Факторы, определяющие степень децентрализации
Вскоре после первой мировой войны такие фирмы, как «Дженерал Моторс», «Дюпон», «Сирс» и «Стандарт Ойл оф Нью-Джерси» осознали серьезность потенциальных проблем, заключавшихся в функциональных централизованных структурах. Хотя функциональная организация и централизованный порядок принятия решений в прошлом доказал свою эффективность, по мере расширения номенклатуры продукции этих фирм, проявления активности в новых областях бизнеса, выхода на международные рынки, руководство высшего звена осознало, что количество и сложность решений, которые они должны принимать, превышает их возможности. Руководство этих фирм пришло к выводу, что для обеспечения дальнейшего роста и развития организации, а также эффективности решений, принимаемых по ключевым вопросам, необходимо делегировать некоторые важные полномочия нижестоящим иерархическим уровням управления. Таким образом, эти организации стали переходить к децентрализованной структуре управления, при которой за высшим руководством остается решение вопросов долгосрочного планирования, распределения ресурсов фирмы по отделениям, координации и оценки деятельности отделений. Руководителям отделений было делегировано право принимать решения в области, непосредственно связанных с продукцией и услугами, за которые они отвечают.
Эта тенденция реорганизовывать структуру фирмы в соответствии ее стратегическими планами есть еще одна форма проявления уже приводившегося нами тезиса о том, что стратегия определяет структуру — тезиса, который получил очень много экспериментальных подтверждений. Примерно в то же время и по аналогичным причинам к децентрализованной дивизиональной структуре стали переходить и некоторые другие крупные фирмы: «Юнион Карбайд», «Вестингауз Электрик», «Ю. Эс. Раббер», «Гудрич» и сеть бакалейно-гастрономических магазинов «Эй энд Пи». Однако, как этого и следовало ожидать, подобная тенденция не стала всеобщей, и не все фирмы, внедрявшие децентрализованную структуру, продолжали двигаться в этом направлении. Так, например, в 1976 г. один из пионеров децентрализации, фирма «Сирс» начала реорганизовывать свою структуру в сторону большей централизации, что было вызвано снижением уровня прибыльности. В то время, как в существовавшей структуре большинство важных решений в отношении материально-технического снабжения и рекламы продукции в фирме «Сирс» ранее принималось на уровне директора магазина или управляющего районной сетью магазинов, в новой структуре они должны приниматься в штаб-квартире фирмы. Руководство фирмы «Сирс» пришло к заключению, что такой подход позволит лучше контролировать расходы, а на переговорах с поставщиками даст возможность лучше использовать все преимущества, связанные с масштабами фирмы и покупательной способностью «Сирс».
В 1984 г. «Дженерал Моторс» также реорганизовала часть своей прежде децентрализованной структуры, сделав ее более централизованной. Руководство фирмы посчитало, что такая реорганизация позволит выполнить график запуска в производство новых моделей, лучше контролировать издержки, ужесточить контроль качества и поможет отделениям фирмы перейти к выпуску более разнообразных моделей взамен нынешних машин, почти неотличимых друг от друга.
В прошлом «Дженерал Мотора» состояла из пяти отделений, и каждое разрабатывало и производило свои собственные модели автомобилей. Согласно новой структуре, разработка новых моделей была сосредоточена в двух отделениях (а не в пяти): большие автомобили и малолитражки. В отделение малолитражных автомобилей входят «Шевроле», «Понтиак» и «Дженерал Моторс оф Канада», а в отделение больших — «Бьюик», «Кадиллак» и «Олдсмобил». «Дженерал Моторс» будет продолжать сбывать свои автомобили через все пять отделений. Таким образом, в данном примере маркетинговые функции остались децентрализованными, а производство и техническая политика приобрели большую степень централизации.
Согласно результатам проведенного всеобъемлющего научного исследования, четыре отрасли отличаются наиболее высокой степенью децентрализации — это транспорт, химическая электротехническая и резинотехническая промышленность. По сравнению с более централизованными отраслями (пищевой и бумажной промышленностью, металлургией и машиностроением), эти отрасли отличаются высокой степенью диверсификации продукции и активностью на международных рынках.
