1.2. Управление персоналом как функция процесса управления
Планирование трудовых ресурсов относительно новое для большинства предприятий вид деятельности. До недавнего времени основное внимание уделялось планированию других экономических ресурсов (материальных, технических, финансовых и т.д.). Однако сейчас это пересматривается и одна из причин этого факта является то, что в последние годы предложение рабочей силы стало юридическим фактом деятельности многих предприятий. Затраты на труд у многих фирм в настоящее время превратились в основную часть общих расходов, поэтому важно обеспечить максимальную эффективность использования трудовых ресурсов. Способность предприятия успешно решать названную выше задачу зависит от того, на сколько точно будут рассчитаны, а затем проконтролированы затраты на труд [28,c.42].
Человек со всеми его качествами - важнейший элемент организации. Люди разнятся своими возможностями, подходами, вкусами. У каждого из них - свой стиль, интеллектуальные способности, способы выполнения работы. Способности индивидуума могут быть классифицированы на: механические двигательно-координационные, умственные и творческие. Многие из этих способностей обусловливаются генетическими факторами и мало поддаются тренировке (пример- беглость пальцев и быстрота реакции). Другие,- такие как мастерство общения и руководства,- поддаются тренировке значительно легче[30,c.105]. Навыки в этих областях человек получает дома, в школе и на работе. Из-за различия возможностей людей, степень, до которой они могут быть обучены той или иной профессии, различна. В большинстве случаев определенная склонность к чему-то может быть развита до уровня « способности» посредством тренировок и опыта[30,c.106]. Но наиболее разумно направлять людей с определенными задатками на работу, требующую именно этих задатков.
Образ мышления, склонность и предпочтения работника оказывают сильное влияние на его поведение на работе.
На людей оказывают сильное влияние могучие силы эмоций, а сама работа является источником как возбуждающих, так и приятных эмоций. Работа создает возможность самовыражения и самосовершенствования работника. Мотивация работников есть совокупность причин, побуждающих человека тем или иным целенаправленным образом. Мотивация, таким образом, есть внутреннее состояние, которое побуждает, направляет и сохраняет у человека стремление достичь определенных целей. Каждый работник - уникальная, неповторимая личность. Поэтому вряд ли можно рассчитывать на то, что один и тот же подход к разным работникам будет равно успешным. Под «личностью» целесообразно иметь в виду характерный способ мышления и поведения индивида в окружающей его обстановке [14,c.217]. Эта характеристика включает черты характера, личностные ценности, мотивы, генетические особенности, взгляды, эмоциональную возбудимость, возможности, умственные способности индивида и т.п. Она же включает, помимо того, и явные для окружающих стандарты поведения индивида.
Укрупнено можно выделить три фактора, оказывающих воздействие на людей в организации.
Первый-иерархическая структура организации, где основное средство воздействия - это отношения власти - подчинения, давление на человека сверху, с помощью принуждения, контроля над распределением материальных благ.
Второй-культура, т. е. вырабатываемые обществом, организацией, группой людей совместные ценности, социальные нормы, установки поведения, которые регламентируют действия личности, заставляют индивида вести себя так, а не иначе без видимого принуждения.
Третий- рынок- сеть равноправных отношений, основанных на купле - продаже продукции и услуг, отношениях собственности, равновесии интересов продавца и покупателя.
Рабочая сила есть такой же ресурс как и материальные, технические, финансовые ресурсы. Однако в отличие от названных ресурсов она имеет принципиальные отличия, которые заключаются в следующем:
если со временем материальные, технические ресурсы стареют (физически, морально), то трудовые ресурсы дорожают (улучшается квалификация рабочего, растет опыт);
наемный работник может отказаться от условий, на которых предприятие предполагает его использовать;
работник может уволиться из предприятия по собственному желанию;
работник может бастовать;
работники не могут рассматриваться как однородная субстанция;
работники могут переучиваться;
работники могут решать, что те или иные типы профессий для них социально неприемлемы, с ними необходимо вести переговоры.
Опытный руководитель понимает, что природа человека является решающей переменной в кадровой деятельности и важна для эффективной работы организации [8,c.158].
