3.1. Необходимость управления рисками при формировании стратегии вэд
При формировании целей ВЭД и разработке стратегии предпринимателю необходимо взвесить все «за» и «против». Преимущества ВЭД связаны с возможностью:
сохранить и увеличить объемы продаж в случае снижения спроса на внутреннем рынке;
окупить издержки на рыночные исследования и инновации быстрее и эффективнее, чем это может быть сделано на внутреннем рынке;
освоить передовой опыт ведения международного бизнеса, обучить и повысить компетентность персонала фирмы;
улучшить ликвидность активов предприятия за счет использования зарубежных источников получения наличной валюты.
К трудностям, связанным с выходом на внешние рынки, относятся:
дополнительные затраты на изучение особенностей предпринимательской среды зарубежных стран;
необходимость модификации и адаптации товаров к требованиям зарубежных рынков;
усложнение управления фирмой, необходимость переподготовки кадров [30].
В то же время осуществление ВЭД сопровождается повышенными рисками. Риски во внешнеэкономической деятельности – возможные неблагоприятные события, которые могут произойти в результате которых могут возникнуть убытки, имущественный ущерб для участника ВЭД [40].
Классификация возможных рисков представлена на рисунке 3.1.
Рис. 3.1. Схема классификации рисков в ВЭД предприятия [40]
По мнению Л.Е. Стровского [5] снижению рисков во внешнеэкономической деятельности могут помочь следующие рекомендации:
Перед тем как заключать контракт с незнакомой иностранной фирмой, необходимо собрать об этой фирме всю информацию (её размер, возраст, время работы на внешнем рынке, деловые партнеры, форма собственности).
Не стоит начинать работу сразу с больших контрактов, поскольку необходимо отладить механизм взаимодействия на маленьких контрактах.
Если надежность фирмы невысока, то необходимо настаивать на формах оплаты, при которых риск непоступления выручки невысок (авансовые платежи и аккредитивная форма оплаты для экспортера; оплата по факту поступления товара для импортера).
Лучше заключать контракты в резервной валюте, наиболее часто применяемой для расчетов по внешнеторговым операциям (американский доллар, евро, немецкая марка, английский фунт стерлингов).
Учитывать политическую обстановку в стране, куда или откуда будет осуществляться поставка продукции.
Другие исследователи, в том числе и Н.Е. Титова [39], также считают, что предприятие, осуществляющее ВЭД, должно уметь управлять возможными рисками и снижать их неблагоприятное влияние (табл.3.1).
Таблица 3.1
Способы снижения рисков
Виды рисков | Способы уменьшения отрицательных последствий |
1. Коммерческие 1.1 Низкие объемы реализации товаров |
Более тщательная аналитическая работа по выбору целевых рынков методом ранжирования. Более ответственная работа по сегментации потребителей. |
1.2. Неэффективная работа сбытовой сети | Тщательный подбор посредников. Использование франчайзинга для повышения эффективности работы посредников. |
1.3. Неудовлетворительное исполнение партнером условий договора | Более тщательный выбор партнеров путем их глубокого изучения, получения банковских и аудиторских справок о предполагаемых партнерах. |
1.4. Противодействия конкурентов | Предвидение возможной реакции конкурентов на деловую активность предприятия. Планирование контрмер. |
1.5. Циклические изменения в экономике | Прогнозирование циклических колебаний конъюнктуры, принятие своевременных антикризисных мер (сокращение товарных запасов, закупок сырья, инвестирование в НИОКР) |
2. Финансовые риски 2.1. Риск больших инвестиций в крупномасштабный проект |
Аналитическая работа в предконтрактный период. Привлечение к осуществлению проекта других фирм через консорциальное соглашение. Привлечение средств рисковых (венчурных) фондов |
2.2. Риск неоптимального распределения финансовых ресурсов | Тщательная аналитическая работа при определении приоритетных направлений деятельности предприятия, рентабельности реализации товаров |
3. Внутрифирменные риски | Разработка сильных социально-экономических программ на предприятии. Использование средств мотивации работников. Создание благоприятного психологического климата в коллективе |
3.1. Риск утечки научно-технической и коммерческой информации | Разработка новых товаров таким образом, чтобы конкурент по готовому изделию не смог открыть производственные секреты и ноу-хау. Тщательный контроль за оборотом внутрифирменной документации. |
Таким образом, предприниматели при разработке стратегии ВЭД должны уделять особое внимание возможным рискам и заранее прорабатывать варианты снижения отрицательных последствий.
- Оглавление введение……………………………………………..………………………...3
- Введение
- 1. Теоретические основы внешнеэкономической стратегии предприятия, фирмы
- 1.1. Понятие стратегии предприятия, фирмы
- 1.2. Внешнеэкономическая деятельность предприятия, фирмы
- 1.3. Понятие внешнеэкономической стратегии предприятия
- 2. Анализ внешнеэкономической стратегии предприятия
- 2.1. Анализ факторов, определяющих направление внешнеэкономической стратегии предприятия
- 2.2. Разработка внешнеэкономической стратегии предприятия, фирмы
- 2.3. Контроль и оценка эффективности внешнеэкономической стратегии предприятия, фирмы
- 3. Пути повышения эффективности внешнеэкономической стратегии предприятия
- 3.1. Необходимость управления рисками при формировании стратегии вэд
- 3.2. Необходимость развития совместного предпринимательства
- 3.3. Необходимость государственного регулирования вэд предприятий
- 3.4 Результаты социологического опроса по теме исследования
- Выводы и предложения
- Список использованных источников