logo
Информационные технюлогии / Введение_Инф_Техн

3.8. Автоматизация процесса планирования на предприятии

Автоматизация имеет важнейшее значение для всего процесса планирования. Фундаментом успеха и процветания является тщательно проработанный, обоснованный план, а не случайно возникшие пожелания и идеи. Руководителям, менеджерам и экономистам компаний, формирующим планы и отвечающим за их точность и своевременность (вне зависимости от принадлежности компаний к различным рыночным нишам), а также бухгалтерским службам (для которых настоящее время имеются разнообразные высококлассные вспомогательные программы), нужен программный вариант, способный оказать реальную помощь в повышении благосостояния их предприятий. Прежде всего, они нуждаются в помощи при подготовке развернутогоплана (бизнес – плана) предстоящей работы с оценкой потребностей в финансовых, трудовых и материальных ресурсах, необходимых для решения поставленной задачи на любой актуальный период времени – декаду, месяц, квартал, полугодие или год.

Важнейшими вопросами при формировании планов являются:

Существует ещё один аспект автоматизации планирования – это возможность составления нескольких видов планов для детального анализа, сравнения и затем выбора наиболее оптимального. Если план составлен в одном неавтоматизированном варианте, то будет достаточно сложно сделать другой вариант. Если же план составлен в специальной программе, то всё упрощается. Возможно формирование нескольких вариантов для полноценного анализа перспектив развития предприятия. Кроме сравнительного анализа, к преимуществам автоматизации относится также возможность выявления причин и факторов, влияющих на тот или иной результат. Кроме того, программу всегда можно переработать без ущерба для исходных данных, т. е. возможна корректировка в зависимости от выявленных в ходе планирования недостатков.

Таким образом, для наибольшей точности, а также для сокращения времени подготовки программные продукты для планированиянеобходимы. С их помощью качество планов повышается, а, следовательно, повышается эффективность деятельности предприятия.

В 60-е годы прошлого века, с появлением доступных ресурсов вычислительной техники и оживлением в мировой экономике, возникла идея переложения функций учёта на предприятиях на автоматизированные системы. Проблема расчёта себестоимости продукции вышла на первое место. В бывшем СССР практически каждое предприятие имело подразделение АСУ, занимающееся автоматизацией тех или иных функций учёта. Первыми успешными решениями стали автоматизация учёта товарно-материальных ценностей (Управление складами) и заработной платы.

Следующей итерацией в развитии автоматизации систем управления стало планирование ресурсов предприятия. Не вдаваясь подробно в стандарты и тонкости развития систем, лишь поверхностно опишем их различия.

Первые системы, решившие проблемы планирования, появились в области планирования материальных ресурсов или потребностей предприятия, классифицированных как MRP - системы (Material Requirement Planning - планирования материальных потребностей). Планирование материальных ресурсов является главной составляющей при определении себестоимости продукции, а, следовательно, и оценки эффективности предприятия. Системы Управления материальными потребностями решали задачи оптимизации материальных потоков в производстве (минимизация запасов сырья и готовой продукции, планированиепоставок). В 70-х годах появлялись всё новые системы, обеспечивающие планирование тех или иных потребностей предприятия в материальных ресурсах. В конце 70-х годов Оливер Уайт (Oliver Wight) расширил планирование материальных ресурсов дополнительными факторами (анализом продаж и исполнением заказов) и впервые ввёл термин Closed loop (замкнутый цикл); так появилась новая методология планирования материальных потребностей в замкнутом цикле. Новизна заключалась в том, что Уайт ввёл в методику планирования потребностей обратную связь, которая, как известно, может приводить к стабилизации процессов. Данные анализа продаж и исполнения заказов теперь корректировали планирование производимой продукции и всю цепочку материальных затрат. На этом эра развития систем планирования материальных ресурсов закончилась. Далее системы управления предприятиями развивались, вовлекая в область планирования другие ресурсы производства, появились системы планированияресурсов предприятия MRPII (Manufactory Resource Planning). Объектами планирования стали и людские ресурсы. При объединении систем планирования ресурсов предприятия с финансовым планированием возникли ERP системы EnterpriseRequirements Planning (планирование потребностей предприятий), которые позволяют эффективно управлять всеми бизнес – процессами предприятия. С расширением Интернет – технологий появилась возможность оперативно реагировать на изменения спроса потребителей и состояние поставщиков и их продукции, что привело к возникновению электронного бизнеса E – Business.Интернет - технологии проникли во все области автоматизированных систем управления предприятием.

