Приемы улучшения памяти
В психологии изучены многообразные приемы улучшения памяти.
Все известные приемы запоминания можно свести к шести.
1. Управление вниманием. Поскольку возможности кратковременной
памяти ограничены временем и объемом, т о важно научиться
концентрировать внимание на нужной информации и выделять в
ней только существенное.
2. Структурирование информации. Это сортировка материала,
логическая обработка (выделение существенного и второстепенного,
идей и фактов), структурирование и переструктурирование текстов,
составление планов, тезисов, кодирование и составление классификаций.
3. Рациональное повторение. Использование метода опорных
слов, ОВОД (О - основные мысли, В - внимательное чтение,
О - обзор, Д - доводка), распределенного во времени повторения
и пр.
4. Использование семантических приемов. Это использование
ассоциаций, «окрахимов» (сокращения типа ТАТ, КОТ и т.д.), связывание
многих предметов с числами, нотами и т.д. Целесообразно использовать
«метод мест», т о есть запоминание информации вместе
с местом запоминания (метод Цицерона).
5. Целенаправленное воображение.
6. Мнемотехника. Мнемотехника (мнемоника - греч. m n e m o n i k a искусство запоминания).
Система приемов, которые способствуют лучшему запо-
минанию информации и позволяют увеличить объем информации,
запоминаемой с первого предъявления.
Мнемоника впервые была разработана древнеримскими и древнегреческими
ораторами, профессия которых предполагала огромные
нагрузки на память.
- 1. Память. Виды памяти
- Процессы памяти
- Процесс обучения и запоминания
- Приемы улучшения памяти
- Мнемонестические упражнения Мнемоническое упражнение "10 лет назад" Упражнение развивает способность к припоминанию, общую интеллектуальную активность.
- Мнемоническое упражнение "Абзац" Упражнение развивает объём кратковременной и долговременной памяти, гибкость и подвижность мышления, вербальный интеллект.
- Мнемоническое упражнение "Управление ассоциациями" Упражнение предназначено для улучшения работы долговременной памяти, повышения качества припоминания.
- 2. Внимание Общая характеристика, классификация
- Рассеянность
- Концентрация внимания
- Упражнение "Концентрация"
- 3. Мышление Общая характеристика процессов мышления
- Мнемоническое упражнение "Сосредоточение на предмете" Упражнение позволяет развивать память с помощью усиления способности к сосредоточению.
- Виды мышления.
- Индивидуальные различия и стили мышления
- Индивидуальные стили мышления:
- Активизация процессов мышления в учебной деятельности
- Тренинги и упражнения для развития мышления
- I. Изменение привычных временных связей
- II. Изменение привычных пространственных связей
- III. Изменение привычных связей общности
- IV. Изменение привычных связей преобразования действий
- Интеллектуальное упражнение "Новые понятия" Упражнение предназначено для развития понятийного мышления и в целом интеллекта.