У децентрализованных структур сегодня много сторонников. Частично это объясняется тем, что в них заложена мысль о том, что людям изначально присуща способность успешно справляться с поставленными задачами, а частично — многочисленными подтверждениями эффективности таких структур. Одно из наиболее ярких и убедительных доказательств было представлено Питером Друкером. Он был одним из первых, кто начал изучать, быть может, самый серьезный в мировой истории опыт создания децентрализованной организации; децентрализацию «Дженерал Моторс», предпринятую Альфредом П. Слоуном в 20-х годах. Основываясь на очевидном успехе децентрализации в «Дженерал Моторс», «Сирс», «Стандарт Ойл», «Дженерал Электрик» и «Дюпон», Друкер заключил, что «основное правило для любой организации состоит в том, чтобы вовлекать наименьшее число уровней управления и создавать кратчайшую цепь команд».
Очевидно, что многие руководители согласны с этим выводом. Большинство крупных американских корпораций имеют децентрализованную организацию. Их общая структура базируется на принципе федеральной децентрализации, при которой руководители важнейших отделений могут действовать почти полностью автономно во всем, что касается производимой ими продукции. Однако даже самые ярые сторонники децентрализации признают, что она не является единственным средством для любой ситуации. И централизация, и децентрализация имеют свои недостатки и преимущества, соотношение которых определяется внешними и внутренними переменными. Основные достоинства централизованных и децентрализованных структур в сводном виде показаны в табл. 12.3. Недостатки централизации состоят в том, что она закрывает пути получения преимуществ децентрализации, и наоборот.
Таблица 12.3. Преимущества централизации и децентрализации
Преимущества централизации |
1. Централизация улучшает контроль и координацию специализированных независимых функций, уменьшает количество и масштабы ошибочных решений, принимаемых менее опытными руководителями. 2. Сильное централизованное управление позволяет избежать ситуации, при которой одни отделы организации растут и развиваются за счет других или организации в целом. 3. Централизованное управление позволяет более экономно и легко использовать опыт и знания персонала центрального административного органа. |
Преимущества децентрализации |
1. Управлять особо крупными организациями централизованно невозможно из-за огромного количества требующейся для этого информации и, как следствие этого, сложности процесса принятия решений. 2. Децентрализация дает право принимать решения тому руководителю, который ближе всего стоит к возникшей проблеме и, следовательно, лучше всех ее знает. 3. Децентрализация стимулирует инициативу и позволяет личности отождествить себя с организацией. При децентрализованном подходе самое крупное подразделение организации кажется его руководителю совсем небольшим, и он может полностью понимать его функционирование, полностью контролировать его и ощущать себя частью этого подразделения. Такой руководитель может испытывать такой же энтузиазм в своем подразделении, как независимый предприниматель во всем своем бизнесе. 4. Децентрализация помогает подготовке молодого руководителя к более высоким должностям, предоставляя ему возможность принимать важные решения в самом начале его карьеры. Это обеспечивает приток в организацию талантливых руководителей. При этом предполагается, что талантливыми руководителями не рождаются, а становятся в процессе приобретения опыта. Поскольку при этом сроки продвижения от рядовых до высших должностей становятся короче, децентрализация способствует тому, что честолюбивый и напористый молодой руководитель остается в фирме и растет вместе с ней. |
- Содержание рабочей программы дисциплины
- 2. Место дисциплины в структуре ооп
- 3. Структура и содержание дисциплины Содержание дисциплины
- 4. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- Программное обеспечение, Интернет-ресурсы,
- Друкер об управлении
- Уровни управления
- Менеджер в сравнении с предпринимателем
- Управление, направленное на успех
- Составляющие успеха организации
- Древняя практика - новая наука
- Управление и организации до 1900 года