Современные системы управления предприятиями позволяют эффективно планировать и управлять всем спектром деятельности предприятий, в том числе и персоналом.

В настоящее время наиболее результативные компании уделяют всё большее внимание вопросам управления персоналом, т.к. персонал является наиболее ценным ресурсом предприятия; на его подбор, развитие и управление тратится существенная часть бюджета. С развитием информационных технологий появилась возможность наиболее удобным способом оптимизировать кадровый бизнес.

Функциональность управления персоналом включена во все современные программные комплексы, начиная с 1С и заканчивая крупными корпоративными системами управления предприятием, такими как Oracle E-Business Suite корпорации Oracle, включающей более 150 функциональных модулей.

Своевременное решение кадровых проблем, организация развития персонала, планирование карьеры сотрудников, современные методы мотивации персонала, создание оптимальных условий для удержания наиболее результативных работников – важнейшие факторы выживания и развития компании. Автоматизация основных процессов управления персоналом позволяет повыситьдостоверность информации, оперативно получить аналитическую картину кадровых ресурсов предприятия в целом в любой момент. Oracle E-Business Suite - первый в истории отрасли и единственный на сегодняшний момент полный интегрированный комплекс приложений для электронного бизнеса, работающий в рамках локальной сети Интранет, и глобальной сети Интернет. Комплекс включает в себя полный набор решений, необходимых для автоматизации управления современным предприятием.

В комплекс приложений, непосредственно имеющих отношение к управлению человеческими ресурсами, Oracle E-Business Suiteвходят следующие, функционально связанные модули:

Модуль "Управление человеческими ресурсами" одним из первых был внедрён на предприятиях СНГ. Само название модуля говорит о том, что объектом управления является гораздо более широкий круг, чем работники: это и кандидаты, и бывшие сотрудники, и пенсионеры, и иждивенцы, и контрагенты; в общих словах, - люди, имеющие устойчивые связи с вашим предприятием.

Модуль обеспечивает достижение следующих результатов:

Как отмечалось выше, основной ресурс предприятия - его сотрудники, от их навыков и профессионализма зависит эффективность работы предприятия в целом. Обеспечивая возможность измерения и оценки этого ресурса в целях его наилучшего использования, система Oracle HRMS (Human Resources Management System) позволяет существенным образом повысить эффективность предприятия. Кадровая служба может планировать развитие персонала в максимальном соответствии с основными бизнес - процессами, использовать имеющиеся ресурсы с учётом быстро меняющейся ситуации, что особенно актуально в процессе реструктуризации компании. С помощью автоматизированной системы Oracle HRMS служба персонала может своевременно производить тщательно структурированный подбор кандидатов по требующимся навыкам, оценивать и определять соответствие занимаемой должности, выявлять потребности в обучении и профессиональном росте. Система сопровождает все события, произошедшие с момента найма кандидата до увольнения, а зачастую - и после, если предприятие несёт материальные обязательства перед бывшими сотрудниками, например, доплаты и пособия пенсионерам, выплаты выходных пособий и др.

Важнейшей задачей управления персоналом является мотивация, направленная на согласование наиболее полного удовлетворения запросов сотрудников с основными целями и задачами развития бизнеса. Система позволяет вносить оперативные изменения в политику начисления зарплаты, выплаты дифференцированных премий, предоставления льгот и компенсаций, устанавливать гибкую премиальную политику для различных подразделений предприятия.

