logo search
Т

1.1.5. Референтные группы.

Термин «референтная группа» впервые был введен в на­учный оборот социологом Мустафой Шерифом в 1948 году. Личность испытывает многообразные воздействия со сто­роны различных групп. Сила влияния той или иной группы на человека зависит от множества факторов. Наибольший эф­фект наблюдается в тех случаях, когда социальная группа является референтной (эталонной) для данной личности. Это группа, с которой личность отождествляет, иден­тифицирует себя и в которую она стремится попасть, а по­том уже и занять в ней достойное место. Социальные цен­ности и нормы референтной группы выступают в качестве эталона деятельности, хотя сам он порой может даже и не входить в состав данной группы.

Различают нормативные и сравнительные функции ре­ферентной группы.

Нормативная функция проявляется в том, что референтная группа является источником стандартов поведения, соци­альных установок и ценностных ориентации индивида. Напри­мер, эмигрант, приезжающий в другую страну, пытается как можно быстрее освоить нормы, традиции, культуру коренных жителей, чтобы быть принятым в их сообщество.

Сравнительная функция группы заключается в том, что индивид не хочет входить в другие группы или получить их расположение, но использует их как определенную основу для оценки своего статуса или поведения. Индивид может обра­щаться к референтным группам для сравнения своих действий с действиями других людей, для определения степени право­мерности своих поступков, для сравнения своих успехов в тех или иных областях.

Возможны также и негативные референтные группы, по отношению к которым тот или иной индивид находится в дистанцировании. Это группы, которые символизируют что-либо неприемлемое для данного индивида.

Каждый человек входит не в одну, а в несколько рефе­рентных групп. Бывает, он ориентируется на ценности и нор­мы одной группы, а в другой ситуации на другую группу. Иногда референтность некоторых двух различных по сво­им нормам и традициям групп для одной и той же личности может привести ее в положение маргинальности.

Маргиналъностъ – это социологический термин для обо­значения пограничного, переходного, структурно неопре­деленного социально-психологического состояния субъек­та. Люди, по разным причинам выпадающие из привычной социальной среды и неспособные присоединиться к новым общностям (в большинстве случаев по причинам культур­ного несоответствия), испытывают большое психологичес­кое напряжение и переживают кризис своего самосознания.

Под маргиналами понимаются индивиды которые фор­мируются на границах социальных слоев и структур и в рам­ках процесса перехода от одного типа социальности к дру­гому или в пределах одного типа социальности при его се­рьезных деформациях. И новый мастер на промышленном пред­приятии, и сельский житель, переехавший в большой город – это маргинальные личности со всеми прису­щими им проблемами адаптации и самореализации.

Теория маргиналов и маргинальных общностей была выдвинута Р.Э. Парком. Но еще К. Маркс рассматривал проблемы причин социального деклассирования и его по­следствий, а М. Вебер прямо сделал вывод о том, что разви­тие общества начинается тогда, когда маргинальные слои консолидируются в социальную силу (общность) и дают толчок социальным изменениям.