1.2. Концепции erp. Erp II и Workflow
Концепция ERP (Enterprise Resource Planning ‑ планирование ресурсов предприятия). В основу ERP-стандарта был положен стандарт MRPII. ERP-системы ориентированы на работу с сетью удаленных производственных и непроизводственных объектов. Обладая всеми перечисленными в MRPII возможностями, ERP-системы включают еще и механизм планирования потребностей при распределенных запасах (DRP-I/DRP-II — Distribution Requirements Planning), позволяющие определить потребность в пополнении запасов в случае территориально распределенных автономных складов. И, кроме того, в отличие от MRP/MRPII, эти системы допускают обновление аппаратной и программной платформы.
Окончательно понятие ERP-систем оформилось в 90-х годах прошлого столетия. В основу ERP-систем положен принцип создания единого хранилища (репозитория) данных, содержащего всю корпоративную бизнес-информацию: плановую и финансовую информацию, производственные данные, данные по персоналу и пр. Наличие единого корпоративного репозитория устраняет необходимость в передаче данных от одной системы к другой (например, от производственной системы к финансовой или к кадровой), а также обеспечивает одновременную доступность информации для любого числа сотрудников предприятия, обладающих соответствующими полномочиями. Целью ERP-систем является не только улучшение управления производственной деятельностью предприятия, но и уменьшение затрат и усилий на поддержку его внутренних информационных потоков.
Концепция ERP II. В октябре 2000 года консультационная предприятие Gartner Group, которая первая ввела в обиход термин "ERP" в 1990 году, сформулировала новую концепцию и основные требования к ERP-системам второго поколения, которые были названы ERP II или «расширенными» ERP-системами. Концепция Gartner Group базируется на шести отличиях "старых" и "новых" ERP-систем.
Во-первых, была изменена роль ERP-системы в деятельности предприятия. Если раньше корпоративная информационная система должна была обеспечивать автоматизацию внутренних бизнес-процессов предприятия, то в новом исполнении она должна обеспечивать свободное взаимодействие предприятия со своими контрагентами (заказчиками, поставщиками, партнёрами по бизнесу, банками, налоговыми органами и пр.).
Во-вторых, расширена область применения ERP-систем. Если раньше основными потребителями ERP-систем были производственные и дистрибьюторские предприятия, то пользователями ERP II-систем должны стать предприятия всех секторов и сегментов рынка.
В-третьих, расширен функционал ERP-систем. Помимо традиционных функций по автоматизации производства, торговли и дистрибуции, новые системы должны поддерживать автоматизацию всех остальных функций бизнеса.
В-четвертых, меняется характер процессов, протекающих в недрах ERP-системы. Внутренние и строго конфиденциальные процессы становятся внешними и открытыми. Все тайны корпоративной информации должны быть раскрыты.
В-пятых, существенным образом меняется архитектура ERP-систем. Закрытая монолитная платформа традиционных ERP-систем с весьма ограниченным выходом в Интернет (через отправку электронных писем или публикацию статистических отчетов на корпоративном Web-сайте) уступает место открытым, Web-ориентированным приложениям, построенным по принципам компонентных программных моделей.
В-шестых, данные, которые раньше генерировались и потреблялись самим же предприятием, должны стать доступными для всех членов бизнес-сообщества.
По мнению специалистов Гартнер, старые ERP-системы должны были из "интровертов" (направленных внутрь предприятия) превратиться в "экстравертов" (обращенных к внешнему миру). Для этого в состав ERP-систем, должны войти новые типы приложений, отвечающие за связь предприятия с внешним миром, включая:
программы для управления взаимоотношениями предприятия с ее клиентами/заказ-чиками (CRM ‑ Customer Relationship Management),
системы управления цепочками поставок (SCM ‑ Supply Chain Management),
системы электронного бизнеса/электронной коммерции (e-Business/e-Commerce), которые можно определить как набор автоматизированных бизнес-процессов, осуществляемых с использованием Интернет-технологий.
Внутреннюю структуру ERP II-систем было рекомендовано расширять за счёт HRM (Human Resources Management) и KM (Knowledge Management) модулей.
HRM системы занимаются управлением человеческим фактором, персоналом. В отличие от «первобытных» кадровых программ, это высоко интеллектуальные приложения, в задачи которых входит сбор и сохранение сведений по квалификации работников, рекрутинг (наём), управление и эффективное использование потенциала всех сотрудников предприятия (назначение заданий, планирование карьеры и обучения, оценка персональных достижений и т.д.).
KM-системы предназначены для управления корпоративными знаниями. Исторически эти системы создавались для накопления корпоративных знаний и использовались для внутреннего потребления. С развитием CRM-систем оказалось, что KM-системы идеально подходят для создания автоматизированных справочных бюро (Help Desks) и решения задач интеллектуального анализа информации по клиентам (выявление потребительских пристрастий, профилирование и пр.)
Концеция Workflow. Для обоснования следующих расширений ERP-системм необходимо кратко рассмотреть функции, которые отсутствуют или недостаточно глубоко проработаны в современных ERP-системах.
ERP-системы не поддерживают функций высшего менеджмента стратегического планирования и прогнозирования, бюджетирования и анализа эффективности работы предприятия.
Для автоматизации этих функций разработаны BPM (Business Performance Management)-системы, которые легко интегрируются с ERP II-системами.
ERP-системы не позволяют реализовать процессный подход к автоматизации.
