2.4. Становление коллектива и методы управления
Структура малой группы включает в себя три уровня:
• на первом – проявляют себя межличностные отношения, основанные на эмоциональном принятии или непринятии;
• на втором – отношения и переживания опосредуются совместной деятельностью и ее результатами;
• на третьем – развиваются новые отношения принятия, характерные для коллектива всеми субъектами группы единых целей достижения в групповой деятельности. В настоящее время изучение групповой динамики стимулируется необходимостью помощи малым группам в решении проблем управления. Следует учитывать, что не любая малая группа является коллективом. До коллектива надо еще дорасти, пройти ряд промежуточных этапов. Становление и формирование коллектива процесс сложный и многоступенчатый.
По содержанию и формам организации деятельности необходимо выделять следующие уровни малых групп.
Конгломерат – случайно организованная группа, без четкой структуры отношений и взаимодействий; добровольное объединение людей на основе сходства интересов или общности пространства общения.
Ассоциация – группа, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями, эмоционально окрашенными: здесь каждый человек сам по себе, отсутствует четко выраженное отношение и ожидание меж-. ду людьми; нет единой цели.
Кооперация – группа, отличающаяся реально действующей организационной структурой; отношения носят деловой, совместный характер, подчиненный достижению необходимого результата при решении конкретной задачи; главной объединяющей силой являются формальная структура группы и функциональные обязанности ее членов.
Корпорация – группа, объединенная внутренними целями, не выходящими за ее пределы, стремящаяся осуществить свои групповые цели любой ценой, порой в ущерб другим группам. «Замкнутая система, только для себя» -неизбежно приобретает черты группового эгоизма корпоративной культуры.
Группа – коллектив. Устойчивая, демократическая система взаимодействия с развитыми формальной и неформальной структурами, формальным и неформальным лидерством; стратегия развития ориентирована на достижения; люди могут и хотят работать совместно; демократичность отношений сочетается с ответственностью, дисциплиной и способствует раскрытию творческого потенциала личности.
Главным элементом отношений в коллективе должна быть предметная, социально-полезная деятельность, которая основана на взаимной ответственности, уважении друг к другу, контактности, организованности и информированности. Становление коллектива является неразрешимой проблемой в том случае, когда отсутствует сплоченность, взаимопонимание, общая цель, когда имеют место неправильные управленческие действия руководителя. Умелый руководитель использует ситуативные методы управления группой, изменяя подходы к людям, подгруппам, неофициальным лидерам, отдельным работникам.
Различные деловые ситуации требуют и различных методов управления:
• низкий уровень развития сотрудников, группы (низкая квалификация, недобросовестные работники); необходимы в большинстве случаев авторитарные методы управления;
• средний уровень развития сотрудников, группы (недостаточно опыта, хотя работники обладают базовыми навыками и добросовестно относятся к делу); необходимы авторитарно-демократические методы управления;
• хороший уровень развития сотрудников, коллектива (работники имеют базовые навыки и достаточную квалификацию для эффективной работы, но требуется более активное участие в самостоятельном принятии решений); необходимы демократические методы управления;
• высокий уровень коллективного развития (сотрудники экстра класса, ответственные, инициативные, работают творчески); – необходима «передача полномочий»; предпочтительным для этого уровня является либеральный стиль управления со стороны руководителя.
Анализ группового «Я» произвел в социологической мысли подлинную революцию. Коллективное сознание и групповая динамика, межличностная коммуникация, лидерство и исполнение роли, конфликт ролей, социальная дистанция и автономизация, групповая солидарность и сплоченность, первичные отношения, идентификация, персонификация, принятие групповых решений и другие понятия малой группы вошли в научный оборот мировой социологии и находятся сейчас в поле зрения ученых и управленцев-практиков.
* * *
С точки зрения характеристики социальной структуры общества, в которой отражается различие общественных групп по их социальному положению, особенно важно выделение таких социальных групп, как социально-классовые общности (классы, социальные слои); социально-демографические общности (мужчины, женщины, дети, родители, семьи и др.); этносоциальные общности (нации, народности, племена, национальные и этнографические группы); социально-территориальные общности и др. В определенных условиях немаловажное значение в обществе могут иметь различные религиозные (конфессиональные), расовые и др. группы.
Сказанным далеко не исчерпывается возможная классификация многообразных социальных групп. Так, например, иногда предлагается еще и их подразделение по принадлежности к ним индивидов – на ингруппы, когда человек выделяет некоторые группы, к которым он сам принадлежит и поэтому определяет их как «свои» («моя семья», «моя компания», «мой класс», «моя профессиональная группа» и др.) и аутгруппы, к которым он не принадлежит и которые для него являются не своими, другими группами.
Итак, понятие «социальная группа» в широком смысле является более общим, родовым по отношению к понятиям «социальный класс», «социальный слой», «социальная общность», «коллектив», «семья», «мужчины», «женщины», «дети», «пенсионеры», «нация», «народность», «этническая группа», «этнографическая группа», «городские жители», «сельские жители», «школьники», «студенты», «учителя», «бюрократия» и многим др.
- Тема 1.4. Групповая динамика
- Тема 1.4. Групповая динамика
- Вопросы лекции
- Задачи лекции
- 1. Понятие и классификация социальных групп. Особенности формальных и неформальных групп
- 1.1. Характеристика и классификация социальных групп
- 1.1.1. Условная и реальная группы.
- 1.1.2. Первичная и вторичная социальные группы.
- 1.1.3. Интерактивная и номинальная группы.
- 1.1.4. Гетерогенная и гомогенная группы.
- 1.1.5. Референтные группы.
- 1.2. Формальная и неформальная группы
- 1.3. Особенности малых групп
- 1.3.1. Понятие малой группы
- 1.3.2. Размеры малой группы
- 2. Групповая динамика: типы, виды, характер взаимодействия в группе
- 2.1. Формирование и развитие социальных групп в организации11
- 2.1.5. Нормативное поведение и групповая сплоченность
- 2.2. Лидерство и авторитет в группе
- 2.3. Социодинамика малых групп
- 2.4. Становление коллектива и методы управления
- Вопросы для самоконтроля
- 5 См.: Новикова с.С. Социология: история, основы, институционализация в России. Первичные и вторичные группы. – www.Vuzlib.Net/beta3/html/1/20322/20366/