До внедрения технологии управления персоналом на базе HRMS Oracle E-Business Suite в ОАО РАО "ЕЭС России" предпринимались неоднократные попытки автоматизировать часть бизнес – процессов Департамента управления персоналом. Внедряемые системы "латали дыры" в информационном обеспечении управлении персоналом на определённый период, затем изменялись задачи, появлялись новые требования к автоматизации и - системы либо отмирали, либо продолжали независимо существовать в отдельном подразделении, удовлетворяя лишь его ограниченные потребности. Множество разрозненных информационных систем уже не справлялись ни с её сбором, ни с обобщением, что затрудняло оптимизацию решений. Особую актуальность задачи сбора и аналитической обработки информации приобрели в процессе реструктуризации "РАО ЕЭС". Быстро меняющиеся структурные иерархии, ротация и кадровые перестановки потребовали качественно нового подхода к информационным технологиям управления персоналом. Именно эти требования к системе и стали определяющими в новом проекте. В ОАО РАО "ЕЭС России" впервые в России была внедрена версия 11i, нацеленная на работу в локально Интранет и глобальной Интернет - среде.Корпорация Oracle разработала специализированную методологию внедрения приложений E-Business Suite, включающую в себя последовательность действий, необходимые организационные мероприятия и проекты документов для различных стадий внедрения. Основным стартовым требованием этой методологии является описание существующих бизнес – процессов на предприятии. Это требование является общепризнанным и входит в методологии внедрения других ERP - систем, служит отправной точкой для проведения финансового анализа деятельности предприятий. Руководство Департамента первоначально скептически отнеслось к описанию существующих бизнес – процессов, позднее выяснилась причина недоверия к такой форме анализа. До нашего проекта бизнес – процессы неоднократно описывались различными консалтинговыми фирмами, что требовало значительных временных и финансовых затрат. Описанные существующие бизнес – процессы должны были стать основополагающим документом для анализа, реинжиниринга и автоматизации деятельности предприятия, однако стадией анализа существующих бизнес – процессов всё и заканчивалось, что и привело к обесцениванию метода и сформировало скептическое отношению к нему. Достаточно сложно было переломить негативное отношение, однако после завершения описания бизнес – процессов стала очевидной целесообразность затраченных усилий. Цели и задачи департамента наглядно зарождались в одних подразделениях, изменялись и утверждались другими, использовались в третьих, формируя полную картину существующего положения на предприятии. На основе ясной картины уже легче было сформулировать и провести необходимые преобразования процессов. До внедрения практически каждое подразделение имело свою базу данных и собственное видение происходящего, причём данные дублировались, многократно вводились и независимо изменялись, что приводило к расхождению данных и их неоднозначной интерпретации.

Отличие кадрового учёта от кадрового менеджмента состоит, в частности, в использовании имеющейся подробной информации для проведения анализа и принятия решений. HR-менеджеры нуждаются в постоянном доступе к своевременной и точной информации, относящейся к их сфере деятельности. В соответствии с Трудовым Кодексом на каждого работника предприятия ведётся форма Т-2, в которой собирается персональная информация; как правило, она хранится на бумажном носителе в папке с персональным делом или даже в электронном, но, обычно, неструктурированном виде. Хорошо, если количество сотрудников в пределах 100 –200, а если больше 1000, использовать информацию в таком виде для анализа проблематично. На первом этапе важной задачей стал сбор, выверка и конвертирование в единую базу данных Oracle HRMS из различных источников.

По результатам промышленной эксплуатации в "РАО ЕЭС" был сделан вывод, что информационная технология управления персоналом позволила оперативно отслеживать и интерпретировать информацию по кадрам, привлекать лучших сотрудников, создавать наилучшие условия для их мотивации, максимально используя их потенциал. Благодаря внедренной системе OracleHRMS, необходимая информация попадала к заинтересованным сотрудникам в оптимальном формате и объёме в нужное время.

