49.Сопротивление изменениям.
Люди сопротивляются изменениям, потому что они кажутся угрозой привычному поведенческому стереотипу, статусу или материальному вознаграждению. Основными причинами сопротивления изменениям являются следующие:
Неприятие нового — люди с подозрением относятся к тому, что, как им кажется, негативно повлияет на устоявшееся положение, способы работы или условия занятости. Они боятся изменять привычную обстановку. Они могут не доверять руководителям, а значит, и не верить их заявлениям о том, что изменения проводятся для блага сотрудников и организации. У них могут быть серьезные причины, основанные на прошлом опыте. Они могут подозревать, что у руководства имеются скрытые мотивы, и чем мощнее пропаганда, чем громче торжественные заверения менеджеров, тем сильнее недоверие.
Экономический страх — страх потери денег, угроза гарантированной занятости.
Неудобство — изменения сделают жизнь более трудной.
Неопределенность — изменения могут причинять беспокойство в силу неопределенности их результатов.
Символический страх — небольшие изменения, которые могут повлиять на какой-нибудь ценный символ, например, отдельный офис или зарезервированное место на стоянке, могут являться символом начала больших перемен. Это особенно верно, когда у работников нет определенного представления о масштабе изменений.
Угроза межличностным отношениям — то, что идет вразрез с привычными социальными отношениями и стандартами группы работников, будет встречать сопротивление.
Угроза статусу или квалификации — изменения воспринимаются как понижающие статус человека или квалификацию.
Страх несоответствия компетентности — озабоченность нехваткой способности справляться с новыми требованиями или приобретением новых умений и навыков.
Преодоление сопротивления изменениям
Сопротивление изменениям порой трудно преодолеть, даже когда они не причиняют вреда вовлеченным в них работникам. Тем не менее попытка сделать это является ключевым элементом в разработке стратегии изменений.
Первый шаг заключается в проведении анализа потенциального влияния изменений методом наблюдения за степенью их воздействия на людей на рабочих местах. Результаты анализа должны показать, какие аспекты предлагаемых изменений могут быть поддержаны всеми или отдельными работниками, а какие вызовут сопротивление. Насколько возможно необходимо определить потенциально враждебные или негативные реакции людей, учитывая все возможные причины сопротивления изменениям, перечисленные выше. Нужно попытаться понять связанные с изменениями чувства и страхи вовлеченных людей, с тем чтобы рассеять необоснованную озабоченность, и насколько возможно избежать двусмысленности
Вовлеченность в процесс изменений дает людям возможность выразить и обуздать свои волнения, а также внести предложения по поводу формы и способов проведения изменений. Целью здесь является формирование «чувства собственности» — ощущения людей, что те смогут жить с данными изменениями, так как были вовлечены в их планирование и проведение, т.е. они стали их изменениями. Люди обычно принимают то, что они помогали создавать.
Информирование о предлагаемых изменениях должно быть тщательно подготовлено и четко оформлено, чтобы рассеять ненужные страхи. Должны использоваться все имеющиеся каналы письменной коммуникации — письменные документы, бюллетени и интранет. Однако наиболее эффективным инструментом будет инициируемое менеджерами личное общение с сотрудниками или система брифинга команд.
- 1.Цель, задачи дисциплины «Организационное поведение». Предмет дисциплины «Организационное поведение». Взаимосвязь с другими дисциплинами.
- 2.Организационное поведение как категория науки.
- 4.История возникновения дисциплины и ее развитие: классические теории менеджмента, школа поведенческих наук и концепция «Человеческих отношений», психология личности и поведение.
- 5.Индивидуум, группа, организация - содержание и взаимосвязь понятий
- 6.Организационное поведение: анализ, прогнозирование, методы исследования, «ситуационный подход» к изучению поведения в организации.
- 7.Бихевиористские теории организационного поведения. Значение бихевиоризма для теории и практики управления.
- 8.Категория личности в теории «Поведения в организации», основные свойства личности: физическое состояние, характер, воля, потребности, мотивы, цели.
- 9.Этапы формирования личности.
- 10.Структура личности на основе теории психоанализа.
- 11.Типологии личности.
- 12.Социальные характеристики личности.
- 13.Саморегуляция человека. Самоменеджмент как социальная и личностная технология.
- 14.Роль коммуникаций в организационном поведении. Концепции а.Файоля, ч.Барнарда.
- 15.Понятие, содержание, формы коммуникаций.
- 17.Особенности нисходящих и восходящих коммуникаций. Горизонтальные коммуникации.
- 18.Сети формальных и неформальных коммуникаций. Их влияние на поведение людей в организации.
- 20.Категория мотивации и ее связь с понятиями потребности, мотивы, стимулы, цели, действие.
- 28.Организационное поведение и аттестация по результатам деятельности
- 29.Группа: понятие, принципы формирования, структура, групповое принятие решений
- 30.Типология групп
- 31.Динамика группового поведения. Распределение ролей в группе.
- 32Неформальные группы: критерии, условия и стадии формирования, их роль в организационном поведении
- 33Групповая динамика формальных групп. Команды, рабочая группа и комитет.
- 34Организация как система: миссия, структура, культура и имидж. Основные свойства организации.
- 35Строение организаций.
- 45.Поведенческие подходы к лидерству в организации. Стили лидерства в классических и новейших теориях лидерства.
- 46.Роли, выполняемые лидерами. Оценка лидерских качеств.
- 47.Власть и влияние в организационном поведении.
- Мотивационные теории «поля»
- 43.Понятие стресса. Факторы возникновения стрессовых ситуаций. Управление стрессами.
- 44.Управление безопасностью. Факторы угрозы в деятельности работников организации, их предупреждение и устранение.
- 45.Поведенческие подходы к лидерству в организации. Стили лидерства в классических и новейших теориях лидерства.
- 46. Роли, выполняемые лидерами. Оценка лидерских качеств
- 47.Власть и влияние как факторы организационного поведения.
- 48.Сущность и причины изменений в организациях. Наиболее типичные изменения, происходящие в организациях.
- 49.Сопротивление изменениям.
- 50.Управление изменениями в организации
- 51.Карьера руководителя. Планирование карьеры.
- Цели деловой карьеры руководителя
- Карьера персонала
- 52.Повышение квалификации, профессиональное и социально-психологическое обучение работников.
- 53.Экономические, психологические и социально-психологические барьеры при внедрении инноваций.
- 54. Типология членов организации в зависимости от отношения к инновациям
- 55. Формы сопротивления инновациям.
- 56.Понятие поведенческого маркетинга. Сущность и функции поведенческого маркетинга.
- 57. Маркетинговый подход в управлении поведением.
- Признаки поведенческого маркетинга:
- 58.Составляющие корпоративного имиджа и деловой репутации организации.
- 59.Управление деловой репутацией организации.
- 60.Использование сми как мероприятия Public Relations в поведенческом маркетинге.
- 61.Использование выставок и ярмарок как мероприятий Public Relations в поведенческом маркетинге.
- 62.Специальные мероприятия Public Relations в поведенческом маркетинге
- 63.Взаимодействие с властными структурами, лоббизм в поведенческом маркетинге.
- 64.Взаимодействие с инвесторами в поведенческом маркетинге.