logo
!Ответы 2006

Способы защиты программного продукта и баз данных.

Способы защиты:

Правовые:

Технические:

Воспитательные:

Закон «О правовой охране программ для ЭВМ и БД» учитывает принципы «Патентного закона РФ» и Закона «Об авторском праве и смежных правах». Данный закон относит программы для ЭВМ к объектам авторского права. Обязательной является регистрация программ для ЭВМ и БД в соответствующем реестре. Автор имеет исключительное право на использование программы. Авторские права охраняются Законом РФ «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных» в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти.

И легальный пользователь программы не ограничен в свободном воспроизведении, адаптации и модификации программы в собственных целях. Правовая охрана распространяется на форму предоставления информации, но не на её сущность, то есть идеи, принципы, алгоритмы не охраняются лицензионным свидетельством. Регистрационное свидетельство выдаётся РосАПО по желанию автора путём подачи им депонируемой заявки. На практике для охраны программ для ЭВМ и БД чаще используются положения авторского права согласно которым создание программы означает её охрану.

  1. Ноу-хау и его использование при продаже лицензий.

Ноу-хау (знаю как)– лицензия на непатентованные изобретения. Шоу-хау (показать как) имеет в два раза большую стоимость.

Особенность договора на передачу ноу-хау – обязательство продавца в том, что он не подал и не намерен подавать заявки на патентование объекта лицензии на территориях, в отношении которых предоставляется лицензия. Стороны обязуются прилагать усилия по предотвращению патентования объекта ноу-хау третьими лицами.

Лицензионный договор о передаче “ноу-хау” отличается от патентной лицензии и по своей правовой основе, и по объекту отчуждаемых прав. В основе предоставления права использования “ноу-хау” лежит не исключительное право, а фактическая монополия на объект соглашения. “Ноу-хау” в отличие от запатентованного изобретения нельзя использовать, не получив его от лицензиара. Следствием этого является необходимость не только предоставления по договору права использования, но и передачи самого “ноу-хау” в полном объеме. “Ноу-хау” могут быть переданы как в материальной форме (в виде различного рода документации, образцов и др.), так и в нематериальной форме (в виде оказания технической помощи, обучения, управленческих услуг). Как правило, информация передается в форме документов (технические описания, формулы, методики и т.д.). В дополнение к ним возможна также передача опытных образцов изделий. Иногда договоры о передаче “ноу-хау” предусматривают, что передающая сторона обязана оказывать другой стороне помощь в налаживании производства с использованием “ноу-хау”.

В договоре на передачу “ноу-хау” крайне важно решить вопрос, сохраняет ли “продавец” информации право использовать (продолжать использовать) ее в собственной деятельности или в собственном производстве, а также вправе ли обе стороны заключать в будущем договоры на передачу этой же информации другим лицам. Первое условие вполне допустимо. Второе же в большинстве случаев запрещается, так как, получив широкое распространение, информация автоматически утрачивает статус “ноу-хау”. Более того, участники договора принимают на себя довольно жесткие обязательства по сохранению переданной информации в тайне и защите ее от незаконного доступа. Нарушение условия о конфиденциальности обычно дает потерпевшей стороне право на одностороннее расторжение договора (это должно быть прямо предусмотрено договором) и на возмещение убытков, включая упущенную выгоду. В договоре обязанность возместить убытки может быть заменена обязанностью выплатить компенсацию в фиксированной сумме.

Передача “ноу-хау” может не только выступать предметом самостоятельного договора, но и включаться в качестве дополнительного условия в ряд других договоров. К примеру, договор об уступке прав на объект, защищенный патентом (лицензионный договор), может предусматривать передачу сопутствующего ему “ноу-хау” - информации о способах организации производства с использованием этого объекта и т.д. Передача секретов производства является также одним из условий договора коммерческой концессии (договора о франчайзинге).