3. Системы управления корпоративными ресурсами
В западной экономике управленческие КИС принято классифицировать, в первую очередь, по методикам и стандартам управления, которые они поддерживают, [12]. В соответствии с этим критерием различают следующие базовые типы управляющих ИС ‑ MRP, MRP II, ERP, CRM, SCM, ERP II и CSRP, которые образуют расширяющийся управленческий комплекс, показанный на рис. 3.1.
Для определения места на рынке и корректного сопоставления с другими КИС-системами их часто классифицируют по другому признаку ‑ степени интеграции их функциональных компонент. По этому критерию различают локальные, малые, средние и крупные КИС. Для локальных систем характерна минимальная степень интеграции или даже её полное отсутствие. Функциональные подразделения предприятия автоматизируются автономно и постепенно, что называют «островковой» или «кусочной» автоматизацией в виде отдельных, не связанных между собой АРМ’ов. В малых и средних системах количество автоматизированных и взаимосвязанных подразделений возрастает. В крупных КИС автоматизация и интеграция охватывает все функциональные подразделения предприятия, включая производственные.
В табл. 3.1 приводится список КИС различных типов, большинство из которых были разработаны за рубежом, но находят всё более широкое применение в России.
Родоначальником рынка ERP-систем стала немецкая предприятие SAP AG c продуктом SAP R/3. К числу же наиболее значительных представителей рынка ERP-систем, успешно внедряющих свои продукты на российских предприятиях, можно отнести фирмы Microsoft (Axapta), Oracle (Applications), Baan (Baan IV, iBaanERP), ROSS Systems (iRenaissance), QAD (MFG/PRO), Frontstep (SyteLine). Среди российских ERP-систем следует отметить системы 1С Предприятие, ПАРУС, БОСС Корпорация и Галактика. Все они, кроме Галактики, относится к классу финансово-учётных систем, лишь в последних версиях которых начали появляться функции планирования несложных производств.
|
Рис.3.1. Расширяющаяся классификация ИС управления корпоративными ресурсами
Таблица 3.1. Интегрированные системы управления предприятием на российском рынке
Категория КИС | Название КИС | Тип | Фирма-поставщик в России |
КИС для крупных предприятий | R/3 | ERP | SAP СНГ |
Baan | ERP | Альфа-Интегратор — Баан Евразия | |
Oracle Applications | ERP | Oracle CIS | |
OneWorld J.D. Edwards | ERP | Robertson & Blums | |
КИС для средних предприятий | SyteLine (разработчик — Symix) | CSRP | Фронтстеп |
MAX (разработчик — MAX International) | ERP | ICL-КПО ВС (Казань) | |
Mfg/Pro (разработчик — QAD) | ERP | BMS | |
iRenaissance CS (разработчик — Ross Systems) | ERP | «Интерфейс» | |
IFS (Industrial & Financial Systems) | ERP | «Форс» | |
PRMS (разработчик — Computer Associates) | ERP | R-Style | |
Axapta (разработчик — Damgaard, Дания) | ERP | Columbus IT Partner | |
КИС для малых и средних предприятий | Concorde XAL (разработчик — Damgaard, Дания) | ERP | Columbus IT Partner |
Exact | ERP | Exact Software | |
Platinum ERA | ERP | Platinum Software | |
Scala | ERP | Scala CIS | |
LS LIPro Systems (разработчик — LIPro Systems, Германия) | ERP | «ЛИПро Р» | |
«БОСС-Корпорация» (с модулем «Производство») | MRP | «АйТи» | |
Парус 8.х | MRP | «Парус» | |
БЭСТ-ПРО 3.02 | MRP II | «Интеллект-Сервис» | |
SunSystems (фирмы Systems Union) + RB Manufacturing (разработчик — Robertson &Blums) | MRP | Robertson & Blums | |
«Галактика» |
| «Галактика» | |
М-2 | MRP | «Клиент-серверные технологии» | |
АС+ | MRP | «Борлас» | |
«Флагман» |
| «Инфософт» | |
«Монополия» |
| «Формоза-Софт» | |
«Эталон» |
| «Цефей» | |
«Альфа» |
| «Информконтакт» | |
«Аккорд» |
| «Атлант-Информ» | |
«1С:Предприятие 8» |
| «1С» |
Ещё одна довольно распространённая в отечественной экономике классификация делит все КИС на учётно-финансовые и производственные.
