4.5.4 Что необходимо для поддержки и обеспечения развития и применения профессионального управления проектами в России?
В заключение хотелось бы обсудить одно из важнейших условий, необходимых для нормального развития и широкого применения УП в нашей стране. Речь пойдет о необходимости всесторонней поддержки УП со стороны государства, производственных, профессиональных и общественных организаций и объединений.
Сегодня можно с уверенностью сказать, что значение полновесного использования УП для возрождения страны и ее экономики трудно переоценить. Созданы необходимые предпосылки для перехода к профессиональному управлению проектами и программами в России.
Однако, настало время, когда этой большой работе, выполняемой до настоящего времени преимущественно на общественных началах группой энтузиастов, следует придать государственное значение и оказать всестороннюю поддержку, чтобы во всей полноте использовать имеющийся потенциал этого направления и внести коренные изменения в повышение эффективности проводимых реформ и прежде всего в инвестиционной сфере, являющейся сердцевиной обновления экономики и источником вожделенного благосостояния народа.
Логика развития социально-экономических процессов при переходе к рынку такова, что в обществе так или иначе со временем возобладает рациональный подход к осуществлению многочисленных проектов и программ, без чего продвижение вперед в экономике невозможно,. И, как показывает практика и наметившиеся тенденции, методология современного УП уже постепенно завоевывает умы деловых людей и специалистов и все более настойчиво вторгается в сферы проектной и инвестиционной деятельности. Однако, без целенаправленного формирования этой новой для нас профессиональной сферы, без необходимых поддержки и обеспечения процесс этот может идти длительное время и неэффективно. При таком развитии событий нас ожидают огромные материальные и моральные потери как прямые, так и от "неиспользованных возможностей". Для того чтобы этого не случилось, необходимо объединить разрозненные усилия и при участии общественных профессиональных объединений и поддержке государства подготовить и осуществить комплексную научно-техническую программу по развитию и применению УП в наиболее перспективных областях созидательной деятельности. Такая программа могла бы послужить направляющим, организующим и стимулирующим началом по развитию и широкому использованию методов и средств УП в нашей стране. На наш взгляд, программа должна иметь общую часть и части, дифференцированные по различным сферам приложения УП.
На примере инвестиционно-строительного комплекса рассмотрим основные направления и содержание научно-технической программы развития и применения методов и средств УП. Проект этой программы разработан СОВНЕТ и ЦНИИЭУС Госстроя РФ (см. рис. 68).
Проект программы включает задания и мероприятия для:
• Государственных органов управления
• Общественных профессиональных объединений и ассоциаций
• Научно-исследовательских и проектных организаций
• Производственных - контракторных, консалтинговых, подрядных, инже-ниринговых и других инвестиционных компаний и организаций.
Макроструктура программы включает следующие Основные Направления:
• Определение перспективных сфер применения целевого управления проектами и программами в инвестиционно-строительном комплексе, включая внешние и внутренние сферы деятельности. Примерный состав таких областей применения УП приведен на рис. 69.
• Создание законодательной, правовой и нормативно-методической базы для инвестиционно-строительной деятельности в условиях перехода к рынку и эффективного применения УП.
Главной задачей здесь является приведение существующей законодательной, правовой и нормативной базы в соответствие с происходящими изменениями и требованиями перехода к рыночным отношениям.
• Освоение и развитие методов и средств УП на основе отечественных достижений и опыта, трансфера западных знаний и технологий, а также новых разработок по УП (см. разделы 4.3.2, 4.3.3, 4.5.1.).
• Создание и поддержка фондов пакетов прикладных программ и информационной базы для УП.
• Создание системы профессиональной подготовки и переподготовки специалистов и ее учебно-методическое обеспечение (см. раздел 4.5.2).
• Создание и поддержка специальных оргструктур, фирм и организаций для профессионального управления проектами и программами.
Рис. 68. Программа развития и внедрения методов целевого управления проектами в капитальном строительстве.
Рис. 69. Сферы применения целевого управления проектами в инвестиционно-строительном комплексе (ИСК).
• Практическое применение и отработка методов УП на базовых "пилотных" проектах и программах государственного значения с последующим расширением сферы использования УП.
• Проведение конференций, семинаров, школ, выставок и конкурсов на лучшие работы по Управлению проектами.
