Цели оценки интеллектуальной собственности. Рыночная стоимость объектов интеллектуальной собственности.
Стоимость любого товара (услуги) формируется в результате использования двух основных факторов – труда и капитала (совокупность активов, принадлежащих предприятию, в том числе НМА). Различие понятий «нематериальный актив» и «интеллектуальная собственность»: нематериальным активом является интеллектуальная собственность, отраженная в балансе предприятия. Специфика ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации такова, что зачастую ИС не является НМА, при этом используется в производстве.
Оценка ИС – процесс определения полезности объекта ИС в денежном выражении.
Цели оценки ОИС:
1. Продажа ОИС (лицензирование, полная уступка прав). В этом случае стороны сделки в зависимости от ее условий самостоятельно оценивают ожидаемую выгоду от использования ОИС и в результате переговоров определяют цену.
2. Включение ОИС в уставный капитал организации в виде НМА. Здесь требуется экспертное заключение независимого профессионального оценщика, который и определяет ту стоимость, по которой ОИС вносится в уставный капитал и ставится на баланс.
3. Раздел имущества между владельцами предприятия, выделение из предприятия другого предприятия, слияние/поглощение предприятий. В этом случае определяется весомость ОИС в общей массе активов, с которыми проводят некие операции.
4. Определение суммы налога на имущество при наследовании или дарении. Определяется налогооблагаемая база для соответствующего налога.
5. Страхование ОИС, получение кредита под залог ОИС. В этом случае определяется стоимость ОИС, на базе чего определяют другие условия сделки с ОИС.
6. Расчет компенсации за ущерб, нанесенный фактом нарушения прав на ОИС. Сумма ущерба используется в судебных разбирательствах, связанных с нарушением исключительных прав владельца ОИС.
7. Ликвидация организации.
8. Происходит отчуждение прав на ОИС государством. Это случается при решении задач государственного уровня. Здесь определяют стоимость ОИС для определения размера компенсации владельцу за потерю исключительных прав.
9. Бизнес-план проекта и различного рода финансовое планирование.
Рыночная стоимость объектов интеллектуальной собственности.
Основные виды стоимости ОИС
В идеальном случае стоимость ОИС следует рассматривать как объективную рыночную стоимость.
1. Объективная рыночная стоимость – наиболее вероятная цена, выраженная в денежном эквиваленте, по которой в момент оценки собственность могла бы перейти из рук добровольного продавца в руки добровольного покупателя в результате коммерческой сделки, при условии, что обе стороны действуют расчетливо и без принуждения.
Объективная рыночная стоимость является идеалом оценщика, поэтому всякая оценка должна также быть максимально объективной.
2. Инвестиционная стоимость – стоимость ОИС для конкретного инвестора, имеющего определенные цели и критерии инвестирования. Часто при оценке ОИС в каких-то конкретных целях приходится принимать как данное определенные критерии – срок действия сделки, отдельные ее условия. Поэтому результат оценки для конкретных целей всегда отклоняется от объективной рыночной стоимости на величину влияния этих предопределяющих условий сделки. Чаще всего оценка ведется с ориентиром на такие условия и в результате находится именно инвестиционная стоимость.
3. Балансовая стоимость - стоимость приобретения ОИС за минусом износа. При покупке ОИС в соответствии с действующим бухгалтерским законодательством его стоимость формируется на балансе покупателя как сумма произведенных на его покупку затрат. В этом плане мы имеем полную аналогию с бухгалтерским учетом основных средств. По мере истечения срока службы ОИС часть его стоимости переносится на себестоимость готовой продукции через амортизацию и балансовая стоимость постепенно уменьшается. Стоит отметить, что такие ОИС, как товарный знак не амортизируются, т.к. в результате успешной деятельности организации его ценность только возрастает.
4. Стоимость замещения – стоимость близкого по качествам аналогичного ОИС.
5. Ликвидационная стоимость – денежная сумма, за которую реально можно продать ОИС в короткие сроки (стоимость вынужденной реализации). Она определяется обычно в случае вынужденной ликвидации организации.
Принципы образования стоимости ОИС
Стоимость ОИС образуется под воздействием трех составляющих:
1. пользователь ОИС
2. объект оценки (сам ОИС).
3. рынок ОИС.
С точки зрения каждой составляющей можно выделить несколько принципов, которые должны быть соблюдены в процессе оценки.
С точки зрения пользователя ОИС действуют:
1. Принцип полезности. ОИС должен иметь полезность для конкретного пользователя.
2. Принцип замещения. Максимальная стоимость ИС не может быть больше стоимости аналогичного ОИС;
3. Принцип ожидания. Стоимость ОИС определяется количеством выгод, которые она приносит ее владельцу.
Факторы, влияющие на стоимость ОИС
Полный учет различных факторов, повышает точность оценки:
1. Степень охраны, вытекающая из охранного документа.
2. Территория охраны ОИС.
3. Отраслевые финансовые показатели.
4. Показатели риска бизнеса, страны, фирмы, где применяется ОИС.
