logo
ВЕСЬ КУРСОВИК

2.2. Разработка внешнеэкономической стратегии предприятия, фирмы

Большинство исследователей [Воронкова О.Н., 6; Горемыкин В.А., 8; Градов А.П., 13; Пузакова Е.Н., 33] под разработкой внешнеэкономической стратегии деятельности фирмы понимают процесс сканирования мирового рынка, определения глобальной и локальных целей внешнеэкономической деятельности, выбор предпочтительных сегментов (ниш), где эта деятельность в большей мере позволит достичь выбранных целей, приведение экспортного потенциала фирмы в соответствие с этими целями, выбор предпочтительных партнеров по экспортно-импортным операциям с целью предотвращения неэффективных международных трансакций.

О.Н. Воронкова [6] в своей работе отмечает, что выработка стратегии ВЭД предполагает реализацию шести этапов (рис. 2.1)

Рис. 2.1. Схема этапов разработки стратегии ВЭД предприятия [6]

Ограничения при формировании стратегии:

Е.Ф. Прокушев [32] обращает внимание на то, что одной из важнейших составляющих процесса создания стратегии ВЭД является оценка внешнеэкономического потенциала предприятия, включающего:

Как видно из рисунка 2.1, принятие решения о выходе на внешний рынок и выбор определенных форм международного предпринимательства должны быть основаны на выработке целевой функции ВЭД предприятия исходя из анализа внутренних факторов фирмы и влияния внешних факторов (которые были рассмотрены в параграфе 2.1.).

Для большинства предприятий, занимающихся внешнеэкономической деятельностью, глобальной целью является максимизация массы и нормы прибыли на основе использования преимуществ международного разделения труда [7].

Существуют различные способы достижения сформулированной стратегической цели, и они существенно зависят от масштабов деятельности фирмы. Для более крупных фирм А.П. Градов [15] и В.А. Горемыкин [12] выделяют следующие способы:

  1. перемещение внешнеэкономической деятельности из затухающих или менее экономически эффективных отраслей мировой экономики в развивающиеся или более экономически эффективные отрасли мировой экономики (перемещение капитала в различных его формах);

  2. осуществление прямых капиталовложений в зарубежные предприятия;

  3. создание международного концерна, включающего в себя предприятия, расположенные в различных странах;

  4. создание или приобретение предприятия, позволяющего производить разнообразную продукцию в различные сезоны года и по этой причине снизить риск сезонного уменьшения торговли;

  5. перемещение капитала из стран, в которых налоги высокие, в страны с относительно низкими налоговыми ставками;

  6. использование особого вида аренды – лизинга – в финан­сировании различных внешнеэкономических операций.

После выбора целей ВЭД, оценки возможностей предприятия и анализа зарубежных рынков необходимо принять решения о форме присутствия на данных рынках. Форма присутствия соотносится со степенью перенесения части деятельности предприятия по производственной цепочке на данные рынки. Возможно выделение следующих форм присутствия:

В зависимости от целей ВЭД предприятия могут планировать применение на внешнем рынке различных альтернативных стратегий.

Наиболее предпочтительной является позиция В.А. Горемыкина [8]. Если предприятие уже контролирует часть рынка по определенной группе товаров, оно может с учетом конкретных обстоятельств принять одну из следующих стратегий: созидательную, оборонительную, «снятия сливок» или ухода с рынка.

При подходе по признакам новизны рынка и продукта возможны стратегии: балансирования, поддержания, «развития» рынка, роста, риска, проникновения или диверсифицированного развития. Выход на внешний рынок экономически целесообразен только с товарами, по которым предприятие имеет не только абсолютное, но и относительное преимущество, то есть оно может производить данный продукт с более низкими вмененными затратами, чем его торговые партнеры. Абсолютное преимущество – способность предприятия производить товар с меньшими затратами ресурсов на единицу продукции, чем любое другое предприятие.

По мнению Р.Б. Ноздревой [27], фирма может выбрать одну из стратегий завоевания зарубежных рынков. К ним относятся:

  1. стратегия расширения границ рынка («старый товар – новый рынок»). Предусматривается освоение новых рынков сбыта, включение в сферу работы новых сегментов ранка и групп потребителей;

  2. стратегия активной экспансии («новый товар – новый рынок»). Позволяет осуществить поиск рынка в ранее не охваченных странах;

  3. стратегия лазерного луча. Освоение рынков происходит путем следования от простых к сложным при отрабатывании методов внедрения;

  4. стратегия наступления;

  5. стратегия «накопления боевого снаряжения». Фирма проводит тщательное изучение рынка и выжидает нужный момент для вступления на этот рынок;

  6. стратегия «тиски», или окружения. Проводится на большом количестве рынков сразу;

  7. стратегия «фронтального штурма», или атаки. Происходит взламывание границ труднодоступных рынков. При этом используются жесткие методы рыночной борьбы.