• Международное сотрудничество в области управления проектами, включая изучение, обобщение и обмен опытом, трансфер знаний и ноу-хау, совместные мероприятия и проекты и др.
Осуществление программы в условиях происходящих изменений, перехода к рынку, дефицита государственного бюджета и перемен в области проведения в жизнь научно-технической политики требует, с одной стороны, поиска новых фирм, организации, координации и регулирования деятельности участников программы, а с другой - включения в нее ряда необходимых обеспечивающих мероприятий. К числу первоочередных мероприятий можно отнести:
• Мероприятия административной, организационной, законодательной и нормативно-правовой поддержки.
• Научно-методическое обеспечение.
• Экономическую поддержку, в т.ч. создание экономических механизмов управления проектами в условиях рыночной экономики.
• Информационное обеспечение и издательскую деятельность.
• Финансовое обеспечение при поддержке госбюджета на реализацию общей части Программы, путем финансирования специализированных частей программы соответствующими заинтересованными организациями, включая Международные и Европейские кредитно-финансовые институты, участвующие в инвестировании Российской экономики и других сфер.
Кстати, как уже отмечалось. Всемирный Банк проявляет устойчивый интерес к развитию УП в России и применению методов и средств УП при осуществлении финансируемых им проектов.
Как распределяются роли и каков должен быть вклад каждой из основных групп участников Программы?
Государственные органы управления:
Госстрой РФ при участии Минэкономики РФ при поддержке Минфина РФ и других государственных структур мог бы обеспечить:
• Организацию разработки, финансирование, рассмотрение, утверждение и контроль выполнения "Комплексной программы развития и применения методов целевого управления проектами и программами в инвестиционно-строительной деятельности".
• Осуществление законодательной инициативы и разработку проектов законов и государственных нормативных актов для регулирования инвестиционно-строительной деятельности в условиях рынка (в т.ч. с учетом применения УП).
• Создание нормативной, правовой и научно-методической базы для применения целевого управления программами и проектами.
• Государственную поддержку и координацию работ по созданию и использованию программного, информационного и технического обеспечения УП в инвестиционно-строительном комплексе.
• Государственную поддержку, создание новых и трансформирование действующих организационных структур, ориентированных на целевое управление проектами и программами.
• Создание системы лицензирования и сертификации организаций профессионального управления проектами в инвестиционно-строительном комплексе.
• Государственную поддержку и содействие подготовке специалистов по УП в ВУЗах страны.
• Организацию подготовки и переподготовки кадров по УП из числа специалистов, имеющих высшее образование и опыт работы.
• Поддержку, организацию и координацию информационно-издательской деятельности и мероприятий по изучению и обмену опытом в стране и за рубежом в области управления проектами, включая издание книг, брошюр, журналов, сборников по УП; проведение форумов, семипаров и школ по УП; выставок передового опыта и достижений, конкурсов лучших разработок по УП и их популяризацию в средствах массовой информации.
• Содействие и поддержку международного сотрудничества в области управления проектами.
• Поддержку и содействие отработке и применению методов и средств УП при осуществлении государственных проектов и программ и стимулирование широкого использования УП в инвестиционно-строительном комплексе.
Российская Ассоциация Управления проектами как общественная профессиональная организация могла бы внести свой вклад в осуществление Программы:
• Участие в разработке Комплексной Программы.
• Организация международного сотрудничества в области УП, изучение, трансфер мирового опыта и знаний по УП, участие в разработке отечественной методологии, руководств и пособий по УП.
• Содействие и участие в научно-технических разработках по УП.
• Участие в информационно-издательской деятельности на базе мировых и отечественных достижений и опыта.
• Содействие и участие в создании системы подготовки и сертификации проект-менеджеров по международным и отечественным стандартам.
• Содействие и поддержка развития сети организаций профессионального управления проектами и их сотрудничества с зарубежными партнерами.
• Организация и проведение международных и отечественных форумов по УП: конгрессов, симпозиумов, семинаров, конференций, школ и др.
• Содействие и участие силами членов Ассоциации в практическом применении УП при осуществлении международных и отечественных проектов и программ.
Центральный научно-исследовательский институт экономики и управления в строительстве (ЦНИИЭУС) Госстроя РФ и другие НИИ и проектные институты в рамках программы могли бы обеспечить:
• Разработку и представление Комплексной Программы по УЛ.