Учётно-финансовые КИС предназначены для ведения учета по одному или нескольким направлениям (бухгалтерия, сбыт, склады, учет кадров и т.д.). К системам этой группы относятся все локальные и большинство малых интегрированных КИС, но ими может воспользоваться практически любое предприятие, которому необходимо управление финансовыми потоками и автоматизация учетно-плановых функций, и, в частности, органы регионального и государственного управления.
Системы этого класса по многим критериям универсальны, хотя зачастую разработчиками предлагаются решения отраслевых проблем, например особые способы начисления налогов или управление персоналом с учетом специфики регионов. Универсальность приводит к тому, что цикл внедрения таких систем невелик, иногда можно воспользоваться «коробочным» вариантом, купив программу и самостоятельно установив ее на персональном компьютере.
Учётно-финансовые КИС (особенно российских разработчиков) более гибки в адаптации к нуждам конкретного предприятия. Часто предлагаются «конструкторы», с помощью которых можно практически полностью перекроить исходную систему, самостоятельно или с помощью поставщика установив связи между таблицами баз данных или отдельными модулями.
Хотя общая конфигурация систем может быть достаточно сложной, практически все учётно-финансовые системы способны работать на персональных компьютерах в сетях передачи данных Novell (Netware), Microsoft и др. Все они опираются на технологию выделенного сервера базы данных (file server), которая характеризуется высокой загрузкой сетевых каналов для передачи данных между сервером и рабочими станциями. Только отдельные из предлагаемых в России систем такого класса были разработаны для промышленных баз данных (Oracle, SYBASE, Progress, Informix, SQL Server), причём для их разработки, в основном, использовались простые инструментальные средства Clipper, FoxPro, dBase, Paradox, которые начинают давать сбои на сложных конфигурациях сети и при увеличении объемов обрабатываемых данных. В мировой практике КИС этого и следующего классов повсеместно перешли на использование локальных и глобальных сетей, построенных по международным стандартам и сетевым технологиям Internet/intranet.
Производственные КИС, к которым относятся все средние и крупные КИС, в первую очередь предназначены для планирования и оперативного управления производственными процессами. Учетные функции, хотя и глубоко проработаны, выполняют вспомогательную роль, и порой невозможно выделить модуль бухгалтерского учета, так как информация в бухгалтерию поступает автоматически из других модулей. Производственные системы значительно более сложны в установке (цикл внедрения может занимать от 6—9 месяцев до полутора лет и более). Это обусловлено тем, что система покрывает потребности всего производственного предприятия, что требует значительных совместных усилий сотрудников предприятия и поставщика программного обеспечения.
Производственные КИС ориентированы на одну или несколько отраслей и/или типов производства: серийное сборочное (электроника, машиностроение), малосерийное и опытное (авиация, тяжелое машиностроение), дискретное (металлургия, химия, упаковка), непрерывное (нефте- и газодобыча). Имеют значение также различные типы организации самого производственного процесса. Например, для дискретного производства возможно: циклическое повторное производство (repetitive manufacturing) — планирование выполняется на определенный срок (квартал, месяц, неделя); производство на заказ (make-to-order) — планирование только при поступлении заказа; разработка на заказ (engineering-to-order) — самостоятельная разработка каждого нового заказа с последующим производством; производство на склад (manufacture-to-stock), смешанное производство (mixed mode manufacturing) — для производства конечного продукта используется несколько типов организации производственного процесса. Такая специализация отражается как в наборе функций системы, так и в существовании бизнес-моделей данного типа производства. Наличие встроенных моделей для определенных типов производства отличает производственные системы друг от друга, у каждой из этих систем есть глубоко проработанные направления и функции, разработка которых только начинается или вообще не ведется.
