logo search
!Ответы 2006

Виды средств индивидуализации участников хозяйственного оборота и производимых ими товаров (услуг).

Товарные знаки (знаки обслуживания) служат для обозначения фирмы или товара (услуги) с целью отличия одних товаров (услуг) и фирм от других. Принципиально существует четыре направления использования товарных знаков:

1. Фирменное наименование выступает как средство индивидуализации участников хозяйственной деятельности. Это юридическое название, которое в обязательном порядке регистрируется в государственном реестре предприятий и организаций, и включает: название орг-ии, организационно-правовую форму предприятия, его местонахождение и номер государственной регистрации. Фирменное наименование дополнительно может быть зарегистрировано как товарный знак в Патентном ведомстве.

2. Средство индивидуализации участников хозяйственного оборота является очень близким понятием с фирменным наименованием. Отличие заключается в том, что фактически, в производственной, коммерческой, рекламной и другой деятельности организация выступает под одним наименованием, а с юридической точки зрения фирменное наименование организации другое. Например, московские магазины «Рамстор» юридически имеют название «Рамэнка». Сети магазинов выступающие под одной маркой, для оперативной хозяйственной деятельности могут быть зарегистрированы как самостоятельные юридические лица и т.п. Подобная практика не противоречит законодательству, но может иметь негативные для потребителей ситуации. Для организации данное явление достаточно выгодно, так как позволяет не тратить средства на «раскрутку» нового предприятия, выступающего под именем холдинга, но позволяет отрезать ненужные, убыточные, обремененные обязательствами звенья, сохраняя холдинг в целом.

3. Товарный знак как средство индивидуализации товара или услуги, позволяющее потребителю идентифицировать устраивающие его по характеристикам товары. Товарный знак может совпадать с фирменным наименованием, но может и отличаться. Вместе с тем следует отметить, что в соответствии с действующим законодательством на всех товарах должно быть указано наименование и адрес изготовителя.

4. Наименование мест происхождения товаров – это название страны, населенного пункта, местности или другого географического объекта, используемое для обозначения товара, особые свойства которого определяются характерными для данного объекта природными условиями или трудовыми факторами, либо тем и другим одновременно. Наиболее известными случаями использования наименования мест происхождения товаров является шампанское и коньяк. Маркировка указанными названиями, прочно вошедшими в обиход, разрешается только фирмам, расположенным в соответствующих провинциях Франции. Названия товаров «Дагестанский коньяк» или «Советское шампанское» являются незаконными, о чем было подписано соответствующее соглашение на уровне президентов России и Франции.

5. Доменные имена. Никто, кроме патентообладателя не вправе использовать зарегистрированный товарный знак в сети Интернет, в частности в доменном имени и при других способах адресации.