1.2. Деятельность специалиста по связям с общественностью
Профессия Специалиста по связям с общественностью появилась в США в начале прошлого века как средство для достижения успеха в условиях рыночной конкуренции. Первым понятие «Public Relations» ввел в обиход американский президент Томас Джефферсон в 1807 году. И только через век, впервые компания «Ford» начала осознанно воздействовать на общественное сознание посредствам СМИ. Руководитель компании - Генри Форд - поддерживал хорошие отношения с журналистами, издавал корпоративную газету, снимал документальные фильмы о компании, организовывал экскурсии по заводу13.
Сейчас во всем мире PR играет все более значимую роль в различных областях деятельности. Специализация «Связи с общественностью» считается цельной и трудной, требующей большого объема знаний и навыков. Именно поэтому опытные специалисты в этой сфере так высоко ценятся, а сама профессия считается одной из самых престижных и высокооплачиваемых.
В России профессия пиарщика официальный статус получила только в 2003 году. До сих пор в стране не уделяется достаточное внимание как образованию молодых пиарщиков, так и использованию услуг PR-агентств. И если рынок Public Relations в России уже сформировался, то объемы его пока не слишком велики, хотя спрос на PR-услуги в стране постоянно растет и, соответственно, объем рынка непрерывно увеличивается14.
Релайтер — специалист по связям с общественностью, связующее звено между персоной или организацией (компанией, предприятием, лицом) и общественностью. Сфера деятельности релайтера — позиционирование персон и организаций, установление и поддержание гармоничных отношений между заказчиком (клиентом) и общественностью. Зачастую пиар-специалист выполняет функции и маркетера, рекламиста, имиджмейкера, брендмейкера и других смежных профессий.
В обязанности специалиста по связям с общественностью входят также создание, расширение, поддержание благоприятных отношений со СМИ (медиа-рилейшенз), что включает в себя подбор (выбор) наиболее подходящих изданий, теле- и радиоканалов, Интернет ресурсов, удовлетворяющих запросы клиента и цели конкретного проекта. Активная работа с выбранными СМИ и постоянный контакт с общественностью способствует укреплению репутации персоны или организации, наращиванию паблицитного капитала и нематериальных активов в конкурентной среде15.
Работа со СМИ в настоящее время, являющимися «четвертой властью», требуют системного подхода. В связи с этим, специалисту по связям с общественностью следует учитывать психологию журналиста, его мотивацию, желания и потребности в современном быстро меняющемся мире. Создание релайтером специальных событий должно вызывать интерес общественности к информации, быть интересно и актуально, злободневно16.
PR-специалист использует разработанные специальным образом средства и контролирует результаты их применения. У информации, которую он предоставляет, должен обязательно быть указан источник, она должна быть объективно и ограничиваться перечислением фактов, не прибегая к аргументам пропаганды и коммерческой рекламы17.
Зачастую PR-специалист специализируются и на работе с информацией из печатных изданий, фильмов, радио или телевидения. Надо иметь ввиду, что работа PR-специалиста не совместима с работой профессионального журналиста или рекламного агента18.
Вот список разнообразных сфер приложения знаний и умений специалиста по связям с общественностью:
1. Консультирование на основе законов поведения человека.
2. Выявление возможных тенденций и предсказание их последствий.
3. Изучение общественного мнения, отношения и ожидания со стороны общественности и рекомендации необходимых мер для формирования мнения и удовлетворения ожидания.
4. Установление и поддержание двустороннего общения, основанного на правде и полной информированности.
5. Предотвращение конфликтов и недопонимания.
6. Содействие формированию взаимного уважения и социальной ответственности.
7. Гармонизация личных и общественных интересов.
8. Содействие формированию доброжелательных отношений с персоналом, поставщиками и потребителями.
9. Улучшение производственных отношений.
10. Привлечение квалифицированных работников и снижение текучести кадров.
11. Реклама товаров и услуг.
12. Повышение прибыльности.
13. Создание «собственного имиджа».
Залог успеха PR в правдивой и полной информации, в непрерывной деятельности. PR никогда не смогут заменить высокие производственные показатели, напротив, скорее всего, они выявят скрытые недостатки. Очень важен правильный выбор времени и распределение приоритетов на самой ранней стадии планирования19.
Специалисты по PR владеют методикой и имеют опыт налаживания взаимопонимания, но все же главное здесь — это постановка целей. Только когда цели поставлены, можно приступать к разработке программы. Цели могут быть ближайшие и долговременные, и в каждом случае первостепенное значение принадлежит выбору времени. При разработке программы необходимо опираться на результаты проведенных исследований, а за период осуществления кампании анализировать ее ход. Такой анализ позволит вносить соответствующие изменения и тем самым придает всей кампании необходимую гибкость. PR во многом напоминают игру в шахматы: 10% интуиции, 25% опыта и 65% упорного труда20.
Таким образом можно прийти к выводу, что РR (Public relations) – разновидность маркетинга, заключающаяся в стимулировании спроса на товар определенной фирмы путем формирования благоприятного общественного мнения об организации и ее продукции в целом.
Основным назначением PR является достижение высокой общественной репутации фирмы (или иной организации либо частного лица, нуждающегося в PR-услугах). Следует отличать PR от рекламы: хотя и то и другое обеспечивает процесс деловых коммуникаций, однако реклама рассказывает о товаре, а PR – о фирме-производителе.
Специалист по связям с общественностью или как его еще называют – релайтер, выполняет работу по реализации политики организации в области связей с общественностью и отдельных ее этапов. Участвует в разработке конкретных планов внутренней и внешней политики организации в области связей с общественностью.
Релайтер осуществляет постоянное взаимодействие и поддерживает контакты с представителями средств массовой информации и общественности, знакомит их с официальными решениями и приказами руководства организации, подготавливает ответы на официальные запросы, следит за своевременным распространением информационных материалов о деятельности организации.
Участвует в подготовке и проведении брифингов, пресс-конференций, других мероприятий и акций информационно-рекламного характера, проводимых с участием представителей средств массовой информации и общественности, обеспечивает их комплексное информационное и организационное сопровождение.
Готовит пресс-релизы и другие информационные материалы для представителей средств массовой информации, проводит мониторинг электронных и печатных средств массовой информации, участвует в подготовке информационно-аналитических материалов для внутреннего пользования. Разрабатывает информационно-рекламные материалы, готовит тексты для корпоративного издания, официального WEB-ресурса организации.
Участвует в подготовке заданий для социологических исследований и составлении итоговых отчетов по результатам проведения мероприятий информационно-рекламного характера.
Выполняет работу по сбору, хранению, использованию и распространению информационных материалов, подготовке документов для сдачи в архив. Обеспечивает исполнение решений руководства, своевременно информирует его о текущем ходе работ и их результатах.
- Санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права
- Глава 1. Связи с общественностью: сущность и работа специалистов
- 1.1. Связи с общественностью: понятие и содержание
- 1.2. Деятельность специалиста по связям с общественностью
- 1.3. Сущность корпоративной культуры
- 1.4. Особенности формирования корпоративной культуры
- 1.5. Формирование корпоративной культуры специалистом по связям с общественностью
- Глава 2. Анализ роли специалиста по связям с общественностью в формировании корпоративной культуры ооо «путёвочка».
- 2.1. Характеристика организации
- 2.2. Анализ деятельности специалиста по связям с общественностью в ооо «Путёвочка ркц»
- 2.3. Анализ технологий используемых специалистом по связям с общественностью в формировании корпоративной культуры
- Заключение
- Список литературы