logo search
шпоры к паймуку

15.Понятие, содержание, формы коммуникаций.

Коммуникация - это процесс обмена идеями и информацией между двумя и более людьми, ведущий к взаимному пониманию.

Цели коммуникаций:

Обеспечение эффективного обмена информацией между субъектами и объектами управления.

Совершенствование межличностных отношений в процессе обмена информацией.

Создание информационных каналов для обмена информацией между отдельными сотрудниками и группами и координации их задач и действий.

Регулирование и рационализация информационных потоков.

Коммуникации подразделяются на следующие виды:

межличностные или организационные коммуникации на основе устного общения;

коммуникации на основе письменного обмена информацией.

Межличностные коммуникации в свою очередь делятся на:

формальные или официальные. Данные Коммуникации определяются политикой, правилами, должностными инструкциями определенной организации и осуществляются по формальным каналам;

неформальные коммуникации, которые не следуют общим правилам определенной организации; они осуществляются согласно установившейся системе личных отношений между работниками организации.

Среди формальных организационных коммуникаций выделяют:

вертикальные, когда информация перемещается с одного уровня иерархии на другой;

горизонтальны между различными подразделениями, предназначающиеся для координации деятельности различных подразделений.

Вертикальные коммуникации в свою очередь подразделяются на:

восходящие, когда информация передается снизу вверх (с низших уровней на высшие). Этот тип коммуникаций содержит информацию, необходимую для менеджеров для оценки той сферы деятельности, за которую они несут ответственность;

нисходящие, осуществляемые сверху вниз. Этот тип коммуникаций непосредственно связан с руководством и контролем за работниками.

Межличностные коммуникации делят также на:

вербальные (словесные);

невербальные, призванные осуществить обмен информацией без применения слов, например с помощью жестов, интонаций голоса, мимики и т.д.

16.Значение коммуникативных барьеров в организационном поведении. 1.Неполнота воспринимаемой информации. В силу обрывочности поступающей к нам информации мы приходим порой к совершенно нелепым выводам, весьма своеобразно домысливая недостаю­щие факты. 2.Плохая структура сообщений.  Отправите­лю, который неверно оценил ситуацию и передаёт устаревшую, неточную информацию, весьма сложно убедить получателя в том, что его сообщение заслуживает внимания.  3.Слабая память. Несовершенство нашей памяти ведёт к значительному снижению эффекта внутриорганизационных коммуникаций. Необхо­димость повторения сообщений, таким образом, совершенно очевидна. 4. Отсутствие обратной связи. Этот фактор имеет особую значимость, как для обеспечения бесперебой­ности коммуникативных потоков, так и для эффективности управленческо­го процесса в целом.  5.Личностные моменты. Имеются ввиду некоторые личностные особенности работников, нега­тивно отражающиеся на информационном обмене. 6. Неблагоприятный психологический климат в коллективе. Неприязненные, недоброжелательные отношения между работниками часто приводят к излишней подозрительности, неверному восприятию ин­формации, а порой умышленному её искажению.  7.Информационные перегрузки. Информационные перегрузки также могут являться преградой на пути эффективных организационных коммуникаций, так как руководитель, по­глощённый переработкой поступающей информации и необходимостью поддерживать информационный обмен, вероятно не в состоянии эффек­тивно реагировать на всю информацию.  8.Искажение и потеря информации. Искажение – это такая передача сообщения, при которой искажается его смысл. Потеря – недопо­лучение всего или части сообщения.  9. Разделение на отделы. Организации обычно состоят из подразделений, выполняющих опреде­лённую часть общего задания. Очень часто сотрудники замыкаются на проблемах сво­его отдела, обмен информацией между ними ограничивается, а это чревато негативными последствиями.  10. Помехи. К помехам относится всё, что препятствует направленному потоку ком­муникации. Иногда они выражаются в физическом прерывании или отвле­чении, в других случаях – в одновременно отправляемых или получаемых противо­речивых сообщениях.

11. Выбор носителя.  12. Многообразие носителей. Очень сложно упорядочить информа­цию. Объём информации становится барьером к её использованию.  13. Давление времени. Часто сотрудникам организации может не хватать времени для передачи полного объёма информации. 14. Неудовлетворительная структура организации Если структура организации про­думана плохо, возможности руководителя планировать и добиваться реали­зации поставленных целей сужаются.