Задачи ведения и анализа кадровой информации являлись первыми требованиями и целями проекта. Эти результаты сразу же были востребованы и имели большое значение для HR – менеджеров. Никогда ещё специалисты не имели исчерпывающей информации по персональным данным, организационным структурам в реальном режиме времени. Однако растущий информационный объём, в свою очередь, затруднял возможность ориентироваться в огромном потоке информации.

Функциональные настройки Oracle HRMS позволяют распределить потоки информации для конкретных потребителей предоставлением определённых меню (интерфейсов), различных полномочий и ограничений по типам данных, типам лиц для разных групп или отдельных пользователей. Возможно также ограничение информации по организационным структурам или иерархиям, что позволяет связать видимость информации в разрезе структурных подразделений организации. Персонализированный интерфейс программы предоставляет интегрированную информацию, необходимую именно этому HR-менеджеру. Полученные данные позволяют ему сосредоточиться на выработке и принятии решений. Информацию можно группировать в соответствии с решаемыми задачами или потребностями различных подразделений. Сотрудники и руководители кадровых служб формируют для себя страницы, на которых постоянно обновляются ключевые HR-показатели. С помощью OracleHRMS информация о различных событиях в системе автоматически рассылается заинтересованным сотрудникам предприятия, не имеющим доступа к системе управления персоналом, через обычную электронную почту.

В каждой сфере деятельности выделяются показатели, которые наиболее адекватно определяют состояние дел. В управлении персоналом это его численность, расходы на зарплату, обучение и т.п., перемещение сотрудников по служебной лестнице,планирование численности, эффективность обучения, развитие навыков. Система Oracle HRMS позволяет не только вести учёт этих показателей, но и анализировать их. Систематизированная информация даёт возможность HR-менеджерам увидеть картину текущих событий в полном объёме. Причём эти данные (об открытых вакансиях, ходе подбора и найма, а также уровне профессиональных возможностей своих сотрудников) открыты и для заинтересованных линейных руководителей.

Внедрение Oracle HRMS совпало по времени с введением нового Трудового Кодекса, благодаря чему при внедрении использовались новейшие понятия, определения, классификаторы и формы документов, разработана отчётность в соответствии с новым российским законодательством.

В систему управления персоналом E-Business Suite входят функции Самообслуживания и Операционных потоков, которые открывают две важнейшие стороны стратегического кадрового менеджмента:

Режим самообслуживания предоставляет качественно новый инструмент сбора, изменения и анализа информации о сотрудниках, позволяет объединить усилия всех заинтересованных пользователей с помощью расширения доступа к информации о персонале и наилучшим образом сопровождать все процессы кадровой работы. Идея самообслуживания, в общих чертах, состоит в том, что сотрудник имеет доступ к собственным персональным данным. В зависимости от уровня предоставленных HR- менеджером полномочий, сотрудник может изменить данные в соответствии с произошедшими изменениями, например, с изменением адреса жительства, прописки, семейного положения или образования. Кроме того, сотрудник может оценить собственные навыки, внести результаты аттестации, предложить свою кандидатуру на вакантную должность и многое другое. Менеджер, просматривая уведомления о внесенных изменениях, решает в соответствии с предопределенной процедурой - принять их или отклонить. Таким образом, уменьшается время на ввод персональной информации, а сотрудник отслеживает собственные данные и активно влияет на свою карьеру.

Опыт внедрения показал, что основа эффективной работы подразделений управления персоналом базируется на чётко организованных бизнес – процессах и прозрачных правилах принятия решенийOracle HRMS предоставляет возможность добиться стандартизации оформления кадровых процедур, их преемственности. Привлечение к участию всех заинтересованных пользователей способствует расширению базы имеющихся сведений. Круг пользователей, вначале ограниченный HR – специалистами, постоянно расширяется за счёт специалистов, которым необходима информация о кадрах, перемещениях, поощрениях, организационных структурах и многом другом. Получая через Интернет всю требуемую информацию с мест, линейные менеджеры участвуют в принятии важнейших кадровых решений. Автоматизация процессов управления персоналом сокращает финансовые и трудовые затраты, так как данные, введённые в систему, единожды используются всеми заинтересованными сотрудниками, и самое важное - управление поднимается на новый качественный уровень, когда HR – менеджеры сосредотачивают свой профессиональный потенциал на решение задач управления персоналом, используя новейшие технологии.

В последнее время всё больше предприятий использует программные продукты для планирования деятельности. И это логично, сейчас практически не осталось компаний, которые ведут бухгалтерский учёт вручную; процесс же планирования сегодня стал многогранным и сложным процессом, и от его эффективности подчас зависит развитие предприятия.

Считается, что бюджетирование, планирование, бизнес-планирование - звенья одной цепи.

На самом деле планирование подразумевает значительно больше, чем прогнозы развития предприятия. В широком смысле в понятие планирования включается создание системы, в которой используют несколько разных методов.

Бюджетное планирование также обычно делится на три группы:

Обычно планирование воспринимается как прогноз развития предприятия, но на самом деле смысл слова несколько шире. И, кроме прогнозов, оно подразумевает создание чёткой системы планирования, на основе применения ряда методов. Подразделение на упомянутые группы носит условный характер, но между группами существует тесная иерархическая связь. Текущее помесячное планирование представляет собой части краткосрочного. Краткосрочное, в свою очередь, выступает одним из этапов стратегии развития и, соответственно, разделом планирования стратегического.

Нередко руководителю бывает необходимо экстренно смоделировать несколько вариантов развития событий и подготовить соответствующие решения. Обычно такая необходимость возникает при изменении условий бюджета. Среди них изменения условий или сроков поставки, отгрузки товара, резкие колебания курса валют, изменения цен, арендной платы, кредитной ставки, оплаты труда и прочее.

Итак, формирование бюджета, стратегическое и финансовое планирование необходимо автоматизировать. С помощью автоматизации сводится к минимуму влияние человеческого фактора, повышается оперативность реагирования, улучшается качество планирования, уменьшается трудоёмкость планированияАвтоматизация планирования поможет унифицировать принципы расчёта показателей и структуру бюджетных форм для всех структурных и бюджетных единиц предприятия. Будет отлажен механизм сбора данных (плановых и фактических) и их анализа. При автоматизированном планировании пользователи могут оперативно консолидировать различные бюджеты на основании контроля и мониторинга исполнения бюджетных данных.

Стратегическое планирование. Этот тип планирования используется для определения важнейших показателей, пропорций и темпов расширенного воспроизводства и является главной формой реализации целей предприятия. Стратегическое планированиев современных условиях охватывает период времени от одного года до трёх лет. Временной интервал носит условный характер, поскольку зависит от экономической стабильности и возможности прогнозирования объёмов финансовых ресурсов и направлений их использования.

Стратегическое планирование включает разработку финансовой стратегии предприятия и прогнозирование финансовой деятельности. Финансовая стратегия оказывает влияние на общую стратегию предприятия. Изменение ситуации на финансовом рынке приводит к корректировке финансовой, а затем и общей стратегии развития предприятия. Цели финансовой стратегии должны быть подчинены общей стратегии развития и направлены на максимизацию рыночной стоимости предприятия. При разработке финансовой стратегии определяется период её реализации. В основе финансовой стратегии лежит финансовая политика предприятия по конкретным направлениям финансовой деятельности: налоговой, амортизационной, дивидендной, эмиссионной.

