1.4. Особенности формирования корпоративной культуры
Выделяют два основных направления методики формирования организационной культуры:
1 - поиск ценностей успешной организационной культуры, максимально соответствующей следующим факторам: организационной технологии, возможностями и ограничениями внешней среды организации, уровню профессионализма персонала и особенностями национального менталитета;
2 - закрепление выявленных ценностей организационной культуры на уровне персонала организации23.
В данном случае, если первое направление формирования культуры организации относится к сфере стратегических разработок, в ходе которых выявляются организационные ценности, в максимальной степени соответствующие целям организационного развития и особенностям персонала организации, то второй блок задач относится к тактическому менеджменту, разрабатывающему систему конкретных мероприятий и процедур по укреплению ценностей, выявленных на первом этапе.
Оба этапа взаимосвязаны и взаимообусловлены: от того насколько правильно будут определены и сформулированы организационные ценности на первом этапе, будет зависеть глубина приверженности к ним, поддерживаемая при помощи мер второго этапа. И наоборот, правильность, последовательность и систематичность конкретных мер по поддержанию организационной культуры во многом определит в конечном итоге ее силу (широту охвата).
К мерам по реализации задач первого блока относятся следующие: изучение особенностей национального менталитета с точки зрения определенных принципов управления организации; определение возможностей и ограничений персонала; определение основных технологических возможностей и возможностей внешней среды.
Искомые ценности культуры, выявленные менеджером на первом этапе, становятся основной целью для второго этапа их формирования в организации. Второй блок задач реализуется посредством выделения ключевых фигур или творцов организационной культуры, которые призваны формировать необходимые организационные ценности культуры.
Процесс формирования организационных ценностей привязан к жизненному циклу организации. На первом этапе создания организации - организация находится на стадии становления, формируется жизненный цикл продукции. На данном этапе все принятые впоследствии в организации нравы, обычаи, основной стиль деятельности, а также успех или неуспех организации закладывается ее основателями. Они видят миссию организации, и то, какой организация должна быть в идеале. В своей деятельности они руководствуются предыдущим опытом создания организации и ее культурных ценностей. Краткое содержание процесса формирования ценностей в организации на различных этапах ее жизненного цикла представлено в таблице 124.
Таблица 1
Краткое содержание процесса формирования ценностей в организации
1. Этап создания | 2. Этап роста | 3. Этап замедле-ния роста | 4. Этап зрелости | Этап нового роста |
Философия основателей компании; деятельность топ-менеджмента | Закрепление общеразделяе-мых ценностей при помощи героев и символов | Формализация критериев отбора и методов социализа- ции персонала | Интегративная роль общеразделяемых ценностей организацион ной культуры | приверженность персонала ценностям профессионализма, инновационности и лояльности фирме как основа преодоления кризиса. |
Первоначально небольшой размер, как правило, характерный для новой организации, позволяет основателям навязать свои взгляды ее членам. Предлагая новую идею, основатели руководствуются определенными личными предубеждениями насчет ее практического воплощения. Таким образом, организационная культура является результатом взаимодействия, с одной стороны, личных предположений и предубеждений ее основателей, а с другой, опыта первых служащих организации.
После возникновения, на этапах роста и замедления роста, культура поддерживается существующими в организации обычаями и процедурами, которые формируют у персонала соответствующий опыт. Многие процедуры управления персоналом укрепляют организационную культуру. К ним относятся: процесс отбора, критерии оценки производительности, система вознаграждений, обучение и управление карьерой, продвижение по службе. Все эти процедуры направлены на поддержание тех, кто соответствует данной организационной культуре, и наказание вплоть до увольнения тех, кто ей не соответствует.
Прежде чем приступать к формированию или изменению корпоративной культуры, необходимо изучить культуру уже «имеющуюся в наличии», определив ее достоинства и недостатки и ответить на два вопроса:
1) Что представляет собой сегодняшняя организационная культура?
2) Какой должна быть организационная культура, чтобы она поддерживала выработанную стратегию организационного развития?25
Существует несколько методов, позволяющих изучать существующую культуру. К ним можно отнести интервью, косвенные методы, анкетный опрос, изучение устного фольклора, анализ документов, изучение правил и традиций, сложившихся в организации, а также исследование практики управления.
Ключевым моментом процесса формирования корпоративной культуры является единое и ясное видение ее желаемого образа. Видение — это то, над чем должны работать, чему уделять внимание и, наконец, что будет являться результатом целенаправленных действий.
- Санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права
- Глава 1. Связи с общественностью: сущность и работа специалистов
- 1.1. Связи с общественностью: понятие и содержание
- 1.2. Деятельность специалиста по связям с общественностью
- 1.3. Сущность корпоративной культуры
- 1.4. Особенности формирования корпоративной культуры
- 1.5. Формирование корпоративной культуры специалистом по связям с общественностью
- Глава 2. Анализ роли специалиста по связям с общественностью в формировании корпоративной культуры ооо «путёвочка».
- 2.1. Характеристика организации
- 2.2. Анализ деятельности специалиста по связям с общественностью в ооо «Путёвочка ркц»
- 2.3. Анализ технологий используемых специалистом по связям с общественностью в формировании корпоративной культуры
- Заключение
- Список литературы