logo
!Ответы 2006

Способы охраны фирменного наименования.

Фирменное наименование выступает как средство индивидуализации участников хозяйственной деятельности. Фирменное наименование – это юридическое название, которое в обязательном порядке регистрируется в государственном реестре предприятий и организаций, в нем должна быть указана организационно-правовая форма предприятия, его местонахождение и номер государственной регистрации. Фирменное наименование дополнительно может быть зарегистрировано как товарный знак в Патентном ведомстве.

Фирменное наименование выступает как средство индивидуализации участников хозяйственной деятельности. Это юридическое название, которое в обязательном порядке регистрируется в государственном реестре предприятий и организаций, и включает: название орг-ии, организационно-правовую форму предприятия, его местонахождение и номер государственной регистрации. Фирменное наименование дополнительно может быть зарегистрировано как товарный знак в Патентном ведомстве.

Как объект промышленной собственности фирменное наименование подлежит охране во всех странах - участницах Парижской конвенции по охране промышленной собственности. Статья 8 конвенции гласит: “Фирменное наименование охраняется во всех странах союза без обязательной подачи заявки или регистрации...” Таким образом, фирменное наименование подлежит охране, но не уточняется, каким образом должна предоставляться такая охрана. Государства - члены союза вправе регламентировать этот вопрос на основе специального законодательства, либо законодательства о пресечении недобросовестной конкуренции, либо других правовых норм.

Защита права на фирменное наименование осуществляется в административном и судебном порядке. Административной мерой по предупреждению нарушения существующего права на фирменное наименование является предусмотренный законодательством отказ в регистрации предприятия с названием, совпадающим с ранее зарегистрированным наименованием. При этом предметом защиты может быть только полное название фирмы-истца, а не его произвольная часть. И хотя потребитель в первую очередь ориентируется именно на произвольную часть фирменного наименования, различие в отличительной части, указывающей на организационно-правовую форму предприятия, является для судебных органов основанием для того, чтобы считать названия предприятий различными. При установлении, что одно наименование присвоено различным организационно-правовым формированиям, требование истца об изменении наименования ответчика не может быть удовлетворено.

Право на фирменное наименование не отчуждаемо от предприятия, а право на товарный знак может быть уступлено полностью или частично при соблюдении соответствующих требований закона. Регистрация товарного знака предусматривает обязательную проверку обозначения на новизну, которая включает сравнение не только с тождественными, но и со сходными до степени смешения зарегистрированными ранее обозначениями, включая фирменные наименования. Проверка товарных знаков на новизну значительно надежней, чем проверка фирменных наименований, осуществляемая в административном порядке.