logo
ВЕСЬ КУРСОВИК

2.1. Анализ факторов, определяющих направление внешнеэкономической стратегии предприятия

Стратегия, устанавливающая общие рамки внешнеэкономической деятельности, всегда необходима, даже если возникают трудности при ее осуществлении. Успех в достижении долгосрочных стратегических целей ВЭД зависит от влияния внутренних и внешних факторов, которые необходи­мо тщательно рассматривать при разработке стратегии [2].

Таким образом, одной из главных задач разработки и анализа стратегии ВЭД является изучение факторов внешней и внутренней среды и определение на их основе имеющихся у предприятия резервов, использование которых привело бы к достижению поставленных целей с минимальными затратами.

Наиболее предпочтительной по данному вопросу является позиция А.П. Градова [13, 14, 15].

Внешние факторы можно представить тремя блоками факто­ров, оказывающих влияние на долгосрочные цели внешнеэкономи­ческой деятельности фирмы и, следовательно, требующих их учета при выборе стратегии:

Внешние факторы фирма не может изменить, их необходимо знать, анализировать и учитывать при принятии решений.

Для оценки вариантов по выходу на рынок разных стран исследуются следующие внешние критерии:

Кроме того, как отмечает в своих работах А.П. Градов, весьма существенное значение при анализе предпочтительности того или иного варианта выхода фирмы на международный рынок имеет величина трансакционных издержек. Здесь нужна особая тщательность выбора партнеров по трансакциям, изучения конкурентов, знания юридических аспектов трансакций. В противном случае высокие трансакционные издержки сделают неэффективным принятие того или иного, казалось бы на первый взгляд выгодного, варианта выхода фирмы на внешний рынок.

Серьезными побудительными мотивами для осуществления капиталовложений является также выход фирмы на новый рынок в те страны, где более низкие издержки производства или более низкие налоговые ставки [14].

В отличие от внешних, внутренние факторы зависят от фирмы. Они заложены в её организационной структуре, структуре управления, профессионализме персонала и формируются стратегическим потенциалом фирмы. К внутренним факторам относятся:

По мнению А.П. Градова [15], важнейшим внутренним фактором является организационная структура фирмы. Фирмы вынуждены постоянно приспосабливать свою организационную структуру к меняющимся потребностям рынка. Оргструктура фирмы существенно усложняется, если фирма имеет филиалы или дочерние предприятия за рубежом. Большое значение имеет то, какую долю занимает ВЭД фирмы, т.е. какая часть мощностей фирмы задействована на внешний рынок.

Управленческая структура фирмы, активно занимающейся ВЭД, должна быть в высшей степени четкой. Успех фирмы в ВЭД во многом зависит от принципов деятельности менеджеров. Наиболее успешные принципы: