53.Экономические, психологические и социально-психологические барьеры при внедрении инноваций.
Р.Л. Кричевский, ссылаясь на К. Девиса, считает, что причины сопротивления персонала организационным нововведениям могут быть трех типов: экономические, личностные и социальные.
К числу экономических К. Дэвис относит: а) боязнь безработицы; б) боязнь сокращения продолжительности рабочего дня и, следовательно, заработка; в) боязнь интенсификации труда и сокращения прогрессивной его оплаты. Так, внедрение в вузовское образование новых технологий, например, модульной, ведет к увеличению на 20-25% нагрузки преподавателя (работа над учебно-методической документацией, дидактическим обеспечением модулей, разработка активных методов обучения и пр.). Часто этот дополнительный труд не оплачивается, либо оплачивается несоразмерно его трудоемкости (известно, что на разработку 1 часа деловой игры преподаватель должен затратить от 20 до 30 часов личного времени). Вот почему в нашей анкете преподаватели назвали эти экономические факторы основной причиной своих антиинновационной установки (до 70% ответов). В анкете мы просили респондентов также ответить на вопрос о том, какие личные причины побуждают их отвергать новые технологии обучения.
Причинами личностного характера преподаватели считают: а) восприятие критики их личных методов работы как обиды (20%); б) боязнь того, что приобретенные за много лет навыки и умения окажутся ненужными и их профессиональная компетентность будет ущемлена (25%); в) уверенность в том, что новации усиливают монотонность и конвеерность труда и тем самым уменьшают чувство значимости человека как участника трудового процесса (30%); г)нежелание тратить силы на переобучение (30%); д) боязнь роста интенсивности труда (68%); е) страх перед неопределенностью и непонимание сути и последствий нововведения (5%); ж) утрата творческого начала в педагогическом труде (35%).
Как видим, преподаватели в основном боятся инноваций, поскольку они ведут к интенсификации труда и необходимости переобучения; могут снизить их значимость и изменить их ключевую роль в учебном процессе; ограничивают импровизацию и творчество в деятельности преподавателя. В числе социальных причин неприятия инноваций преподаватели указали:
а) стремление сохранить привычные социальные связи, и, следовательно, свой статус (40%);
б) боязнь, что инновации изменят функциональные обязанности и понизят удовлетворение работой (30%);
в) недовольство слабостью личного участия и незначительностью своей роли при внедрении инновации (20%);
г) уверенность в том, что новации выгодны организации, а не работнику и не обществу (5%).
Наш опыт внедрения новых технологий на протяжении 8 лет показывает, что перечисленные факторы, влияющие на инновационные процессы в вузах, сильно зависят от социокультурного контекста, в который погружено учебное заведение.
- 1.Цель, задачи дисциплины «Организационное поведение». Предмет дисциплины «Организационное поведение». Взаимосвязь с другими дисциплинами.
- 2.Организационное поведение как категория науки.
- 4.История возникновения дисциплины и ее развитие: классические теории менеджмента, школа поведенческих наук и концепция «Человеческих отношений», психология личности и поведение.
- 5.Индивидуум, группа, организация - содержание и взаимосвязь понятий
- 6.Организационное поведение: анализ, прогнозирование, методы исследования, «ситуационный подход» к изучению поведения в организации.
- 7.Бихевиористские теории организационного поведения. Значение бихевиоризма для теории и практики управления.
- 8.Категория личности в теории «Поведения в организации», основные свойства личности: физическое состояние, характер, воля, потребности, мотивы, цели.
- 9.Этапы формирования личности.
- 10.Структура личности на основе теории психоанализа.
- 11.Типологии личности.
- 12.Социальные характеристики личности.
- 13.Саморегуляция человека. Самоменеджмент как социальная и личностная технология.
- 14.Роль коммуникаций в организационном поведении. Концепции а.Файоля, ч.Барнарда.
- 15.Понятие, содержание, формы коммуникаций.
- 17.Особенности нисходящих и восходящих коммуникаций. Горизонтальные коммуникации.
- 18.Сети формальных и неформальных коммуникаций. Их влияние на поведение людей в организации.
- 20.Категория мотивации и ее связь с понятиями потребности, мотивы, стимулы, цели, действие.
- 28.Организационное поведение и аттестация по результатам деятельности
- 29.Группа: понятие, принципы формирования, структура, групповое принятие решений
- 30.Типология групп
- 31.Динамика группового поведения. Распределение ролей в группе.
- 32Неформальные группы: критерии, условия и стадии формирования, их роль в организационном поведении
- 33Групповая динамика формальных групп. Команды, рабочая группа и комитет.
- 34Организация как система: миссия, структура, культура и имидж. Основные свойства организации.
- 35Строение организаций.
- 45.Поведенческие подходы к лидерству в организации. Стили лидерства в классических и новейших теориях лидерства.
- 46.Роли, выполняемые лидерами. Оценка лидерских качеств.
- 47.Власть и влияние в организационном поведении.
- Мотивационные теории «поля»
- 43.Понятие стресса. Факторы возникновения стрессовых ситуаций. Управление стрессами.
- 44.Управление безопасностью. Факторы угрозы в деятельности работников организации, их предупреждение и устранение.
- 45.Поведенческие подходы к лидерству в организации. Стили лидерства в классических и новейших теориях лидерства.
- 46. Роли, выполняемые лидерами. Оценка лидерских качеств
- 47.Власть и влияние как факторы организационного поведения.
- 48.Сущность и причины изменений в организациях. Наиболее типичные изменения, происходящие в организациях.
- 49.Сопротивление изменениям.
- 50.Управление изменениями в организации
- 51.Карьера руководителя. Планирование карьеры.
- Цели деловой карьеры руководителя
- Карьера персонала
- 52.Повышение квалификации, профессиональное и социально-психологическое обучение работников.
- 53.Экономические, психологические и социально-психологические барьеры при внедрении инноваций.
- 54. Типология членов организации в зависимости от отношения к инновациям
- 55. Формы сопротивления инновациям.
- 56.Понятие поведенческого маркетинга. Сущность и функции поведенческого маркетинга.
- 57. Маркетинговый подход в управлении поведением.
- Признаки поведенческого маркетинга:
- 58.Составляющие корпоративного имиджа и деловой репутации организации.
- 59.Управление деловой репутацией организации.
- 60.Использование сми как мероприятия Public Relations в поведенческом маркетинге.
- 61.Использование выставок и ярмарок как мероприятий Public Relations в поведенческом маркетинге.
- 62.Специальные мероприятия Public Relations в поведенческом маркетинге
- 63.Взаимодействие с властными структурами, лоббизм в поведенческом маркетинге.
- 64.Взаимодействие с инвесторами в поведенческом маркетинге.