Сегодня при устройстве человека на работу его физические данные не имеют большого значения. Развитие технологии позволило значительно сократить ряд работ, для которых были необходимы физическая выносливость и сила. Умственные способности личности могут быть определены как способность эффективно использовать свой интеллект – сумму общих умственных функций понимания, мышления, обучения, наблюдения, решения проблем, способность вступать во взаимные отношения. В некоторой степени успешное обучение и сдача экзаменов могут гарантировать определенный уровень умственных способностей, хотя некоторые работодатели могут дополнительно потребовать от предполагаемых кандидатов решить тесты на проверку уровня интеллекта, а также склонностей характера.
Основу концепции управления персоналом организации в настоящее время составляют возрастающая роль личности работника, знание его мотивационных установок, умение их формировать и направлять в соответствии с задачами, стоящими перед организацией. Изменения в экономической и политической системах в нашей стране одновременно несут как большие возможности, так и серьезные угрозы для каждой личности, устойчивости ее существования, вносят значительную степень неопределенности в жизнь практически каждого человека. Управление персоналом в такой ситуации приобретает особую значимость, поскольку позволяет реализовать, обобщить целый спектр вопросов адаптации индивида к внешним условиям, учета личного фактора в построении системы управления персоналом организации.
В контексте подбора на работу личные свойства обычно означают комбинацию эмоций, мотивации, интересов и социальных пропорций; другими словами, если приравнять это к личным качествам, это степень обаяния и влияния на людей. Если бы вас попросили описать индивидуальность тех, кого вы хорошо знаете, вы, скорее всего, стали бы описывать их поведение при различных обстоятельствах, характеризуя их как обаятельных, терпимых, предприимчивых, воодушевленных, дружелюбных, действующих согласованно, честных, надежных и т. д. Многие из этих характерных черт могут варьироваться в зависимости от ситуации; например, кто-то может демонстрировать покорность, имея дело с боссом, но проявлять деспотизм по отношению к подчиненным [32,c.97]. Существуют различные тесты для определения характерных черт индивидуума, но обычно тесты не считаются хорошими предсказателями успеха в будущей работе.
Стратегия управления человеческими ресурсами на уровне предприятия в значительной мере определяется стилем управления. Стиль управления трактуется обычно как привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным с тем, чтобы оказывать на них влияние и побуждать к достижению целей организации. Одним из крупнейших теоретиков менеджмента, изучавших проблемы стиля управления, по праву считается Дуглас Мак Грегор. Мак Грегор проанализировал деятельность исполнителя на рабочем месте и выявил, что управляющий может контролировать следующие параметры, определяющие действия исполнителя:
задания, которые получает подчиненный
качество выполнения задания
время получения задания
ожидаемое время выполнения задачи
средства, имеющиеся для выполнения задачи
коллектив, в котором работает подчиненный
инструкции, полученные подчиненным
убеждение подчиненного в посильности задачи
убеждение подчиненного в вознаграждении за успешную работу
размер вознаграждения за проведенную работу
уровень вовлечения подчиненного в круг проблем, связанных с работой.
- Введение
- 1.Теоретические аспекты управления персоналом
- 1.1. Персонал как объект управления
- 1.2. Управление персоналом как функция процесса управления
- 1.3. Обучение и развитие персонала
- 1.4. Мотивация и стимулирование труда персонала
- 1.5.Особенности корпоративного управления
- 2.Анализ деятельности предприятия лесоперерабатывающей отрасли на примере ооо «МеКо»
- 2.1 Характеристика предприятия
- 2.2.Основные показатели деятельности предприятия
- 2.3.Анализ кадров и социальной политики в ооо «МеКо»
- 2.4.Анализ материального и морального поощрения персонала
- 3.Совершенствование управления персоналом
- 3.1.Предложения по совершенствованию морального и материального стимулирования
- 3.2.Развитие кадровой службы
- 3.3.Повышение квалификации персонала
- 3.4.Эффективность предложенных мероприятий
- Заключение
- Библиографический список