Основой стратегического планирования является прогнозирование, которое определяет стратегию компании на рынке и состоит в изучении возможного финансового состояния предприятия на длительную перспективу, предполагает разработку альтернативных финансовых показателей и параметров, использование которых при наметившихся спрогнозированных тенденциях изменения ситуации на рынке позволяет определить один из вариантов развития финансового положения предприятия. Основой прогнозирования является обобщение и анализ имеющейся информации с последующим моделированием возможных вариантов развития ситуаций и финансовых показателей.

Результатом перспективного финансового планирования является разработка трёх основных финансовых документов:

Текущее планирование является планированием осуществления; оно рассматривается как составная часть перспективного планаи представляет собой конкретизацию его показателей.

Текущее планирование хозяйственной деятельности предприятия состоит в разработке плана прибылей и убытков, планадвижения денежных средств, планового бухгалтерского баланса, поскольку эти формы планирования отражают финансовые целиорганизации. Все три плановых документа основаны на одних и тех же исходных данных и должны корреспондировать. Документы текущего плана составляются на период, равный одному году. Для точности результата осуществляют дробление планового периода на полугодие или квартал.

Заключительным документом финансового плана является плановый бухгалтерский баланс на конец планируемого года, который отражает все изменения в активах и пассивах в результате запланированных мероприятий и показывает состояние имущества и финансов предприятий.

Оперативное планирование необходимо для контроля за поступлением фактической выручки на расчётный счёт и расходованием наличных финансовых ресурсов. Оперативное финансовое планирование включает составление и исполнение платежного календаря, кассового плана и кредитного плана.

На всех этапах планирования огромное значение имеет использование правдивой и реальной информации о состоянии предприятия, а также его текущей деятельности. Автоматизация бизнес - процессов помогает обеспечить высокую достоверностьи полноту такой информации.

Для составления достоверного плана необходимо оценить великое множество вариантов развития системы, проверить различные сценарии и стратегии. Планируемые затраты и доходы в привязке ко времени представляют большой объём данных. Расчёт критериев в данном случае становится трудоёмкой вычислительной задачей, тем более расчёты требуется проводить для каждой стратегии. Автоматизация этих вычислений позволяет значительно повысить эффективность финансового проектирования.

Накопление информации о финансово-хозяйственной деятельности предприятия происходит в соответствии с требованиями ведения бухгалтерского учёта на предприятии, ведение которого регламентируется законодательно. Бухгалтерская отчётность предоставляет практически полную информацию для финансового анализа деятельности предприятия и контроля выполненияплана проекта.

Рационально использовать эту информацию, тем более что большинство фирм прибегает к автоматизированной форме ведения бухгалтерского учёта. Преимущества такого подхода очевидны. При таком подходе можно разработать единую систему накопления и хранения информации, что увеличивает, во-первых, её достоверность, а во-вторых, позволяет снизить затраты на обработку информации о финансовой и хозяйственной деятельности фирмы. Таким образом, разработку и контрольэффективности осуществления проекта, особенно требующего масштабных инвестиций, целесообразно проводить, используя интегрированную систему автоматизации финансового планирования, анализа и бухгалтерского учёта.

Данные должны храниться в форме, доступной любой из подсистем интегрированной системы (подсистеме финансового планирования, бухгалтерского учёта, финансового анализа). Вместе с тем, система должна сохранять асимметричность информации для её пользователей в соответствии с полномочиями, для чего в системе должны быть авторизованный доступ к данным и средства защиты данных от несанкционированного доступа. Этому требованию удовлетворяет большинство современных баз данных.

В большинстве случаев исходными данными для подсистемы бухгалтерского учёта являются первичные документы, информация с которых вручную вносится в подсистему. Всё больше применяются электронные метрические устройства, способные фиксировать натуральные производственные величины. Согласование производственного оборудования, измерительных устройств и системы финансово-хозяйственного учёта позволяет повысить точность и эффективность учёта.

