименьшим коэффициентом согласия в группе.
6. Чрезмерные затраты. Если решения принимаются группой, затраты на ее работу намного превосходят затраты на принятие решений одним лицом. Поэтому, перед тем как передавать вопрос на рассмотрение комитета, высшее руководство должно подсчитать, в какие суммы это выльется.
7. Единомыслие. Такое явление как конформизм может помешать комитету критически проанализировать все альтернативные предложения. Группа может с легкостью проявить чрезмерный энтузиазм по поводу одного проекта и чрезмерную осторожность по поводу другого. При таком энтузиазме отдельные лица могут постесняться выразить вслух свои сомнения или поддержку относительно непопулярного проекта, боясь, что коллеги сочтут их «нелояльными членами команды». Кроме всего сказанного выше, необходимо помнить, что комитеты — это группы, поэтому все характеристики, процессы и проблемы групп относятся также и к ним.
Резюме
1. Группа — это двое или более людей, взаимодействующих друг с другом таким образом, что каждый из них одновременно и оказывает влияние на другого, и испытывает его влияние.
2. Два типа формальной организации — это командная группа (руководитель и его непосредственные подчиненные) и комитет, или целевая группа.
3. Неформальная организация — это спонтанно возникшая группа людей, регулярно взаимодействующих для достижения какой-то определенной цели. Развитие неформальных организаций основано на социальном взаимодействии, происходящем в формальных организациях.
4. Хоторнские эксперименты Элтона Мэйо продемонстрировали, что организация — это социальная система. Хоторнский эффект — это условия, в которых новизна дела или дополнительное внимание к нему приводят к искаженному (чересчур благополучному) результату эксперимента.
5. Люди вступают в группы, чтобы обрести принадлежность, помощь, защиту и общение.
6 Первичные характеристики неформальных организаций — это социальный контроль, сопротивление переменам, появление неформальных лидеров и слухи. Модель Хоуманса показывает, что неформальные организации динамично взаимодействуют с формальными организациями, влияют на качество выполнения работы и на отношение людей к труду и к начальству.
7. В число проблем, связанных с неформальными организациями, входят: снижение эффективности, распространение ложных слухов и тенденция сопротивляться переменам. Потенциальные выгоды: большая преданность организации, высокий дух коллективизма и более высокая производительность труда наблюдаются в тех случаях, когда групповые нормы превосходят официально установленные.
8. Чтобы справиться с потенциальными проблемами и овладеть потенциальными выгодами неформальной организации, руководство должно признать неформальную организацию и работать с ней, прислушиваться к мнению неформальных лидеров и членов группы, учитывать эффективность решений неформальных организаций, разрешать неформальным группам участвовать в принятии решений и гасить слухи путем оперативного предоставления официальной информации.
9. Факторы, влияющие на эффективность малых формальных групп: размер, состав, групповые нормы, сплоченность, степень конфликтности, статус и функциональные роли членов группы. Самая эффективная группа — это та, чей размер соответствует ее задачам, в составе которой находятся люди с непохожими чертами характера, чьи нормы способствуют достижению целей организации и созданию духа коллективизма, где здоровый уровень конфликтности, хорошее выполнение как целевых, так и поддерживающих ролей и где имеющие высокий статус члены группы не доминируют.
10. Собрание будет более эффективным, если тот, кто его ведет, заранее определит конкретные цели этого собрания, использует способности всех присутствующих, создаст атмосферу доверия, будет эффективно управлять конфликтами и избегать группового единомыслия.
11. Комитеты создаются для заполнения пробелов в организационных структурах таким образом, чтобы решать задачи, не входящие в компетенцию ни одного из отделов, координировать деятельность отделов и выполнять специальные функции. Постоянные комитеты — это комитеты, существующие перманентно, а специальные комитеты — это временные образования. Комитет с линейными полномочиями не что иное, как «множественный руководитель».
12. Комитеты приносят наибольшую пользу в ситуациях, где принимаемое решение скорее всего будет непопулярным и где групповое решение поднимет дух организации, где необходимо координировать деятельность различных подразделений или когда нежелательно отдавать всю власть в одни руки.
Управление самостоятельной работой студента – 4 часов.
