50.Управление изменениями в организации
Существует два типа организационных изменений.
1.Операционные изменения подразумевают изменения в структуре и развитии производственного процесса, например посредством внедрения на производстве новых основных производственных фондов (машин и оборудования), использование иных, более экономичных источников сырья, изменения производственных мощностей и снижения показателя материалоемкости. Кроме того, к операционным относят и изменения, связанные с процессом принятия решений, контроля, отбора и расстановки кадров. Так, если организация раньше имела жесткую структуру и она полностью исчерпала себя, важным становится разработка способов ее смягчения, превращения в более гибкую, органичную (например, разрешение работникам участвовать в процессе принятия решений, интенсивное делегирование менеджером им своих полномочий еще более усиливает власть руководства и в то же время делает персонал более «послушным»).
2. Трансформационные изменения представляют собой изменение организации в целом, когда она решает кардинальным образом поменяться, вплоть до смены направления развития и специализации. Такие изменения бывают как непредвиденные, возникшие спонтанно вследствие резких изменений внешней среды, так и планируемые, когда организация самостоятельно находит проблемы и пытается их решить с помощью перемен.
Процесс изменений так или иначе происходит не моментально, а поэтапно.
На первом этапе определяется степень воздействия внешней среды на организацию, анализируются возможности фирмы для адаптации к происшедшим изменениям. В соответствии с этим строится механизм внутриструктурных изменений. Самое главное, чтобы менеджеры осознавали необходимость перемен, чтобы они своевременно начали к этому подготовку. Этому посвящен второй этап организационных изменений. Далее менеджеры должны создавать условия для появления новых идей по осуществлению перемен. Например, очень действенным способом оказываются привлечение персонала к генерированию идей и предложений, содействие и поощрение новаторства, творческого начала в работниках. Помимо этого, можно исследовать существующие способы решения аналогичных проблем в рамках данной организации или на опыте других экономических субъектов. Эффективным методом является создание венчурных команд, которые работают над решением проблем инновационного характера. И, наконец, последним этапом является осуществление перемен. Это происходит в тот момент, когда организация и персонал готовы к этому не только с технологической точки зрения, но и психологически.
- 1.Цель, задачи дисциплины «Организационное поведение». Предмет дисциплины «Организационное поведение». Взаимосвязь с другими дисциплинами.
- 2.Организационное поведение как категория науки.
- 4.История возникновения дисциплины и ее развитие: классические теории менеджмента, школа поведенческих наук и концепция «Человеческих отношений», психология личности и поведение.
- 5.Индивидуум, группа, организация - содержание и взаимосвязь понятий
- 6.Организационное поведение: анализ, прогнозирование, методы исследования, «ситуационный подход» к изучению поведения в организации.
- 7.Бихевиористские теории организационного поведения. Значение бихевиоризма для теории и практики управления.
- 8.Категория личности в теории «Поведения в организации», основные свойства личности: физическое состояние, характер, воля, потребности, мотивы, цели.
- 9.Этапы формирования личности.
- 10.Структура личности на основе теории психоанализа.
- 11.Типологии личности.
- 12.Социальные характеристики личности.
- 13.Саморегуляция человека. Самоменеджмент как социальная и личностная технология.
- 14.Роль коммуникаций в организационном поведении. Концепции а.Файоля, ч.Барнарда.
- 15.Понятие, содержание, формы коммуникаций.
- 17.Особенности нисходящих и восходящих коммуникаций. Горизонтальные коммуникации.
- 18.Сети формальных и неформальных коммуникаций. Их влияние на поведение людей в организации.
- 20.Категория мотивации и ее связь с понятиями потребности, мотивы, стимулы, цели, действие.
- 28.Организационное поведение и аттестация по результатам деятельности
- 29.Группа: понятие, принципы формирования, структура, групповое принятие решений
- 30.Типология групп
- 31.Динамика группового поведения. Распределение ролей в группе.
- 32Неформальные группы: критерии, условия и стадии формирования, их роль в организационном поведении
- 33Групповая динамика формальных групп. Команды, рабочая группа и комитет.
- 34Организация как система: миссия, структура, культура и имидж. Основные свойства организации.
- 35Строение организаций.
- 45.Поведенческие подходы к лидерству в организации. Стили лидерства в классических и новейших теориях лидерства.
- 46.Роли, выполняемые лидерами. Оценка лидерских качеств.
- 47.Власть и влияние в организационном поведении.
- Мотивационные теории «поля»
- 43.Понятие стресса. Факторы возникновения стрессовых ситуаций. Управление стрессами.
- 44.Управление безопасностью. Факторы угрозы в деятельности работников организации, их предупреждение и устранение.
- 45.Поведенческие подходы к лидерству в организации. Стили лидерства в классических и новейших теориях лидерства.
- 46. Роли, выполняемые лидерами. Оценка лидерских качеств
- 47.Власть и влияние как факторы организационного поведения.
- 48.Сущность и причины изменений в организациях. Наиболее типичные изменения, происходящие в организациях.
- 49.Сопротивление изменениям.
- 50.Управление изменениями в организации
- 51.Карьера руководителя. Планирование карьеры.
- Цели деловой карьеры руководителя
- Карьера персонала
- 52.Повышение квалификации, профессиональное и социально-психологическое обучение работников.
- 53.Экономические, психологические и социально-психологические барьеры при внедрении инноваций.
- 54. Типология членов организации в зависимости от отношения к инновациям
- 55. Формы сопротивления инновациям.
- 56.Понятие поведенческого маркетинга. Сущность и функции поведенческого маркетинга.
- 57. Маркетинговый подход в управлении поведением.
- Признаки поведенческого маркетинга:
- 58.Составляющие корпоративного имиджа и деловой репутации организации.
- 59.Управление деловой репутацией организации.
- 60.Использование сми как мероприятия Public Relations в поведенческом маркетинге.
- 61.Использование выставок и ярмарок как мероприятий Public Relations в поведенческом маркетинге.
- 62.Специальные мероприятия Public Relations в поведенческом маркетинге
- 63.Взаимодействие с властными структурами, лоббизм в поведенческом маркетинге.
- 64.Взаимодействие с инвесторами в поведенческом маркетинге.