- Систематизированный взгляд на управление
- Подходы на основе выделения различных школ
- Научное управление (1885 —1920)
- Классическая, или административная школа в управлении (1920 —1950)
- Школа человеческих отношений (1930—1950). Поведенческие науки (1950 — по настоящее время)
- Наука управления или количественный подход (1950 — по настоящее время)
- Процессный подход
- Функции процесса управления
- Связующие процессы
- Системный подход
- Системные концепции
- Переменные и системный подход
- Ситуационный подход
- Ситуационный подход и процесс управления
- Задания для самостоятельной работы
- Вопросы для повторения:
- Ситуация для анализа: Меняющиеся трудовые ресурсы
- Внутренние переменные
- Структура
- Технология
- Взаимосвязанность внутренних переменных
- Системная модель внутренних переменных
- Организация и ее среда
- Значение внешней среды
- Определение внешней среды
- Характеристики внешней среды
- Сложность внешней среды
- Подвижность среды
- Неопределенность внешней среды
- Среда прямого воздействия
- Поставщики
- Законы и государственные органы
- Потребители
- Конкуренты
- Среда косвенного воздействия
- Технология
- Состояние экономики
- Социокультурные факторы
- Политические факторы
- Отношения с местным населением
- Международное окружение
- Развитие управления международным бизнесом
- Разновидности международного бизнеса
- Факторы международной среды
- Практическое занятие 1.
- (2 Часа) вопросы для обсуждения
- Ситуация для анализа: Изменения скучной по содержанию работы
- Вопросы
- Задания для самостоятельной работы
- Вопросы для повторения
- Ситуация для анализа: Дерегулирование работы авиалиний
- Вопросы
- Прибыль и эффективность
- Прямое социальное действие
- Ответственность юридическая в соотнесении с ответственностью социальной
- Аргументы за и против социальной ответственности
- Аргументы в пользу социальной ответственности
- Аргументы против социальной ответственности
- Социальная ответственность на практике
- Заключительные замечания
- Этика и современное управление
- Результаты исследований
- Повышение показателей этичности поведения
- Задания для самостоятельной работы
- Вопросы для повторения
- Ситуация для анализа 1: Современная этика: дело э. Ф. Хаттона
- Вопросы
- Ситуация для анализа 2 Генри Форд в сравнении с Альфредом п. Слоуном, мл
- Вопросы
- Ситуация для анализа 3 Корпорация «Ньютри Уэй Хелс Фудз»
- Вопросы
- Коммуникации между организацией и ее средой
- Коммуникации между уровнями и подразделениями
- Коммуникационный процесс
- Элементы и этапы процесса коммуникаций
- Обратная связь и помехи
- Межличностные коммуникации
- Преграды на пути межличностных коммуникаций
- Совершенствование искусства общения
- Организационные коммуникации
- Преграды в организационных коммуникациях
- Совершенствование коммуникаций в организациях
- Задания для самостоятельной работы
- Вопросы для повторения
- Ситуация для анализа: Управление коммуникациями в корпорации «МакКессон»
- Вопросы
- Организационные решения
- Подходы к принятию решений
- Рациональное решение проблем
- Этапы рационального решения проблем
- Другие факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений
- Личностные оценки руководителя
- Среда принятия решения
- Информационные ограничения
- Поведенческие ограничения
- Негативные последствия
- Взаимозависимость решений
- Практическое занятие 2.
- (2 Часа) вопросы для обсуждения
- Ситуация для анализа: Три спорных решения
- Вопросы
- Задания для самостоятельной работы
- Вопросы для повторения
- Отличительные особенности науки управления
- Моделирование Что такое модель
- Необходимость моделирования
- Типы моделей
- Процесс построения модели
- Общие проблемы моделирования
- Обзор моделей науки управления
- Методы принятия решений
- Платежная матрица
- Дерево решений
- Методы прогнозирования
- Неформальные методы
- Количественные методы протезирования
- Качественные методы прогнозирования
- Задания для самостоятельной работы
- Вопросы для повторения
- Ситуация для анализа1: Прогнозирование посещений стадиона
- Вопросы
- Ситуация для анализа 2 Дэвенпортский университет
- Вопросы
- Ситуация для анализа 3 Принятие групповых решений в Центре систем и исследований фирмы «Ханиуэлл»
- Вопросы.