- Содержание рабочей программы дисциплины
- 2. Место дисциплины в структуре ооп
- 3. Структура и содержание дисциплины Содержание дисциплины
- 4. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- Программное обеспечение, Интернет-ресурсы,
- Друкер об управлении
- Уровни управления
- Менеджер в сравнении с предпринимателем
- Управление, направленное на успех
- Составляющие успеха организации
- Древняя практика - новая наука
- Управление и организации до 1900 года
- Систематизированный взгляд на управление
- Подходы на основе выделения различных школ
- Научное управление (1885 —1920)
- Классическая, или административная школа в управлении (1920 —1950)
- Школа человеческих отношений (1930—1950). Поведенческие науки (1950 — по настоящее время)
- Наука управления или количественный подход (1950 — по настоящее время)
- Процессный подход
- Функции процесса управления
- Связующие процессы
- Системный подход
- Системные концепции
- Переменные и системный подход
- Ситуационный подход
- Ситуационный подход и процесс управления
- Задания для самостоятельной работы
- Вопросы для повторения:
- Ситуация для анализа: Меняющиеся трудовые ресурсы
- Внутренние переменные
- Структура
- Технология
- Взаимосвязанность внутренних переменных
- Системная модель внутренних переменных
- Организация и ее среда
- Значение внешней среды
- Определение внешней среды
- Характеристики внешней среды
- Сложность внешней среды
- Подвижность среды
- Неопределенность внешней среды
- Среда прямого воздействия
- Поставщики
- Законы и государственные органы
- Потребители
- Конкуренты
- Среда косвенного воздействия
- Технология
- Состояние экономики
- Социокультурные факторы
- Политические факторы
- Отношения с местным населением
- Международное окружение
- Развитие управления международным бизнесом
- Разновидности международного бизнеса
- Факторы международной среды
- Практическое занятие 1.
- (2 Часа) вопросы для обсуждения
- Ситуация для анализа: Изменения скучной по содержанию работы
- Вопросы
- Задания для самостоятельной работы
- Вопросы для повторения
- Ситуация для анализа: Дерегулирование работы авиалиний
- Вопросы
- Прибыль и эффективность
- Прямое социальное действие
- Ответственность юридическая в соотнесении с ответственностью социальной
- Аргументы за и против социальной ответственности
- Аргументы в пользу социальной ответственности
- Аргументы против социальной ответственности
- Социальная ответственность на практике
- Заключительные замечания
- Этика и современное управление
- Результаты исследований
- Повышение показателей этичности поведения
- Задания для самостоятельной работы
- Вопросы для повторения
- Ситуация для анализа 1: Современная этика: дело э. Ф. Хаттона
- Вопросы
- Ситуация для анализа 2 Генри Форд в сравнении с Альфредом п. Слоуном, мл
- Вопросы
- Ситуация для анализа 3 Корпорация «Ньютри Уэй Хелс Фудз»
- Вопросы
- Коммуникации между организацией и ее средой
- Коммуникации между уровнями и подразделениями
- Коммуникационный процесс
- Элементы и этапы процесса коммуникаций
- Обратная связь и помехи
- Межличностные коммуникации
- Преграды на пути межличностных коммуникаций
- Совершенствование искусства общения
- Организационные коммуникации
- Преграды в организационных коммуникациях
- Совершенствование коммуникаций в организациях
- Задания для самостоятельной работы
- Вопросы для повторения
- Ситуация для анализа: Управление коммуникациями в корпорации «МакКессон»
- Вопросы
- Организационные решения
- Подходы к принятию решений
- Рациональное решение проблем
- Этапы рационального решения проблем
- Другие факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений
- Личностные оценки руководителя
- Среда принятия решения
- Информационные ограничения
- Поведенческие ограничения
- Негативные последствия
- Взаимозависимость решений
- Практическое занятие 2.
