Виды средств индивидуализации участников хозяйственного оборота и производимых ими товаров (услуг).
Товарные знаки (знаки обслуживания) служат для обозначения фирмы или товара (услуги) с целью отличия одних товаров (услуг) и фирм от других. Принципиально существует четыре направления использования товарных знаков:
1. Фирменное наименование выступает как средство индивидуализации участников хозяйственной деятельности. Это юридическое название, которое в обязательном порядке регистрируется в государственном реестре предприятий и организаций, и включает: название орг-ии, организационно-правовую форму предприятия, его местонахождение и номер государственной регистрации. Фирменное наименование дополнительно может быть зарегистрировано как товарный знак в Патентном ведомстве.
2. Средство индивидуализации участников хозяйственного оборота является очень близким понятием с фирменным наименованием. Отличие заключается в том, что фактически, в производственной, коммерческой, рекламной и другой деятельности организация выступает под одним наименованием, а с юридической точки зрения фирменное наименование организации другое. Например, московские магазины «Рамстор» юридически имеют название «Рамэнка». Сети магазинов выступающие под одной маркой, для оперативной хозяйственной деятельности могут быть зарегистрированы как самостоятельные юридические лица и т.п. Подобная практика не противоречит законодательству, но может иметь негативные для потребителей ситуации. Для организации данное явление достаточно выгодно, так как позволяет не тратить средства на «раскрутку» нового предприятия, выступающего под именем холдинга, но позволяет отрезать ненужные, убыточные, обремененные обязательствами звенья, сохраняя холдинг в целом.
3. Товарный знак как средство индивидуализации товара или услуги, позволяющее потребителю идентифицировать устраивающие его по характеристикам товары. Товарный знак может совпадать с фирменным наименованием, но может и отличаться. Вместе с тем следует отметить, что в соответствии с действующим законодательством на всех товарах должно быть указано наименование и адрес изготовителя.
4. Наименование мест происхождения товаров – это название страны, населенного пункта, местности или другого географического объекта, используемое для обозначения товара, особые свойства которого определяются характерными для данного объекта природными условиями или трудовыми факторами, либо тем и другим одновременно. Наиболее известными случаями использования наименования мест происхождения товаров является шампанское и коньяк. Маркировка указанными названиями, прочно вошедшими в обиход, разрешается только фирмам, расположенным в соответствующих провинциях Франции. Названия товаров «Дагестанский коньяк» или «Советское шампанское» являются незаконными, о чем было подписано соответствующее соглашение на уровне президентов России и Франции.
5. Доменные имена. Никто, кроме патентообладателя не вправе использовать зарегистрированный товарный знак в сети Интернет, в частности в доменном имени и при других способах адресации.
- Понятие интеллектуальной собственности. Определения гк рф и воис. Система правовой охраны интеллектуальной собственности.
- Способы получения информации о конкурентах.
- Цели управления интеллектуальной собственностью. Способы защиты интеллектуальной собственности.
- Состав, основные положения, принципы и идеология пакета законов, регулирующих права на интеллектуальную собственность.
- Установление патентной чистоты объекта новой техники.
- Основные понятия изобретательской и патентно-лицензионной деятельности и взаимосвязь между ними.
- Лицензионный договор. Лицензиар и лицензиат.
- Организационные способы защиты информации от несанкционированного доступа. Деление информации между работниками.
- Патентная документация. Классификация мпк. Автоматизация поиска информации.
- Понятие служебной и коммерческой тайны. Сведения: составляющие коммерческую тайну предприятия; не являющиеся коммерческой тайной по закону.
- Цели патентных исследований на различных этапах создания новой техники и технологии.
- Определение каналов утечки информации. Охрана тайны коммерческих сделок и переговоров.
- Патентные исследования и патентная экспертиза. Общее и различия.
- Физическая защита служебных зданий. Системы сигнализации. Личная безопасность работника.
- Виды средств индивидуализации участников хозяйственного оборота и производимых ими товаров (услуг).
- Виды товарных знаков и порядок их регистрации.
- Объекты авторского права. Понятие произведения и их виды. Формы существования произведений.
- Виды охранных документов на промышленную и интеллектуальную собственность. Ответственность за нарушение прав автора и патентообладателя.
- Способы охраны фирменного наименования.
- Понятие и особенности полезной модели как объекта интеллектуальной собственности. Состав заявки на регистрацию полезной модели.
- Цели оценки интеллектуальной собственности. Рыночная стоимость объектов интеллектуальной собственности.
- Понятие и особенности промышленного образца как объекта интеллектуальной собственности. Состав заявки на патентование промышленного образца.
- Методы оценки объектов интеллектуальной собственности.
- Открытия: понятие, сущность, способы охраны.
- Знаки наименования места происхождения товаров и порядок их регистрации.
- Территориальный и временной характер ограничений на использование объектов интеллектуальной собственности.
- Стратегии марочной политики предприятия. Сила товарного знака.
- Порядок оформления патента на изобретение. Этапы и виды патентной экспертизы. Патентные пошлины. Приоритет изобретения.
- Субъекты авторского права: авторы и правопреемники, составители и переводчики, соавторство. Российское авторское общество.
- Критерии патентоспособности разработки. Объекты патентоспособного изобретения. Объекты, не относящиеся к изобретениям.
- Частная марка и марка производителя. Коллективный товарный знак. Особенности применения.
- Состав заявки на патентование изобретения. Формула изобретения. Порядок рассмотрения заявки в Патентном ведомстве.
- Правовая охрана программ для эвм и баз данных.
- Содержание патентных прав. Способы и формы использования патентов. Прекращение действия патента.
- Роль и функции государственных и общественных органов в охране интеллектуальной собственности. Состав государственной патентной системы.
- Субъекты патентного права: автор, соавтор, заявитель, патентообладатель, патентный поверенный.
- Ограничения в регистрации товарных знаков и знаков наименования места происхождения товаров.
- Права автора изобретения. Права и обязанности патентообладателя.
- Организация изобретательской и патентно-лицензионной деятельности в научно-исследовательских и проектно-конструкторских организациях.
- Понятие и сущность объекта изобретения.
- Организация изобретательской и патентно-лицензионной деятельности на предприятии.
- Способы защиты интеллектуальной собственности.
- Правовая охрана нетрадиционных объектов интеллектуальной собственности (селекционные достижения, топологии интегральных микросхем и т.П.).
- Простая (неисключительная) лицензия и ее особенности
- Порядок регистрации товарного знака, знака обслуживания и наименования места происхождения товара.
- Понятие и способы охраны ноу-хау.
- Охрана прав исполнителей, производителей фонограмм, организаций эфирного и кабельного вещания. Незаконное копирование, пиратство.
- Ограничения патентных прав (действия третьих лиц, не являющиеся нарушением прав патентообладателя). Право преждепользования.
- Особенности маркирования услуг и применения знаков обслуживания.
- Цели и формы покупки и продажи лицензий на изобретения. Лицензионный договор.
- Наступление собственности на объекты авторского права. Имущественные и неимущественные права авторов.
- Виды и особенности лицензий. Формы оплаты лицензионных договоров.
- Способы защиты программного продукта и баз данных.
- Выплата авторского вознаграждения. Особенности экономических отношений по изобретениям, сделанным в порядке выполнения служебного задания.
- Различия между авторским правом и патентным правом