Производственные КИС по многим параметрам значительно жестче финансово-управленческих. Производственное предприятие должно в первую очередь работать в режиме реального времени как хорошо отлаженные часы, где основными механизмами управления являются планирование и оптимальное управление производственным процессом, а не учет количества счетов-фактур за период. Эффект от внедрения производственных систем чувствуется на верхних эшелонах управления предприятием, когда видна вся взаимосвязанная картина работы, включающая планирование, закупки, производство, запасы, продажи, финансовые потоки и многие другие аспекты.
При увеличении сложности и широты охвата функций предприятия системой возрастают требования к технической инфраструктуре и компьютерной платформе. Все без исключения производственные системы разработаны с помощью промышленных баз данных. В большинстве случаев используется технология клиент-сервер, которая предполагает разделение обработки данных между выделенным сервером и рабочей станцией. Технология клиент-сервер оправдывает себя при обработке больших объемов данных и запросов, так как позволяет оптимизировать интенсивность передачи данных по компьютерной сети.
3.1. MRP II–системы
MRP II — это метод планирования всех ресурсов производственного предприятия, включая планирование в натуральных единицах, финансовое планирование в стоимостном выражении, а также элементы моделирования производственных ситуаций.
MRP II является результатом развития метода MRP. В отличие от MRP, рассматривающего производственные мощности как неограниченные, MRP II предусматривает согласование потребностей в материалах с возможностями производства. Эта функция получила название CRP (Capacity Requirements Planning — планирование необходимых мощностей). Таким образом, MRP II представляет собой сочетание планирования по MRP с функцией CRP, включая управление складами, снабжением, продажами и производством. Всего система управления MRP II включает в себя 16 групп функций: планирование продаж и производства, управление складскими операциями, планирование поставок и другие. Основная задача информационных систем класса MRP II ‑ оптимальное формирование потока материалов (сырья), полуфабрикатов (комплектующих) и готовых изделий. Система имеет целью интеграцию основных процессов, реализуемых предприятием: планирование и контроль выполнения плана, затраты, снабжение, производство, продажа, правление запасами, загрузка основных средств и т. д. (рис. 3.2).
В общем виде система управления предприятием, построенная в соответствии со стандартом MRP II, включает следующие функциональные модули:
Бизнес-планирование. Планирование долгосрочное, план составляется в стоимостном выражении. Наименее формализованный процесс выработки решений.
Планирование спроса. Процесс прогнозирования (планирования) спроса на определенный период.
Планирование продаж и производства. Бизнес-план и план спроса преобразуются в планы продаж основных видов продукции (как правило, от 5 до 10). При этом производственные мощности могут не учитываться или учитываться укрупненно. План носит среднесрочный характер.
План продаж по видам продукции преобразуется в объемный или объемно-календарный план производства видов продукции. Под видом здесь понимаются семейства однородной продукции. В этом плане впервые в качестве планово-учетных единиц выступают изделия, но представления о них носят усредненный характер. Например, речь может идти о всех легковых переднеприводных автомобилях, выпускаемых на заводе (без уточнения моделей). Часто этот модуль объединяется с предыдущим.
План-график выпуска продукции. План производства преобразуется в график выпуска продукции. Как правило, это среднесрочный объемно-календарный план, задающий количество конкретных изделий (или партий) со сроками их изготовления.
Рис. 3.2. Общая схема планирования ресурсов производственного предприятия (стандарт MRP II)
Планирование потребностей в материальных ресурсах. В ходе планирования на этом уровне определяются (в количественном выражении и по срокам) потребности в материальных ресурсах, необходимых для обеспечения графика выпуска продукции. Входными данными для планирования потребностей в материалах являются спецификации изделий (состав и количественные характеристики комплектующих конкретного изделия) и размер текущих материальных запасов.
