3.3. Необходимость государственного регулирования вэд предприятий
Главными субъектами ВЭД в нашей стране являются предприятия. Однако предприятиям необходимы помощь и поддержка, стимулирование со стороны государства прогрессивных изменений в товарной структуре экспорта и импорта, в поиске новых и перспективных рынков сбыта за рубежом, снятие дискриминационных ограничений в отношении российского экспорта на мировом рынке. Все это осуществляется в процессе государственного регулирования ВЭД и проведения государством внешнеэкономической политики.
Большинство авторов [Сберегаев Н.А., 36; Стровский Л.Е., 38; Долгов С.И., 20 и др.] под государственным регулированием внешнеэкономической деятельности понимают совокупность мер, направленных на защиту интересов национальных производителей и предпринимателей и создание для них наиболее благоприятных условий на внутреннем и внешнем рынках.
Обычно выделяют следующие виды стратегий государственного регулирования ВЭД предприятий:
стратегия изоляции – исключение государства из мировых хозяйственных связей; проводится исключительно из политических и идеологических целей; экономически никак не оправдана;
стратегия протекционизма – защита внутреннего рынка от иностранной конкуренции в сочетании со стимулированием экспортного производства; принимается государством под давлением национальных предпринимателей; не всегда дает положительные результаты;
стратеги свободной торговли – уменьшение до минимума ограничений во внешней торговле; обычно проводится странами, занимающими лидирующее положение на рынке;
стратегия наполнения дефицитного рынка – «протекционизм наоборот»; эффективна только в случае большого дефицита национального рынка, на котором место найдется всем [36].
Внешнеэкономическая политика предполагает целенаправленные действия государства и его органов по определению режима регулирования ВЭД предприятий и оптимизации участия страны в международном разделении труда [37].
Государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется посредством:
таможенно-тарифного регулирования;
нетарифного регулирования;
запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью;
мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности
разработки программ и соглашений по вступлению в ВТО [37].
Ю.М. Ростовский [34] в пользу скорейшего вступления в ВТО приводит немало доводов. Он акцентирует внимание на том, что Россия сможет участвовать в мировой торговле на общепринятых и равных условиях, облегчится доступ российских готовых изделий на внешние рынки, будут устранены многие дискриминационные условия в отношении российского экспорта, повысится инвестиционная привлекательность нашей страны.
Помимо этого, автор отмечает ещё один фактор особо важной социальной значимости, связанный с вступлением в ВТО. Данная организация уделяет большое внимание приведению национальных стандартов в соответствие с международными требованиями. Это касается не только технических стандартов, но и стандартов трудового законодательства и социальных стандартов. Т.е. вступление в ВТО должно будет сопровождаться подтягиванием заработной платы работников российских предприятий до европейского уровня.
При этом условия участия России в ВТО должны быть нацелены на реальное улучшение доступа российских товаров и услуг на мировые рынки, эффективную защиту социально-экономических интересов страны, большинства её граждан – товаропроизводителей и потребителей товаров и услуг, добросовестных предпринимателей-участников ВЭД.
При несомненной необходимости поддержки государством внешнеэкономической деятельности предприятий, эти предприятия должны соблюдать государственные принципы осуществления ВЭД.
Это означает, что при формировании стратегии ВЭД экономические интересы предприятия должны быть согласованы с законодательно закрепленными принципами осуществления ВЭД: с одной стороны, предприятия самостоятельны в принятии своих решений по выходу на внешние рынки, выбору партнеров, определении цен и объемов поставок, а с другой – их ВЭД должна учитывать требования национальной экономической безопасности страны [7].
Экономическая безопасность в соответствии с Государственной стратегией национальной экономической безопасности РФ, принятой в 1996 г., – это состояние экономики, обеспечивающее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям [16].
Таким образом, по мнению А.Н. Ежова [21] расширению ВЭД предприятия и повышению эффективности формирования внешнеэкономической стратегии способствуют:
создание благоприятного юридического климата для экспорта и импорта;
улучшение системы руководства внешнеэкономической деятельностью на предприятии;
развитие транспортной инфраструктуры, способной обеспечить экспортно-импортные перевозки и сохранность товаров;
совершенствование системы контроля за экспортом и импортом;
улучшение систем тарифного регулирования и налоговых платежей (НДС, акцизов);
совершенствование системы кредитования и страхования промышленного экспорта и импорта;
повышение деловой квалификации экспертов и сотрудников, осуществляющих экспортно-импортные операции;
совершенствование законодательной базы, регулирующей внешнеэкономическую деятельность.
- Оглавление введение……………………………………………..………………………...3
- Введение
- 1. Теоретические основы внешнеэкономической стратегии предприятия, фирмы
- 1.1. Понятие стратегии предприятия, фирмы
- 1.2. Внешнеэкономическая деятельность предприятия, фирмы
- 1.3. Понятие внешнеэкономической стратегии предприятия
- 2. Анализ внешнеэкономической стратегии предприятия
- 2.1. Анализ факторов, определяющих направление внешнеэкономической стратегии предприятия
- 2.2. Разработка внешнеэкономической стратегии предприятия, фирмы
- 2.3. Контроль и оценка эффективности внешнеэкономической стратегии предприятия, фирмы
- 3. Пути повышения эффективности внешнеэкономической стратегии предприятия
- 3.1. Необходимость управления рисками при формировании стратегии вэд
- 3.2. Необходимость развития совместного предпринимательства
- 3.3. Необходимость государственного регулирования вэд предприятий
- 3.4 Результаты социологического опроса по теме исследования
- Выводы и предложения
- Список использованных источников