Тип и назначение
Рис. 54. Схематическая классификация мегапроектов.
Рис. 55. Схематическая классификация мультипроектов.
Рис. 56. Схематическая классификация монопроектов.
- приватизация (переход к коллективным и частным формам собственности) и др.
• Изменение рынка, переход от хронического дефицита к относительному балансу предложений. Необходимость изучения рынка, прогноза и динамики его изменений.
• Изменение организационных форм предприятий и организаций и форм реализации программ и проектов, соответствующих принятым формам собственности и стратегии развития организации, основанной на проведении маркетинга.
• Выработка концепции развития организации (с учетом результатов маркетинга и изменений отношений собственности): определение целей, перспективных продуктов и услуг, видов деятельности, стратегии ее экономической политики и развития и т.д.
• Изменение производственной системы на основе маркетинга, стратегии развития, оценки возможностей, изменений производственной структуры, технологий и др.
• Изменение производственной системы путем реконструкции или нового строительства (создание новых основных фондов), необходимых для развития организации. В основе этих изменений лежит маркетинг, стратегия развития, оценка возможностей и др.
• Изменение системы управления, адекватное новым целям, задачам, требованиям и возможностям.
• Изменение методов и средств. управления и обеспечивающих систем инфраструктуры и поддержки: информационной, компьютерной, технической и Др.
Эти и, возможно, другие изменения присущи большинству проектов в условиях реформ и должны приниматься во внимание при реализации проектов.
Принципиальная схема изменений показана на рис. 57, откуда видно, что логическая последовательность изменений имеет сложную структуру и носит циклический характер.
Управление большими сложными системами, к которым безусловно относятся социально-экономические системы, имеет две диаметрально противоположные концепции. Назовем их:
• концепция систематического управления,
• концепция спорадического (спонтанного) управления.
Если первый подход предполагает активное воздействие на систему путем систематического применения специально разработанных формализованных методов планирования, моделирования и управления изменениями, к которым в частности, относятся и методы УП, то второй подход предполагает "реактивное" эмпирическое управление, основанное на интуитивных решениях, принимаемых спонтанно и спорадически и по сути, являющихся реакцией на сложившуюся ситуацию. Второй подход близок к методу "проб и ошибок" и напоминает принцип "Броунова движения" или "Пожарной команды". К сожалению, в
Рис. 57. Принципиальная схема изменений для обобщенного проекта.
крупных экономических и социальных проектах цена "ошибок" может быть чрезвычайно велика. Поэтому такой подход здесь в принципе неприемлем.
На примере новейшей истории -России можно показать, что применение экстремальных подходов обеих концепций к сложным, прежде всего социально-экономическим программам, не эффективно. Об этом говорит полная дискредитация жесткого детерминированного централизма в управлении планово-распределительной экономикой бывших стран СЭВ, с одной стороны. А с другой стороны, - низкая эффективность управления экономикой в переходный период, когда реализуется преимущественно второй тип управления по принципу "проб и ошибок". Здесь основные надежды возлагаются на саморегулирование рыночной экономики и то, что "жизнь все расставит по своим местам".
На наш взгляд, непродуктивность обоих подходов закономерна. Трудно сказать, что хуже: пытаться централизованно управлять "всем и вся", или практически не пытаться управлять вовсе.
Ключом к пониманию этих ошибок мог бы послужить "Закон необходимого разнообразия", сформулированный Р.Эшби еще в 1956 году [131].
Суть этого закона состоит в том, что "сложность (разнообразие) системы управления должна соответствовать сложности управляемого объекта". Иными словами, для фиксированного регулятора (например, методов УП) существует предел количества регулирования (управления), которое он в принципе может осуществить.
Отсюда следуют выводы:
1. При централизованном управлении планово-распорядительной экономикой применялись неадекватные методы (с недостаточным разнообразием).
2. При управлении рыночной экономикой в России не используется возможность применения систематических методов.
Очевидно, что для любых методов и средств управления существует предел возможностей, зависящий от степени сложности управляемой системы. Проблема состоит в выборе для каждой управляемой системы необходимой, достаточной и экономически целесообразной системы управления.
В нашем случае задача состоит в том, чтобы определить, для каких типов и масштабов программ и проектов эффективно управление с помощью существующих методов и средств УП.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 3.3.2. Основание совнет
- 3.3.3. Основные цели и задачи Ассоциации
- 3.3.4. Члены совнет
- I. Профессиональное развитие, повышение знаний и мастерства:
- 2. Обмен идеями, достижениями, опытом и обсуждение возникающих проблем с отечественными и зарубежными профессионалами по управлению проектами:
- 3.3.6. Основы стратегического плана Ассоциаций на 1993-1995 г.Г.
- 3.3.6.1. Проблемы 90-х годов
- 3.3.6.2. Цели Ассоциации на 1994-1995 гг.
- Глава 4 перспективы развития и применения управления проектами в россии
- 4.1. Зачем нужно управление проектами в россии? где его применять?
- 4.2. Анализ структурных изменений, осуществляемых в рамках реформы в россии
- 4.2.1. Характерные типы проектов
- 4.2.2. Общая структура осуществляемых изменений
- Тип и назначение
- 4.3. Методологические проблемы применения и развития управления проектами
- 4.3.1. Характеристика особенностей проекта
- 4.3.1.1. Монопроекты
- 4.3.1.2. Мультипроекты
- 4.3.1.3. Мегапроекты
- 4.3.2. Общий анализ состояния методов и средств уп
- 4.3.3. Детальный анализ состояния методов и средств уп
- 4.4. Где можно и нужно применять управление проектами в россии?
- 4.4.1. Рекомендуемые области применения уп в России
- 4.4.2. Перспективные сферы приложения уп в России
- 4.4.2.1. Применение имеющихся методов и средств
- 4.4.2.2. Адаптация и развитие существующих разработок
- 4.4.2.3. Разработка новых методов и средств уп
- 4.5. Что нужно делать для развития и применения управления проектами в россии?
- 4.5.1. Методы и средства Управления проектами
- 4.5.1.1. По типам проектов
- 4.5.1.2. По фазам жизненного цикла
- 4.5.1.3. По функциям уп
- 4.5.2. Образование и подготовка кадров по уп
- 4.5.3. Формирование рынка для профессионального управления проектами
- 4.5.4 Что необходимо для поддержки и обеспечения развития и применения профессионального управления проектами в России?
- Заключение
- 1.1. Что такое проект? ........ 11
- 1.2. Что такое управление проектом? ....... 56
- Глава 2. История развития управления проектами
- 2.2. Развитие управления проектами за рубежом . . 93
- 2.3. Основные этапы развития управления проектами
- 3.1. Анализ тенденций в сфере управления проектами . . 130
- 3.2. Основные направления нормализации
- 3.3. Российская ассоциация управления проектами -
- 3.3.2. Основание совнет ................... 151
- Глава 4. Перспективы развития и применения управления проектами в россии