Планирование производственных мощностей. Как правило, в этом модуле выполняются расчеты по определению и сравнению располагаемых и потребных производственных мощностей. С наибольшими изменениями этот модуль может применяться не только для производственных мощностей, но и для других видов производственных ресурсов, способных повлиять на пропускную способность предприятия. Подобные расчеты, как правило, производятся после формирования планов практически всех предыдущих уровней с целью повысить надежность системы планирования. Иногда решение данной задачи включают в модуль соответствующего уровня. Входными данными при планировании производственных мощностей является также маршрутизация выпускаемых изделий.
Управление заказами клиентов. Здесь реальные потребности клиентов сопоставляются с планами выпуска продукции.
Управление на уровне производственного цеха. Здесь формируются оперативные планы-графики. В качестве планово-учетных единиц могут выступать детали (партии), сборочные единицы глубокого уровня, детали (партии) операции и т. п. Длительность планирования невелика (от нескольких дней до месяца).
Оценка исполнения. В данном модуле оценивается реальное исполнение всех вышеперечисленных планов с тем, чтобы внести корректировки во все предыдущие циклы планирования.
3.2. ERP-системы
Приведём здесь одно из наиболее часто встречающихся определений ERP-систем, [1]:
«ERP-система - это набор интегрированных приложений, позволяющих создать интегрированную информационную среду (ИИС) для автоматизации планирования, учета, контроля и анализа всех основных бизнес-операций предприятия. Основой ИИС предприятия являются именно ERP-системы»,
Основные понятия производственного менеджмента (в том числе и термин ERP) можно считать вполне устоявшимися. В этой области признанным стандартом де-факто является терминология Американской ассоциации по управлению запасами и производством (American Production and Inventory Control Society, APICS). Основные термины и определения приводятся в словаре APICS, который регулярно обновляется по мере развития теории и практики управления. Именно в этом издании содержится наиболее полное и точное определение ERP-системы.
В соответствии со словарем APICS, термин ERP может употребляться в двух значениях. Во-первых, это ‑ информационная система для идентификации и планирования всех ресурсов предприятия, которые необходимы для осуществления продаж, производства, закупок и учета в процессе выполнения клиентских заказов. Во-вторых (в наиболее общем контексте), это ‑ методология эффективного планирования и управления всеми ресурсами предприятия, которые необходимы для осуществления продаж, производства, закупок и учета при исполнении заказов клиентов в сферах производства, дистрибуции и оказания услуг. Таким образом, термин ERP может обозначать не только информационную систему, но и соответствующую методологию управления, реализуемую и поддерживаемую этой информационной системой. Методологической основой ERP-систем считают концепцию MRP II.
Дальнейшее развитие методов управления запасами и производством привело к появлению концепции APS (Advanced Planning and Scheduling — усовершенствованное планирование). Эта методология появилась в середине 1990-х годов и поэтому может считаться одной из последних разработок в теории управления производством. Этот метод включает в себя две части: планирование производства и снабжения и диспетчеризацию производства. Первая часть метода APS похожа на алгоритм MRP П. Существенное отличие заключается в том, что в системе APS согласование материалов и мощностей происходит не итеративно, а синхронно, что резко сокращает время перепланирования. Это особенно актуально для позаказного производства, а также в случаях жесткой конкуренции в сроках выполнения заказа и необходимости точного соблюдения этих сроков. Вторая часть метода APS — диспетчеризация производства с возможностью учета различного рода ограничений, с элементами оптимизации.
Функции APS, присущие производственным ERP-системам, пока можно считать новыми не только для России, но и для большинства западных компаний. Тем не менее считается, что со временем алгоритмы APS станут общепринятыми для многих производственных предприятий.