Пользователь ERP использует для доступа к той или иной информации специализированное рабочее место, например, модуль бухгалтерии, складского учета и пр. Для выполнения того или иного действия (например, фиксации факта отгрузки товара со склада) пользователь должен запустить соответствующий модуль, затем добраться до интерфейса, реализующего требуемую функцию, ввести необходимые данные и зафиксировать операцию. Такая парадигма соответствует ситуации, когда работник выполняет жестко фиксированный набор типовых действий, и совершенно не подходит для автоматизации труда сотрудников, занятых в более сложных (например, сквозных) бизнес процессах, или при выпонении функций системного аналитика или менеджера любого уровня. Альтернативой такому подходу является процессный подход к автоматизации, в этом случае ERP-система сама следит за необходимостью реализации того или иного участка работ и инициирует работу пользователя при помощи специальной очереди заданий, доставляя в нее необходимые данные и интерфейс для реализации операций и действий.
Сложность реализации функций, связанных с обработкой файлов документов и слабоструктурированных данных.
Технологии, на которых базируются ERP-системы, ориентированы на работу с хорошо структурированными данными, хранящимися в реляционных базах данных. Однако существует огромное количество задач, связанных с обработкой слабоструктурированных или неструктурированных данных, например, файлов документов. К таким задачам относится коллективная разработка документов, аннотирование документов, их согласование и утверждение, отслеживание истории их обработки, поиск файлов документов и их версий. Для реализации подобных задач необходимо, чтобы система включала функции ввода документов в систему, сопровождающегося распознаванием текста документов и их индексированием, управления версиями документа, полнотекстовый поиск, функции check-in/check-out контроля, функции доступа документов из приложений Microsoft Office и пр. Отметим, что слабоструктурированные данные включают как структурированные, так и неструктурированные элементы, текстовые элементы, файлы документов, изображений, гиперссылки, элементы обсуждений и т.п. Именно такие данные зачастую формируют основной информационный контекст, с которым сталкиваются в своей работе менеджеры предприятий.
Отсутствие гибкой маршрутизации документов.
Типичной задачей информационной системы предприятия является автоматизация процессов, связанных с согласованием и утверждением документов, а также автоматизация процессов контроля исполнения документов. Используемые при этом схемы маршрутизации довольно разнообразны и содержат в себе как жестко фиксированные маршруты, так и возможности свободной маршрутизации (Ad-hock). Например, маршрут может подразумевать возможности замещения или переназначения согласующих лиц, делегирование ответственности, назначение альтернативных исполнителей, отказа от исполнения, рассылки документов с указанием приоритетов и пр. Перечисленные возможности практически не реализуемы в рамках технологий, используемых системами ERP.
В ERP-системах последовательность выполнения функций обработки информации жестко зафиксирована, и отсутствуют возможности по ее изменению в процессе обработки.
Это бывает оправдано, например, для обработки финансовой информации и информации, связанной с обработкой заказов. В то же время, часто возникает необходимость внесения гибких схем. Например, накладная, введенная к отгрузке, становится дебиторской задолженностью, что не всегда целесообразно. Однако всего разнообразия схем при настройке системы предусмотреть, как правило, не удается, а гибкие схемы не поддерживаются инструментарием ERP-систем. Подобные схемы могут быть обеспечены с помощью функций Ad-hock (управляемой «на лету») маршрутизации, реализованных, например, в системах маршрутизации документов.
Off-line функции групповых взаимодействий.
При автоматизации реальных бизнес процессов очень часто возникает необходимость добавления так называемых Off-line-функций в процесс обработки информации. Отдельные этапы бизнес процессов требуют реализации вне рамок информационной системы предприятия. Примером подобной обработки могут быть действия, производимые на удаленном складе, деятельность агента, находящегося на территории заказчика или в командировке и пр. Для реализации подобных функций необходимо наличие технологий интеграции с электронной почтой или мобильной связью, функции блокировки объектов системы и пр. До недавнего времени ERP-системы были ориентированы исключительно на работу пользователей системы в режиме подключения к серверу системы. Однако, в настоящее время с помощью технологий мобильной связи и экстранет-сетей можно получить ограниченный доступ к внутренним компонентам КИС.
Средства гибкого манипулирования данными системы и построения отчетов.
В силу жесткости процессов, автоматизируемых ERP-системами, механизмы предоставления отчетности ограничены рамками автоматизируемых бизнес процессов. Однако очень часто возникает необходимость создания отчетов "на лету" с использованием средств On-line манипуляции содержимым отчета, фильтрации и отбора данных для отчета, управления сортировкой и группировкой данных, правилами расчета агрегативных данных и пр. Отсутствие перечисленных механизмов вынуждает прибегать к использованию дополнительных программных технологий для реализации данных задач.
Для автоматизации управления бизнес-прцессами и документооборотом разработаны комплексные системы, получившие название Систем управления потоками работ (Workflow, WF), которые, также как и BPM-системы, легко интегрируются с ERP II-системами.
- Технико-технологические платформы управления корпоративными ресурсами Аналитический обзор
- 1. Концепции, методологии и стандарты корпоративного управления
- 1.1. Концепция mrp и стандарт mrp II
- 1.2. Концепции erp. Erp II и Workflow
- 1.3. Концепция csrp
- 2. Концепции интеграции систем управления корпоративными ресурсами
- 2.1. Способы интеграции корпоративных приложений
- Системы ввода (Capture)
- Управление документами (Document Management)
- Управление web-контентом (Web Content Management)
- Управление записями (Records Management)
- Управление рабочими потоками (Workflow/Business Process Management)
- Управление в рабочих группах (GroupWare)
- 3. Системы управления корпоративными ресурсами
- 3.3. Расширенные erp-системы (erp II)
- 3.4. Csrp-системы
- 3.5. Workflow и Docflow – системы
- 3.6. Корпоративные ecm-системы
- 3.7. Реализация soa-архитектуры в кис sap erp
- 3.8. Использование корпоративных порталов для интеграции персонала
- Заключение
- Источники