Для автоматизации чаще всего применяются электронные таблицы, наиболее распространёнными являются таблицы Excel. Подобный выбор часто связан с тем, что электронные таблицы Excel и системы управления базами данных (СУБД) Access разрабатывались специально для их использования пользователями, не имеющими достаточной квалификации в области программирования.

На практике это означает, что планирование будет вестись отдельными несвязанными кусками, и целостной картины не получается. Требуется дополнительная работа по ручной обработке данных. Это, во-первых, значительно снижает оперативность анализа, а во-вторых, отбивает желание у персонала регулярно проводить такую работу. Данные средства не ориентированы на использование мощной системой управления распределёнными базами данных.

Ряд фирм готов разрабатывать свои системы для внутрифирменного учёта, анализа и планирования. Обычно эти системы строятся на основе языков Borland Delphi, Borland С Builder, Microsoft Visual С, средствами Web-программирования. Программы реализуются как клиенты базы данных, что позволяет им использовать все достоинства корпоративных СУБД. Системы разрабатываются целостно и изначально основываются на пожеланиях финансового руководства и особенности конкретного предприятия. Однакоинтеграция подобной системы с подсистемой бухгалтерского учёта слабая. К разработке собственной системы бухгалтерского учёта не прибегают в связи с большим количеством регламентированных форм и частыми изменениями в законодательстве.

Часто пользуются готовыми программными продуктами, например "Project Expert". Программа позволяет вести планирование в нескольких валютах и автоматически осуществляет операцию дисконтирования. Предоставляет удобный инструмент для задания инвестиционного, маркетингового, производственного планов. На основе составленных планов программа позволяет сформировать различные бюджеты. По каждой составленной модели система автоматически рассчитывает коэффициенты. Система облегчает оптимизацию финансового плана, используя функцию "подбора финансирования". Система представляет данные в виде таблиц и графиков, в том числе сетевых и гистограмм. Система "Audit Expert" позволяет по данным введенной в программу бухгалтерской отчётности автоматически рассчитывать и представлять в виде графиков и таблиц коэффициенты, отражающие эффективность деятельности предприятия. Однако обе системы разрабатывались для работы автономно от системы бухгалтерского учёта.

При разработке целостной системы предпочтение отдают готовым системам, имеющим открытую архитектуру. Открытость программной системы, в частности, означает возможность самостоятельно дорабатывать систему, строить на её основе свои индивидуальные решения.

Современные решения в области комплексной автоматизации предприятия (ERP системы) включают в себя достаточно мощныесредства автоматизации планирования. Среди таких систем можно выделить продукты SAP, Navision, Baan, и российские 1С предприятие 8.0, Галлактика, Парус. Все эти продукты обладают богатыми возможностями для конфигурирования и программирования под задачи конкретного предприятия.

Контрольные вопросы и упражнения

  1. В каких сферах функционирует планирование?

  2. В чём заключается сущность планирования в условиях рыночной экономики?

  3. Что является главной целью планирования для большинства российских предприятий?

  4. Что служит основой современного маркетинга, производственного менеджмента и в целом всей экономической системы хозяйствования?

  5. Что представляет собой план?

  6. Что содержит план?

  7. Что характеризует методика планирования?

  8. Из каких видов управленческой деятельности состоит любая функция управления?

  9. Что означает функция планирования?

  10. В чём проявляется сущность планирования?

  11. Пояснить смысл понятия "планирование по содержанию".

  12. Пояснить смысл понятия "планирование по времени".

  13. Назовите основные, классические принципы планирования.

  14. Перечислите общеэкономические принципы планирования.

  15. Сочетание каких принципов даёт известный принцип холизма?

  16. Пояснить формы планирования.

  17. Какие виды планов Вы знаете?

  18. Какие плановые функции выполняются в рамках оперативно-календарного планирования?

  19. Пояснить сущность технологии планирования.

  20. Что понимают под методами планирования?

  21. Какие методы планирования существуют в современной практике?