Как правило, ERP-системы строятся по модульному принципу и в той или иной степени охватывают все ключевые процессы деятельности предприятия. Это дает заказчику возможность выбора и внедрения лишь тех модулей, которые ему действительно необходимы. Модули разных систем могут отличаться как по названиям, так и по содержанию. Тем не менее есть некоторый набор функций, который может считаться типовым для всех ERP-систем. Применительно к предприятиям промышленного производства, такими типовыми функциями являются:
ведение конструкторских и технологических спецификаций, которые определяют состав производимых изделий, а также материальные ресурсы и операции, необходимые для его изготовления;
формирование планов продаж и производства;
планирование потребностей в материалах и комплектующих, сроков и объемов поставок для выполнения плана производства продукции;
управление запасами и закупками: ведение договоров, реализация централизованных закупок, обеспечение учета и оптимизации складских и цеховых запасов;
планирование производственных мощностей: от стратегии всего предприятия до планов использования отдельных станков и оборудования;
оперативное управление финансами, включая составление финансового плана и осуществление контроля его исполнения, финансовый и управленческий учет;
управление проектами, включая планирование этапов и ресурсов, необходимых для их реализации.
ERP-системы ориентированы на интегрированное управление всеми внутренними производственными процессами и ресурсами, включая финансовые потоки, бухгалтерию, логистику. Эти системы идеальны для решения циклических, повторяющихся задач, циркулирующих в рамках конкретной организационной структуры. Эффект от внедрения ERP-систем достигается в первую очередь за счет оптимизации внутренних бизнес-процессов предприятия.
ERP-система ведет единую базу данных по всем функциональным подразделениям и задачам, так что доступ к информации становится проще, а главное, подразделения получают возможность обмениваться информацией. Система автоматизирует задачи, встроенные в выполнение бизнес-процессов. Так, при получении заказа от потребителя менеджер имеет всю информацию об отношениях с заказчиком и его кредитный рейтинг. Когда одно подразделение заканчивает работать с заказом, тот автоматически передается в следующее подразделение. При этом исключаются многократные ошибки ввода информации, потери документов и тому подобные казусы. В итоге заказы обрабатываются быстрее и без ошибок. Аналогичные возможности возникают у многих других служб ‑ службы персонала, производственного отдела, отдела маркетинга, службы снабжения. Единая информационная база позволяет учитывать взаимосвязь отдельных процессов, как, например, загрузка заказами на текущий месяц и график отпусков персонала. ERP меняет отношение персонала в отдельности и служб в целом к своей работе. Теперь менеджеры, ведущие заказ, владеют информацией о его состоянии в каждый момент времени и по всем аспектам: поступила ли оплата за работу, достаточно ли комплектующих на складе, стоит ли в графике выполнения работ их заказ к нужному сроку. И если, например, склад не вовремя введет в систему информацию о запасах, то получивший запрос клиента менеджер, справившись в системе о состоянии склада, может ответить отказом на его обращение, убедившись, что запас на складе недостаточен или нужное изделие отсутствует. Тем самым ERP повышает ответственность каждого сотрудника предприятия за общее дело.
ERP-системы обеспечивают решение задач учета, среднесрочного и оперативного планирования. К задачам среднесрочного планирования относят формирование портфеля договоров, формирование субдоговоров, объемно-календарное планирование, незначительные изменения технологии, увольнения или наем рабочей силы. Горизонт такого планирования составляет от 3 до 18 месяцев. К задачам краткосрочного или оперативного планирования относят выполнение объемно-календарных планов, расчет фактической себестоимости, мониторинг производственных графиков. Решения этого уровня - формирование необходимой для каждодневной деятельности документации - нарядов, приказов, отчетов и пр. Горизонт от нескольких дней до нескольких месяцев.
В типовых ERP-системах реализованы следующие основные функциональные блоки:
Планирование продаж и производства. Результатом действия блока является разработка плана производства основных видов продукции.