- Сущность стратегии
- Планирование и успех организаций
- Цели организации
- Миссия организации
- Ценности и цели высшего руководства
- Характеристики целей
- Оценка и анализ внешней среды
- Управленческое обследование внутренних сильных и слабых сторон организации
- Изучение стратегических альтернатив
- Стратегические альтернативы
- Выбор стратегии
- Планирование международной деятельности
- Практическое занятие 3.
- (2 Часа) вопросы для обсуждения
- Ситуация для анализа: Стратегическое планирование на фирме «Сирс»
- Вопросы
- Задания для самостоятельной работы
- Вопросы для повторения
- Тактика
- Политика
- Процедуры
- Правила
- Проблемы, связанные с правилами и процедурами
- Управление реализацией стратегического плана и контроль за его выполнением
- Бюджеты
- Управление по целям
- Эффективность программ мво
- Оценка стратегического плана
- Оценка стратегии
- Проверка соответствия стратегии и структуры
- Практическое занятие 4.
- (2 Часа) вопросы для обсуждения
- Ситуация для анализа: Последовательная реализация стратегии на фирме «Тойз'р'Ас»
- Вопросы
- Задания для самостоятельной работы
- Вопросы для повторения
- Делегирование
- Ответственность в контексте делегирования
- Организационные полномочия
- Линейные и аппаратные (штабные) полномочия
- Линейные полномочия
- Типы административного аппарата
- Разновидности аппаратных (штабных) полномочий
- Эффективная организация распределения полномочий
- Организация взаимоотношений между линейными и штабными полномочиями
- Линейные полномочия и координация
- Препятствия к эффективному делегированию
- Практическое занятие 5.
- (2 Часа) вопросы для обсуждения
- Ситуация для анализа: Организация фирмы «Федерал Экспресс»
- Вопросы
- Задания для самостоятельной работы
- Вопросы для повторения
- Проектирование организационной структуры
- Бюрократия
- Департаментализация
- Функциональная организационная структура
- Дивизиональная структура
- Организационные структуры фирм, действующих на международных рынках
- Адаптивные структуры
- Адаптивные и механистические организационные структуры
- Проектная организация
- Матричные структуры организации
- Организация конгломератного типа
- Централизованные и децентрализованные организации
- Степень централизации
- Факторы, определяющие степень децентрализации
- Интеграция структуры
- Влияние интеграции на достижение целей организации
- Методы достижения эффективной интеграции
- Задания для самостоятельной работы
- Вопросы для повторения
- Ситуация для анализа: Децентрализация командования тактическими ввс сша
- Вопросы
- Первоначальные концепции
- Современные теории мотивации
- Первичные и вторичные потребности
- Вознаграждения
- Содержательные теории мотивации
- Иерархия потребностей по Маслоу
- Теория потребностей МакКлелланда
- Двухфакторная теория Герцберга
- Процессуальные теории мотивации
- Теория ожиданий
- Теория справедливости
- Применимость теории справедливости в практике управления
- Модель Портера-Лоулера
- Мотивация и компенсация
- Практическое занятие 6.
- (2 Часа) вопросы для обсуждения
- Ситуация для анализа: клуб 100
- Задания для самостоятельной работы
- Вопросы для повторения
- Почему необходим контроль?
- Предварительный контроль
- Текущий контроль
- Заключительный контроль
- Процесс контроля
- Установление стандартов
- Сопоставление достигнутых результатов с установленными стандартами
- Действия
- Поведенческие аспекты контроля
- Возможные негативные последствия
- Рекомендации науки о поведении по проведению эффективного контроля
- Характеристики эффективного контроля
- Стратегическая направленность контроля
- Ориентация на результаты
- Соответствие делу
- Своевременность контроля
- Гибкость контроля
- Простота контроля
- Экономичность контроля
- Контроль на международном уровне
- Информационно-управляющие системы в планировании и контроле
- Необходимость в формальной информационной системе
- Компьютерная революция и иус
- Проектирование иус
- Повышение эффективности иус
- Практическое занятие 7.
