4.3.1.3. Мегапроекты
Этот класс проектов, к которым мы условились относить различные целевые программы, тоже хорошо известен. Сюда можно было бы отнести
имеющиеся научные разработки и огромный опыт составления программ развития и перспективного планирования, накопленный советской экономической наукой и плановыми органами. Однако все эти наработки относятся к планово-распределительной экономике и не могут быть непосредственно применимы к программам периода перехода к рыночной экономике. Хотя, безусловно, многое из накопленных знаний и опыта может быть в большей или меньшей мере полезным. Это "наследство" требует хозяйского отношения: полной инвентаризации и тщательной переоценки с учетом новых условий и требований.
Однако, в принципе уже сейчас ясно, что мы не располагаем ни опытом, ни сколько-нибудь систематизированным набором методов и средств УП, пригодных для осуществления мегапроектов в условиях перехода к рынку.
В развитых рыночных странах имеется исторический опыт перехода к рынку, правда, с несхожими начальными условиями. Имеется и определенный позитивный опыт стратегического планирования и осуществления крупных программ. Например, "План Маршалла"; развитие Мексики, Южной Кореи;
создание Общеевропейского рынка и др. Но и здесь нужно заметить, что социально-экономические условия подготовки и реализации этих программ сильно отличаются от условий нынешней России.
Кроме того, справедливости ради, нужно сказать, что сколько-нибудь целостной методологии и набора методов и средств УП применительно к мега-проектам в природе не существует. Имеются лишь более или менее общие подходы к решению таких проблем, а конкретный набор средств и методов в каждом случае выбирается или разрабатывается коллективом проектной команды, если таковая, кстати, была для этого создана. Что тоже в таких проектах далеко не всегда имело место!
Таким образом, можно сделать заключение о том, что для мегапроектов в условиях России (особенно это касается социальных и экономических программ) необходимого набора методов и средств УП не существует.
Попытаемся выяснить особенности Российских мегапроектов, чтобы понять: "Какие же нужны методы и средства УП для этих целей?"
Очевидно, что особенности Российских мегапроектов связаны как с существом самих проектов, так и с их окружением, а также со сложными взаимосвязями внешних и внутренних факторов.
Сложность и новизна самих проектов, на наш взгляд, определяется их характерными особенностями, которые для краткости изложения и наглядности сведены в таблицу на" рис. 58. Для каждой, приведенной на рисунке особенности мегапроекта, порождающей различные трудности при его осуществлении, на основе экспертных оценок в таблице приводится степень ее влияния на основные фазы жизненного цикла проекта по четырехбальной системе: сильное, заметное, слабое, не влияет. (На рис. 58 степень влияния показана толщиной линий для каждой из фаз жизненного цикла мегапроекта).
Анализируя приведенные характеристики мегапроектов, можно отметить, что основные проблемы применения методов УП к этому классу проектов связаны помимо масштабов и сложности самих мегапроектов также с уникаль-
Рис. 58. Характерные особенности мегапроектов и их влияние на фазы жизненного цикла.
ностью, нестабильностью и трудно прогнозируемым развитием экономической, социальной и политической ситуации в сегодняшней России. Причем, очевидно, что основные сложности возникают на начальной (концептуальной) фазе и фазе разработки проекта, когда должны быть приняты основные решения, требующие нетрадиционных методов и средств. На фазах реализации и завершения мегапроектов могут быть частично использованы традиционные методы УП, хотя и здесь ряд проблем и задач требуют поиска новых подходов к их решению.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 3.3.2. Основание совнет
- 3.3.3. Основные цели и задачи Ассоциации
- 3.3.4. Члены совнет
- I. Профессиональное развитие, повышение знаний и мастерства:
- 2. Обмен идеями, достижениями, опытом и обсуждение возникающих проблем с отечественными и зарубежными профессионалами по управлению проектами:
- 3.3.6. Основы стратегического плана Ассоциаций на 1993-1995 г.Г.
- 3.3.6.1. Проблемы 90-х годов
- 3.3.6.2. Цели Ассоциации на 1994-1995 гг.
- Глава 4 перспективы развития и применения управления проектами в россии
- 4.1. Зачем нужно управление проектами в россии? где его применять?
- 4.2. Анализ структурных изменений, осуществляемых в рамках реформы в россии
- 4.2.1. Характерные типы проектов
- 4.2.2. Общая структура осуществляемых изменений
- Тип и назначение
- 4.3. Методологические проблемы применения и развития управления проектами
- 4.3.1. Характеристика особенностей проекта
- 4.3.1.1. Монопроекты
- 4.3.1.2. Мультипроекты
- 4.3.1.3. Мегапроекты
- 4.3.2. Общий анализ состояния методов и средств уп
- 4.3.3. Детальный анализ состояния методов и средств уп
- 4.4. Где можно и нужно применять управление проектами в россии?
- 4.4.1. Рекомендуемые области применения уп в России
- 4.4.2. Перспективные сферы приложения уп в России
- 4.4.2.1. Применение имеющихся методов и средств
- 4.4.2.2. Адаптация и развитие существующих разработок
- 4.4.2.3. Разработка новых методов и средств уп
- 4.5. Что нужно делать для развития и применения управления проектами в россии?
- 4.5.1. Методы и средства Управления проектами
- 4.5.1.1. По типам проектов
- 4.5.1.2. По фазам жизненного цикла
- 4.5.1.3. По функциям уп
- 4.5.2. Образование и подготовка кадров по уп
- 4.5.3. Формирование рынка для профессионального управления проектами
- 4.5.4 Что необходимо для поддержки и обеспечения развития и применения профессионального управления проектами в России?
- Заключение
- 1.1. Что такое проект? ........ 11
- 1.2. Что такое управление проектом? ....... 56
- Глава 2. История развития управления проектами
- 2.2. Развитие управления проектами за рубежом . . 93
- 2.3. Основные этапы развития управления проектами
- 3.1. Анализ тенденций в сфере управления проектами . . 130
- 3.2. Основные направления нормализации
- 3.3. Российская ассоциация управления проектами -
- 3.3.2. Основание совнет ................... 151
- Глава 4. Перспективы развития и применения управления проектами в россии