Управление спросом. Блок предназначен для прогноза будущего спроса на продукцию, определения объема заказов, которые можно предложить клиенту в конкретный момент времени, определения спроса дистрибьюторов, спроса в рамках предприятия и др.
Укрупненное планирование мощностей. Используется для конкретизации планов производства и определения степени их выполнимости.
Основной план производства (план-график выпуска продукции). Определяется продукция в конечных единицах (изделиях) со сроками изготовления и количеством.
Планирование потребностей в материалах. Определяются виды материальных ресурсов (сборных узлов, готовых агрегатов, покупных изделий, исходного сырья, полуфабрикатов и др.) и конкретные сроки их поставки для выполнения плана.
Спецификация изделий. Определяет состав конечного изделия, материальные ресурсы, необходимые для его изготовления, и др. Фактически спецификация является связующим звеном между основным планом производства и планом потребностей в материалах.
Планирование потребностей в мощностях. На данном этапе планирования более детально, чем на предыдущих уровнях, определяются производственные мощности.
Маршрутизация / рабочие центры. С помощью этого блока конкретизируются как производственные мощности различного уровня, так и маршруты, в соответствии с которыми выпускаются изделия.
Проверка и корректировка цеховых планов по мощностям.
Управление закупками, запасами, продажами.
Управление финансами (ведение Главной книги, расчеты с дебиторами и кредиторами, учет основных средств, управление наличными средствами, планирование финансовой деятельности и др.).
Управление затратами (учет всех затрат предприятия и калькуляция себестоимости готовой продукции или услуг).
Управление проектами/программами.
Управление персоналом.
Кроме того, для ERP-систем практически обязательным является электронный обмен данными с другими приложениями, а также моделирования ряда ситуаций, связанных в первую очередь с планированием и прогнозированием.
В соответствии с современными требованиями ERP-система должна, помимо ядра, реализующего стандарт MRPII или его аналога для непрерывного производства, включать следующие модули:
управления логистическими цепочками (Distribution Resource Planning - DRP);
усовершенствованного планирования и составления производственных графиков (Advanced Planning and Scheduling - APS);
управления взаимоотношениями с клиентами (Customer Relation Management - CRM, ранее назывался модулем автоматизации продаж - Sales Force Automation);
электронной коммерции (Electronic Commerce - ЕС);
управления данными об изделии (Product Data Management - PDM);
надстройки Business Intelligence, включающий решения на основе технологий OLAP (On-Line Analytical Processing) и DSS (Decision Support Systems);
автономный модуль, отвечающий за конфигурирование системы (Standalone Configuration Engine - SCE);
окончательного (детализированного) планирования ресурсов FRP (Finite Resource Planning).
В качестве примера на рис.3.3 приведен состав ERP-системы BAAN IV.
Рис.3.3. Структура ERP-системы BAAN IV
- Технико-технологические платформы управления корпоративными ресурсами Аналитический обзор
- 1. Концепции, методологии и стандарты корпоративного управления
- 1.1. Концепция mrp и стандарт mrp II
- 1.2. Концепции erp. Erp II и Workflow
- 1.3. Концепция csrp
- 2. Концепции интеграции систем управления корпоративными ресурсами
- 2.1. Способы интеграции корпоративных приложений
- Системы ввода (Capture)
- Управление документами (Document Management)
- Управление web-контентом (Web Content Management)
- Управление записями (Records Management)
- Управление рабочими потоками (Workflow/Business Process Management)
- Управление в рабочих группах (GroupWare)
- 3. Системы управления корпоративными ресурсами
- 3.3. Расширенные erp-системы (erp II)
- 3.4. Csrp-системы
- 3.5. Workflow и Docflow – системы
- 3.6. Корпоративные ecm-системы
- 3.7. Реализация soa-архитектуры в кис sap erp
- 3.8. Использование корпоративных порталов для интеграции персонала
- Заключение
- Источники