- (2 Часа) вопросы для обсуждения
- Ситуация для анализа: Контроль в корпорации «Дженерал Электрик Кредит»
- Вопросы
- Задания для самостоятельной работы
- Вопросы для повторения
- Страна Сафари
- Вопросы
- Ситуация для анализа 2 Западный Банк
- Вопросы
- Формальные и неформальные группы
- Хоторнские эксперименты
- Развитие неформальных организаций и их характеристики Как возникают неформальные организации
- Почему люди вступают в группы и неформальные организации
- Характеристики неформальных организаций
- Управление неформальной организацией Модель Хоманса
- Трудности и выгоды, связанные с неформальными организациями
- Как повысить эффективность групп
- Факторы, влияющие на эффективность работы группы
- Рекомендации по проведению эффективных собраний
- Полномочия и комитеты
- Когда использовать комитеты
- Задания для самостоятельной работы
- Вопросы для повторения
- Ситуация для анализа: Участие трудящихся в управлении
- Вопросы
- Руководство в организации
- Влияние и власть
- Баланс власти
- Формы власти и влияния
- Власть, основанная на принуждении. Влияние через страх.
- Власть, основанная на вознаграждении. Влияние через положительное подкрепление.
- Законная власть. Влияние через традиции.
- Власть примера. Влияние с помощью харизмы
- Власть эксперта. Влияние через разумную веру
- Убеждение и участие
- Влияние путем убеждения
- Влияние через участие (привлечение) трудящихся в управлении
- Практическое использование влияния
- Практическое занятие 8.
- (2 Часа) вопросы для обсуждения
- Ситуация для анализа: Использование власти в отрасли, производящей компьютеры
- Вопросы
- Задания для самостоятельной работы
- Вопросы для повторения
- Подход с позиции личных качеств
- Поведенческий подход
- Ситуационный подход
- Поведенческий подход к лидерству
- Автократичное и демократичное руководство
- Руководство, сосредоточенное на работе и на человеке
- Четыре системы Лайкерта
- Двумерная трактовка стилей лидерства
- Стиль, удовлетворение и производительность Дебаты о стиле руководства
- Ситуационные подходы к эффективному лидерству
- Ситуационная модель руководства Фидлера
- Подход «путь—цель» Митчела и Хауса
- Теория жизненного цикла
- Модель принятия решений руководителем Врума—Йеттона
- Адаптивное руководство. Заключительные замечания
- Задания для самостоятельной работы
- Вопросы для повторения
- Ситуация для анализа: Виктор Киам и электробритва «Ремингтон»
- Вопросы
- Типы конфликта
- Причины конфликта
- Модель процесса конфликта
- Управление конфликтной ситуацией
- Структурные методы
- Межличностные стили разрешения конфликтов
- Природа организационных измерений
- Управление изменениями
- Меры успешного проведения изменений в организации
- Использование участия работников в управлении для осуществления перемен
- Преодоление сопротивления переменам
- Организационное развитие
- Что такое организационное развитие
- Предпосылки и ценности ор
- Участие в ор
- Природа стресса
- Что такое стресс
- Причины стресса
- Как управлять, чтобы повысить производительность и понизить уровень стресса
- Задания для самостоятельной работы
- Вопросы для повторения
- Ситуация для анализа 1: Перемены в «Бэнк оф Америка»
- Вопросы
- Ситуация для анализа 2 «Мид-Caym Эрлайнз»
- Вопросы
- Ситуация для анализа 3 Джек Уэлч и «Дженерал Электрик»
- Вопросы
- Технологии и формы обучения Рекомендации по освоению дисциплины для студента
- Оценочные средства и методики их применения
- 1. Карта уровней освоения компетенции1
- 2. Фонды оценочных средств Вопросы к зачету
- Темы эссе
- Критерии оценивания ответов студентов на зачете