• Разработку нормативно-методических и организационно-экономических документов по использованию УП в инвестиционно-промышленном, комплексе (ИСК).
• Организацию и функционирование Центра Управления проектами в ИСК.
• Освоение и адаптацию существующих методов и средств УП в ИСК.
• Разработку и развитие методов и средств УП.
• Организацию и функционирование фонда программ, нормативной и информационной базы УП.
• Научно-методическое и консультационное обеспечение сети организаций по консалтингу и управлению проектами.
• Оказание услуг и поддержку практического использования методов и средств УП в ИСК.
• Проведение мероприятий по изучению состояния, обмену опытом и достижениями в УП.
• Координацию и контроль работ соисполнителей по Комплексной Программе УП.
Производственные организации, включаемые в Комплексную Программу при соответствующей государственной поддержке должны обеспечить:
• Выбор и представление "пилот-проектов" для практической отработки методов и средств УП. Представление необходимой документации и создание условий для работы команды проекта на местах.
• Участие в практическом применении методов и средств УП, подведении итогов по результатам работы, выработке практических рекомендаций.
• Оказание содействия в проведении школ-семинаров по опыту применения УП в своей практической деятельности.
Общая организационная схема предлагаемой программы показана на рис. 70. Приведенные схематические наброски Программы по УП ни .в коей мере не претендуют на полноту и завершенность. Однако, они могут послужить некоторым ориентиром при подготовке аналогичных документов в различных сферах деятельности.
Рис. 70. Комплекс работ по развитию и внедрению методов целевого управления проектами в капитальном строительстве.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 3.3.2. Основание совнет
- 3.3.3. Основные цели и задачи Ассоциации
- 3.3.4. Члены совнет
- I. Профессиональное развитие, повышение знаний и мастерства:
- 2. Обмен идеями, достижениями, опытом и обсуждение возникающих проблем с отечественными и зарубежными профессионалами по управлению проектами:
- 3.3.6. Основы стратегического плана Ассоциаций на 1993-1995 г.Г.
- 3.3.6.1. Проблемы 90-х годов
- 3.3.6.2. Цели Ассоциации на 1994-1995 гг.
- Глава 4 перспективы развития и применения управления проектами в россии
- 4.1. Зачем нужно управление проектами в россии? где его применять?
- 4.2. Анализ структурных изменений, осуществляемых в рамках реформы в россии
- 4.2.1. Характерные типы проектов
- 4.2.2. Общая структура осуществляемых изменений
- Тип и назначение
- 4.3. Методологические проблемы применения и развития управления проектами
- 4.3.1. Характеристика особенностей проекта
- 4.3.1.1. Монопроекты
- 4.3.1.2. Мультипроекты
- 4.3.1.3. Мегапроекты
- 4.3.2. Общий анализ состояния методов и средств уп
- 4.3.3. Детальный анализ состояния методов и средств уп
- 4.4. Где можно и нужно применять управление проектами в россии?
- 4.4.1. Рекомендуемые области применения уп в России
- 4.4.2. Перспективные сферы приложения уп в России
- 4.4.2.1. Применение имеющихся методов и средств
- 4.4.2.2. Адаптация и развитие существующих разработок
- 4.4.2.3. Разработка новых методов и средств уп
- 4.5. Что нужно делать для развития и применения управления проектами в россии?
- 4.5.1. Методы и средства Управления проектами
- 4.5.1.1. По типам проектов
- 4.5.1.2. По фазам жизненного цикла
- 4.5.1.3. По функциям уп
- 4.5.2. Образование и подготовка кадров по уп
- 4.5.3. Формирование рынка для профессионального управления проектами
- 4.5.4 Что необходимо для поддержки и обеспечения развития и применения профессионального управления проектами в России?
- Заключение
- 1.1. Что такое проект? ........ 11
- 1.2. Что такое управление проектом? ....... 56
- Глава 2. История развития управления проектами
- 2.2. Развитие управления проектами за рубежом . . 93
- 2.3. Основные этапы развития управления проектами
- 3.1. Анализ тенденций в сфере управления проектами . . 130
- 3.2. Основные направления нормализации
- 3.3. Российская ассоциация управления проектами -
- 3.3.2. Основание совнет ................... 151
- Глава 4. Перспективы развития и применения управления проектами в россии