logo search
с 30

42. Роль власти и авторитета в управлении.Виды власти менеджера

Руководитель, функции.

Слово руководитель буквально означает ведущий за руку. Синоним надсмоторщик. Важн.функция – принимать решения. Суть работы руководителя – следить и отвечать за деятельностью организации вцелом. Руководить значит нести ответственность.

Функции руководителя:

1. стратегическая, т.е.определение основных важнейших задач, принятие управленческих решений и решение проблем с внедрением нововведений.

2. административная, организационная, организовывает людей, процесс.

3. коммуникативно – регулирующая, помогает налаживает связи между людьми, олтделами в процессе деятельсности

4. мотивирующая (вдохновляет, хвалит, ругает) мотивация от, к. С целью достичь поставленных целей.

5. контролирующая

Функции руководителя закрепляются должностными инструкциями.

Стили руководства.

Под стилем руководства понимается совокупность используемых руководителем методов воздействия на подчиненных, а также форма, манера исполнения этих методов.

Различают

1) авторитарный,

2) демократический

3) либеральный

Не один из этих стилей нельзя назвать наилучшим. Руководитель должен уметь использовать элементы различных стилей в зависимости от конкретной ситуации. Например, в критических ситуациях когда что-то угрожает орг.(кризис банкротства, пожар)

При авторитарном стиле рководства руководители посредством власти навязывают подчиненным свою волю, считая их не дисциплинированными, ленивцами, безотвественными, н очень умными.

Демократиный руководитель исходит из теории У: не навязывает свою подчиненность, предлагает обсудить, выслушивает разные точки зрения, использует стремление исполнит. к самовыражению и высокой цели.

Роль руководителя демократа сводится к осуществлению связей между целями организации и целями сотрудников, а затем к оценке выполнения работы.

В процессе выполнения задачи может изменится ситуация и это потребует изменения способов воздействия на подчиненных.

Ориентация руководителя на реальные условия производства и окр.ср.позволяет говорить об адаптивном руководстве.

Власть.

Власть – это возможность и способность оказывать влияние на деятельность людей.

Виды власти:

Различают власть формальную и реальную. Власть, которой дает должность, явл.формальной властью. Формальной властью обладают все руководители. А реальная власть – это власть человека, кот.может влиять на людей в силу своего опыта, авторитета, образования.

Формы власти:

Законная – это возможность и способность оказывать влияние на подчиненных в силу своего должностного положения.

Власть основанная на принуждении.

Власть основанная на вознаграждении руководителя.

Экспертная власть – это способность руководителя влиять на подчиненных в силу своей подготовленности, уровня образования, опыа, таланта, умений и навыков.

Эталонная (власть примера, референдная власть, харизматичная) – это власть основанная на силе личностных качеств и способности руководителя.

Харизма – способность человека, данная природой, привлекать к себе людей вследствие своей одаренности. Харизматичный человек обладает силой внушения, внутренним обаянием и притягательностью, сильная характерная личность способная повлечь за сбой массу людей пропагандируя определенные взгляды и направления.

Понятие лидерства и руководства.

Лидерство – это преимущественно психологическая характеристика поведения человека.

Руководство – социальная характеристика отношений в группе прежде всего с точки зрения распределения ролей управляющего и подчиненного.

Лидер выдвигается в позицию ведущего потому что он демонстрирует более высокий, чем все остальные члены группы уровень активности , участия, влияния и решения каких-либо задач. Иные члены гр.таким образом добровольно принимают лидерство, т.е.ставят себя в позицию ведомых по отношению к лидеру.

Важнейшие качества руководителя:

1) доменантность

2) уверенность в себе

3) эмоциональная уравновешенность

4) стрессоустойчивость

5) креативность

6) творчество

7) стремление к достижениям, предприимчивость

8) ответственность

9) надежность выполнения задач

10) независимость

11) общительность

Эффективные руководители – менеджеры.

Эфф.менеджер: 1. власть, 2. формальная, 3. назначение, 4. поручает, убеждает, требует, просит, 5. план, 6. использует доводы, аргументы, документы, 7. контролирует, 8. принимает решения.

Лидер: 1. авторитет, 2. неформальная, 3. стихийно выдвигается, 4. вдохновляет, призывает, 5. цель, видение, 6. использует эмоции, 7. доверяет, 8. превращает решение в жизнь.

Навыки и умения руководителя – лидера:

 умение мотивировать людей

 умение рационально обосновать т формулировать перспективы развития коллектива

 владение достоверной информацией и перспективой своего коллектива

 умение «заражать» коллектив своим подходом к делу

 умение найти наиболее правильное соотношение форм стимулировать, поощрения и порицания

 умение учиться новому

 иметь собственное представление о перспективах коллектива

 умение определить и представлять работнику оптимальную степень самостоятельности в работе

 коммуникабельность

 принятие решений

 умение общаться (ставить задачи и др.)