  22. Назовите виды балансов, которые используются на уровне отдельных предприятий.

  23. Что представляет собой технико-экономическое планирование?

  24. Что представляет собой оперативное планирование?

  25. В чём суть расчётно-аналитического метода?

  26. Что включает в себя экспериментальный метод?

  27. В чём суть отчётно-статистического метода?

  28. Каково значение планирования в современной экономике?

  29. Что даёт автоматизация планирования?

 Экономика в Искусственном Интеллекте

Экономика как наука возникла в 1776 году, когда шотландский философ Адам Смит (1723—1790) опубликовал свою книгу An Inquiryinto the Nature and Causes of the Wealth of Nations (Исследование о природе и причинах богатства народов). Важный вклад в экономику был сделан еще древнегреческими учёными и другими предшественниками Смита, но только Смит впервые сумел оформить эту область знаний как науку, используя идею, что любую экономику можно рассматривать как состоящую из отдельных агентов, стремящихся максимизировать свое собственное экономическое благосостояние.

Большинство людей считают, что экономика посвящена изучению денежного оборота, но любой экономист ответит на это, что в действительности он изучает то, как люди делают выбор, который ведёт к предпочтительным для них результатам. Математическая трактовка понятия "предпочтительных результатов", или полезности, была впервые формализована Леоном Валрасом (1834—1910), уточнена Фрэнком Рамсеем, а затем усовершенствована Джоном фон Нейманом и Оскаром Моргенштерном в книге The Theory of Games and Economic Behavior (Теория игр и экономического поведения).

Теория решений, которая объединяет в себе теорию вероятностей и теорию полезности, предоставляет формальную и полную инфраструктуру для принятия решений (в области экономики или в другой области) в условиях неопределённости. Следовательно, в тех случаях, когда среда, в которой действует лицо, принимающее решение, наиболее адекватно может быть представлена лишь с помощью вероятностных описаний.

Она хорошо подходит для "крупных" экономических образований, где каждый агент не обязан учитывать действия других агентов как индивидуумов. А в "небольших" экономических образованиях ситуация в большей степени напоминает игру, поскольку действия одного игрока могут существенно повлиять на полезность действий другого (или положительно, или отрицательно).

Теория игр, разработанная фон Нейманом и Морген Штерном, позволяет сделать неожиданный вывод, что в некоторых играх рациональный агент должен действовать случайным образом или, по крайней мере, таким образом, который кажется случайным для соперников.

Экономисты чаще всего не пытаются выработать способ принятия рациональных решений в тех условиях, когда вознаграждение в ответ на определённые действия не предоставляется немедленно, а становится результатом нескольких действий, выполненных в определенной последовательности.

Изучению этой темы посвящена область исследования операций, которая возникла во время Второй мировой войны в результате усилий, которые были предприняты в Британии по оптимизации работы радарных установок, а в дальнейшем нашла применение и в гражданском обществе при выработке сложных управленческих решений.

В работе Ричарда Беллмана формализован определённый класс последовательных задач выработки решений, называемых марковскими процессами принятия решений (Markov Decision Process — MDP).

Работы в области экономики и исследования операций оказали большое влияние на сформулированное понятие рациональных агентов, но в течение многих лет исследования в области искусственного интеллекта проводились совсем по другим направлениям. Одной из причин этого была кажущаяся сложность задачи выработки рациональных решений. Тем не менее, Герберт Саймон (1916—2001) в некоторых из своих ранних работ показал, что лучшее описание фактического поведения человека дают модели, основанные на удовлетворении (принятии решений, которые являются "достаточно приемлемыми"), а не модели, предусматривающие трудоёмкий расчёт оптимального решения. Он стал одним из первых исследователей в области искусственного интеллекта, получившим Нобелевскую премию по экономике (это произошло в 1978 году). В 1990-х годах наблюдалось возрождение интереса к использованию методов теории решений для систем агентов.