- (2 Часа) вопросы для обсуждения
- Ситуация для анализа: Три спорных решения
- Вопросы
- Задания для самостоятельной работы
- Вопросы для повторения
- Отличительные особенности науки управления
- Моделирование Что такое модель
- Необходимость моделирования
- Типы моделей
- Процесс построения модели
- Общие проблемы моделирования
- Обзор моделей науки управления
- Методы принятия решений
- Платежная матрица
- Дерево решений
- Методы прогнозирования
- Неформальные методы
- Количественные методы протезирования
- Качественные методы прогнозирования
- Задания для самостоятельной работы
- Вопросы для повторения
- Ситуация для анализа1: Прогнозирование посещений стадиона
- Вопросы
- Ситуация для анализа 2 Дэвенпортский университет
- Вопросы
- Ситуация для анализа 3 Принятие групповых решений в Центре систем и исследований фирмы «Ханиуэлл»
- Вопросы.
- Сущность стратегии
- Планирование и успех организаций
- Цели организации
- Миссия организации
- Ценности и цели высшего руководства
- Характеристики целей
- Оценка и анализ внешней среды
- Управленческое обследование внутренних сильных и слабых сторон организации
- Изучение стратегических альтернатив
- Стратегические альтернативы
- Выбор стратегии
- Планирование международной деятельности
- Практическое занятие 3.
- (2 Часа) вопросы для обсуждения
- Ситуация для анализа: Стратегическое планирование на фирме «Сирс»
- Вопросы
- Задания для самостоятельной работы
- Вопросы для повторения
- Тактика
- Политика
- Процедуры
- Правила
- Проблемы, связанные с правилами и процедурами
- Управление реализацией стратегического плана и контроль за его выполнением
- Бюджеты
- Управление по целям
- Эффективность программ мво
- Оценка стратегического плана
- Оценка стратегии
- Проверка соответствия стратегии и структуры
- Практическое занятие 4.
- (2 Часа) вопросы для обсуждения
- Ситуация для анализа: Последовательная реализация стратегии на фирме «Тойз'р'Ас»
- Вопросы
- Задания для самостоятельной работы
- Вопросы для повторения
- Делегирование
- Ответственность в контексте делегирования
- Организационные полномочия
- Линейные и аппаратные (штабные) полномочия
- Линейные полномочия
- Типы административного аппарата
- Разновидности аппаратных (штабных) полномочий
- Эффективная организация распределения полномочий
- Организация взаимоотношений между линейными и штабными полномочиями
- Линейные полномочия и координация
- Препятствия к эффективному делегированию
- Практическое занятие 5.
- (2 Часа) вопросы для обсуждения
- Ситуация для анализа: Организация фирмы «Федерал Экспресс»
- Вопросы
- Задания для самостоятельной работы
- Вопросы для повторения
- Проектирование организационной структуры
- Бюрократия
- Департаментализация
- Функциональная организационная структура
- Дивизиональная структура
- Организационные структуры фирм, действующих на международных рынках
- Адаптивные структуры
- Адаптивные и механистические организационные структуры
- Проектная организация
- Матричные структуры организации
- Организация конгломератного типа
- Централизованные и децентрализованные организации
- Степень централизации
- Факторы, определяющие степень децентрализации
- Интеграция структуры
- Влияние интеграции на достижение целей организации
- Методы достижения эффективной интеграции
- Задания для самостоятельной работы
- Вопросы для повторения
- Ситуация для анализа: Децентрализация командования тактическими ввс сша
- Вопросы
- Первоначальные концепции
- Современные теории мотивации
- Первичные и вторичные потребности
- Вознаграждения
- Содержательные теории мотивации
- Иерархия потребностей по Маслоу
- Теория потребностей МакКлелланда
- Двухфакторная теория Герцберга
- Процессуальные теории мотивации
- Теория ожиданий
- Теория справедливости
- Применимость теории справедливости в практике управления
- Модель Портера-Лоулера
- Мотивация и компенсация
- Практическое занятие 6.
- (2 Часа) вопросы для обсуждения
- Ситуация для анализа: клуб 100
- Задания для самостоятельной работы
- Вопросы для повторения
- Почему необходим контроль?
- Предварительный контроль
- Текущий контроль
- Заключительный контроль
- Процесс контроля
- Установление стандартов
- Сопоставление достигнутых результатов с установленными стандартами
- Действия
- Поведенческие аспекты контроля
- Возможные негативные последствия
- Рекомендации науки о поведении по проведению эффективного контроля
- Характеристики эффективного контроля
- Стратегическая направленность контроля
- Ориентация на результаты
- Соответствие делу
- Своевременность контроля
- Гибкость контроля
- Простота контроля
- Экономичность контроля
- Контроль на международном уровне
- Информационно-управляющие системы в планировании и контроле
- Необходимость в формальной информационной системе
- Компьютерная революция и иус
- Проектирование иус
- Повышение эффективности иус
- Практическое занятие 7.
