logo search
Упр-е П_5

4.2.1. Характерные типы проектов

Для того, чтобы определить необходимые для осуществления реформ методы и средства УП, нужно проанализировать множество происходящих и будущих изменений в рамках реформ, выделить из них те, которые могут быть отнесены к категории "проекта" и классифицировать их по наиболее важным основаниям. Сложность проекта и выбор для его осуществления соответ­ствующих методов и средств УП, определяют прежде всего масштабы, а затем и тип проекта. В этой связи целесообразно все проекты, осуществляемые в рамках реформ, объединить в три класса (рис.53).

а) Мегапроекты - это целевые программы, содержащие множество взаимосвязанных проектов, объединенных общей целью, выделенными ресур­сами и отпущенным на их выполнение временем. Такие программы могут быть международными, государственными, национальными, региональными (например: развитие свободных экономических зон, республик, малых народностей Севера и т.д.), межотраслевые (затрагивающие интересы

Продажа завершенных и ввод в хозяйственный оборот объектов "незавершенки"

Конверсия предприятий оборонной промышленности

Приватизация и акционирование государственных предприятий и другой

собственности

Реформирование и развитие существующих организаций в условиях рынка

Инновационные проекты и переход на новые конкурентоспособные технологии и

производства

Восстановление и развитие фермерских хозяйств и с/х инфраструктуры

Развитие систем обеспечения продовольствием

Развитие рыночной инфраструктуры

Рис. 52. Новый рынок проектов в России (примеры).

Рис. 53. Основные классы проектов, осуществляемых в рамках реформ в России.

нескольких отраслей экономики), отраслевые и смешанные. Как правило, программы формируются, поддерживаются и координируются на верхних уровнях управления: государственном (межгосударственном), республиканском, областном, муниципальном и т.д.

Программы носят макроэкономический характер, затрагивают интересы всего или значительной части населения и требуют тщательной подготовки и специальных методов координации и управления при их осуществлении.

По своему содержанию программы могут быть: экономическими, соци­альными, организациоными, техническими или смешанными (рис.54).

б) Мультипроекты - это комплексные программы или проекты, осущест­вляемые в рамках крупных организаций, компаний и фирм при переходе их к рыночной экономике. Такие программы связаны с определением концепций и направлений стратегического развития организаций и предприятий и превра­щением их в прибыльные, конкурентоспособные, финансово устойчивые и социально благополучные фирмы, эффективно функционирующие в новых социально-экономических условиях и приспособленные к динамичным изменениям внешней среды.

Мультипроекты включают как изменения, касающиеся трансформации существующих или создания новых организаций и фирм, так и изменений, связанных с созданием системы внутрифирменного управления при выполнении множества заказов (проектов) и услуг в рамках производственной программы фирмы, ограниченной ее производственными, финансовыми, временными воз­можностями и требованиями заказчиков.

Такие комплексные проекты, по сути своей являются новыми в России. Их с определенной условностью можно отнести к организационным проектам, содержащим компоненты экономических, социальных и технических проектов.

К этому классу проектов относятся проекты, например, создания новых структур рыночного типа, конверсии оборонных предприятий, трансформации госпредприятий и др. (рис. 55).

в) Монопроекты - это различные инвестиционные, инновационные и другие проекты, имеющие определенную цель и четко очерченные рамки по фи­нансам, ресурсам, времени и качеству, требующие создания единой проектной команды.

По своей сути это могут быть отдельные технические, организационные, экономические, социальные проекты или их различные комбинации (рис. 56).