5.Полнота, доступность и достоверность информации, используемой при оценке. Нередко информация искажается намеренно.
6. Мотивация самого оценщика.
7. Степень научной значимости ОИС.
8. Стадия ЖЦ.
9. Эффективность изобретения.
10. Правило 3х3: средняя из 3 оценок; 3 значащие цифры.
- Понятие интеллектуальной собственности. Определения гк рф и воис. Система правовой охраны интеллектуальной собственности.
- Способы получения информации о конкурентах.
- Цели управления интеллектуальной собственностью. Способы защиты интеллектуальной собственности.
- Состав, основные положения, принципы и идеология пакета законов, регулирующих права на интеллектуальную собственность.
- Установление патентной чистоты объекта новой техники.
- Основные понятия изобретательской и патентно-лицензионной деятельности и взаимосвязь между ними.
- Лицензионный договор. Лицензиар и лицензиат.
- Организационные способы защиты информации от несанкционированного доступа. Деление информации между работниками.
- Патентная документация. Классификация мпк. Автоматизация поиска информации.
- Понятие служебной и коммерческой тайны. Сведения: составляющие коммерческую тайну предприятия; не являющиеся коммерческой тайной по закону.
- Цели патентных исследований на различных этапах создания новой техники и технологии.
- Определение каналов утечки информации. Охрана тайны коммерческих сделок и переговоров.
- Патентные исследования и патентная экспертиза. Общее и различия.
- Физическая защита служебных зданий. Системы сигнализации. Личная безопасность работника.
- Виды средств индивидуализации участников хозяйственного оборота и производимых ими товаров (услуг).
- Виды товарных знаков и порядок их регистрации.
- Объекты авторского права. Понятие произведения и их виды. Формы существования произведений.
- Виды охранных документов на промышленную и интеллектуальную собственность. Ответственность за нарушение прав автора и патентообладателя.
- Способы охраны фирменного наименования.
- Понятие и особенности полезной модели как объекта интеллектуальной собственности. Состав заявки на регистрацию полезной модели.
- Цели оценки интеллектуальной собственности. Рыночная стоимость объектов интеллектуальной собственности.
- Понятие и особенности промышленного образца как объекта интеллектуальной собственности. Состав заявки на патентование промышленного образца.
- Методы оценки объектов интеллектуальной собственности.
- Открытия: понятие, сущность, способы охраны.
- Знаки наименования места происхождения товаров и порядок их регистрации.
- Территориальный и временной характер ограничений на использование объектов интеллектуальной собственности.
- Стратегии марочной политики предприятия. Сила товарного знака.
- Порядок оформления патента на изобретение. Этапы и виды патентной экспертизы. Патентные пошлины. Приоритет изобретения.
- Субъекты авторского права: авторы и правопреемники, составители и переводчики, соавторство. Российское авторское общество.
- Критерии патентоспособности разработки. Объекты патентоспособного изобретения. Объекты, не относящиеся к изобретениям.
- Частная марка и марка производителя. Коллективный товарный знак. Особенности применения.
- Состав заявки на патентование изобретения. Формула изобретения. Порядок рассмотрения заявки в Патентном ведомстве.
- Правовая охрана программ для эвм и баз данных.
- Содержание патентных прав. Способы и формы использования патентов. Прекращение действия патента.
- Роль и функции государственных и общественных органов в охране интеллектуальной собственности. Состав государственной патентной системы.
- Субъекты патентного права: автор, соавтор, заявитель, патентообладатель, патентный поверенный.
- Ограничения в регистрации товарных знаков и знаков наименования места происхождения товаров.
- Права автора изобретения. Права и обязанности патентообладателя.
- Организация изобретательской и патентно-лицензионной деятельности в научно-исследовательских и проектно-конструкторских организациях.
- Понятие и сущность объекта изобретения.
- Организация изобретательской и патентно-лицензионной деятельности на предприятии.
- Способы защиты интеллектуальной собственности.
- Правовая охрана нетрадиционных объектов интеллектуальной собственности (селекционные достижения, топологии интегральных микросхем и т.П.).
- Простая (неисключительная) лицензия и ее особенности
- Порядок регистрации товарного знака, знака обслуживания и наименования места происхождения товара.
- Понятие и способы охраны ноу-хау.
- Охрана прав исполнителей, производителей фонограмм, организаций эфирного и кабельного вещания. Незаконное копирование, пиратство.
- Ограничения патентных прав (действия третьих лиц, не являющиеся нарушением прав патентообладателя). Право преждепользования.
- Особенности маркирования услуг и применения знаков обслуживания.
- Цели и формы покупки и продажи лицензий на изобретения. Лицензионный договор.
- Наступление собственности на объекты авторского права. Имущественные и неимущественные права авторов.
- Виды и особенности лицензий. Формы оплаты лицензионных договоров.
- Способы защиты программного продукта и баз данных.
- Выплата авторского вознаграждения. Особенности экономических отношений по изобретениям, сделанным в порядке выполнения служебного задания.
- Различия между авторским правом и патентным правом