- (2 Часа) вопросы для обсуждения
- Ситуация для анализа: Контроль в корпорации «Дженерал Электрик Кредит»
- Вопросы
- Задания для самостоятельной работы
- Вопросы для повторения
- Страна Сафари
- Вопросы
- Ситуация для анализа 2 Западный Банк
- Вопросы
- Формальные и неформальные группы
- Хоторнские эксперименты
- Развитие неформальных организаций и их характеристики Как возникают неформальные организации
- Почему люди вступают в группы и неформальные организации
- Характеристики неформальных организаций
- Управление неформальной организацией Модель Хоманса
- Трудности и выгоды, связанные с неформальными организациями
- Как повысить эффективность групп
- Факторы, влияющие на эффективность работы группы
- Рекомендации по проведению эффективных собраний
- Полномочия и комитеты
- Когда использовать комитеты
- Задания для самостоятельной работы
- Вопросы для повторения
- Ситуация для анализа: Участие трудящихся в управлении
- Вопросы
- Руководство в организации
- Влияние и власть
- Баланс власти
- Формы власти и влияния
- Власть, основанная на принуждении. Влияние через страх.
- Власть, основанная на вознаграждении. Влияние через положительное подкрепление.
- Законная власть. Влияние через традиции.
- Власть примера. Влияние с помощью харизмы
- Власть эксперта. Влияние через разумную веру
- Убеждение и участие
- Влияние путем убеждения
- Влияние через участие (привлечение) трудящихся в управлении
- Практическое использование влияния
- Практическое занятие 8.
- (2 Часа) вопросы для обсуждения
- Ситуация для анализа: Использование власти в отрасли, производящей компьютеры
- Вопросы
- Задания для самостоятельной работы
- Вопросы для повторения
- Подход с позиции личных качеств
- Поведенческий подход
- Ситуационный подход
- Поведенческий подход к лидерству
- Автократичное и демократичное руководство
- Руководство, сосредоточенное на работе и на человеке
- Четыре системы Лайкерта
- Двумерная трактовка стилей лидерства
- Стиль, удовлетворение и производительность Дебаты о стиле руководства
- Ситуационные подходы к эффективному лидерству
- Ситуационная модель руководства Фидлера
- Подход «путь—цель» Митчела и Хауса
- Теория жизненного цикла
- Модель принятия решений руководителем Врума—Йеттона
- Адаптивное руководство. Заключительные замечания
- Задания для самостоятельной работы
- Вопросы для повторения
- Ситуация для анализа: Виктор Киам и электробритва «Ремингтон»
- Вопросы
- Типы конфликта
- Причины конфликта
- Модель процесса конфликта
- Управление конфликтной ситуацией
- Структурные методы
- Межличностные стили разрешения конфликтов
- Природа организационных измерений
- Управление изменениями
- Меры успешного проведения изменений в организации
- Использование участия работников в управлении для осуществления перемен
- Преодоление сопротивления переменам
- Организационное развитие
- Что такое организационное развитие
- Предпосылки и ценности ор
- Участие в ор
- Природа стресса
- Что такое стресс
- Причины стресса
- Как управлять, чтобы повысить производительность и понизить уровень стресса
- Задания для самостоятельной работы
- Вопросы для повторения
- Ситуация для анализа 1: Перемены в «Бэнк оф Америка»
- Вопросы
- Ситуация для анализа 2 «Мид-Caym Эрлайнз»
- Вопросы
- Ситуация для анализа 3 Джек Уэлч и «Дженерал Электрик»
- Вопросы
- Технологии и формы обучения Рекомендации по освоению дисциплины для студента
- Оценочные средства и методики их применения
- 1. Карта уровней освоения компетенции1
- 2. Фонды оценочных средств Вопросы к зачету
- Темы эссе
- Критерии оценивания ответов студентов на зачете