logo search
практика6

4.3.Оценка системы обучения персонала Красноуфимского отделения №7003 оао «Сбербанка России»

Система обучения персонала в Красноуфимском отделении Сбербанка России была сформирована в соответствии с его стратегическими целями и приоритетами. Сегодня она представляет собой многоступенчатую (многоуровневую) программу, позволяющую развивать корпоративную культуру и укреплять конкурентные преимущества организации. Особенностью банка является наличие Учебного центра, в котором проходят обучение специалисты, принимаемые на работу, чаще всего это контроллеры-кассиры. После окончания обучения они получают соответствующие сертификаты.

Эта система включает следующие модули:

  1. по направлениям обучения:

- формирование знаний о банке, корпоративной культуре, организационной структуре и конкурентных преимуществах;

- обучение и повышение квалификации по всему продуктовому ряду банка;

- обучение и повышение квалификации по программному обеспечению банка;

- развитие профессиональных умений, навыков;

- тестирование и аттестация персонала.

  1. по категориям обучаемых сотрудников:

- руководители высшего звена;

- руководители среднего звена;

- специалисты.

В системе профессионального обучения применяются различные виды обучения. Сочетание видов обучения для разных категорий работников банка и разного уровня их профессионального развития показано на рисунке 1

Рисунок 1 – Виды обучения персонала банка

Обучение персонала Красноуфимского филиала Сбербанка России строится на основании Положения о подготовке, переподготовки и повышения квалификации персонала Сбербанка России, а также Положения об организации и проведении ежемесячного производственного обучения персонала Уральского банка и организационно подчиненных ему отделений Сбербанка России.

В соответствии с этим положением повышение квалификации может осуществляться во внутрибанковской системе повышения квалификации и в специализированных сторонних учебно-консультационных структурах на территории России и за рубежом.

Обучение руководящих работников во внутрибанковской системе повышения квалификации осуществляется в форме:

- семинаров (семинаров-совещаний) и стажировок-консультаций, организуемых ЦА Банка;

- консультаций-стажировок в территориальных банках с целью овладения передовым опытом.

Обучение специалистов проводится в форме:

- семинаров (семинаров-совещаний), организуемых ЦА Банка;

- консультаций-стажировок в ЦА Банка и ТБ;

- семинаров в сторонних организациях;

- профессиональной учебы по месту работы;

Организация обучения персонала возлагается на подразделение по работе с персоналом, выполняющее следующие функции:

  1. организация обучения персонала и составление плановых заданий по повышению квалификации персонала;

  2. организацию семинаров сотрудников ОСВ и их внутренних структурных подразделений;

  3. организацию адаптации централизованно разработанных учебно-методических материалов к условиям региона, подготовки учебно-тематических планов, программ, тестов контроля профессиональных знаний, раздаточных материалов для обучения персонала;

  4. организацию обучения персонала в сторонних структурах;

  5. осуществлению контроля за выполнением планов повышения квалификации кадров;

  6. организацию консультаций-стажировок работников;

  7. отбор мультипликаторов, участие в организации их специализированной подготовки.

Обобщенная схема организации профессионального обучения персонала банка является традиционной. Она показана в схеме 7.

Схема (7)

Требования реальной профессиональной деятельности

Учебный процесс

Анализ результатов обучения

Анализ потребности

Оценка профессионального уровня персонала

контроль

контроль

Разработка программ обучения

контроль

Организация процесса обучения

Профессиональное обучение

Из схемы 7 видно, что система обучения персонала банка состоит из пяти этапов, на каждом этапе необходим контроль. Каждый специалист отдела по работе с персоналом отвечает за определенную функцию управления персоналом и в рамках своей функции, при возникновении каких-либо проблем, проверяет, насколько правильно он ее выполнял. Но при этом его мнение является субъективным, так как сам специалист не может точно определить, насколько правильно он справился с заданием.

В банке есть ревизоры, которые по определенному графику делают проверки, в том числе и деятельности отдела по работе с персоналом. Но их работа заключается в выявление недостатков. И если они их обнаружили, то выписывают соответствующий акт, при этом не дают рекомендации по решению проблем.

Для оценки эффективности обучения персонала в Красноуфимском филиале Сбербанка России используются следующие показатели:

  1. количество обученных за год сотрудников А = 213 человек;

  2. отношение числа обученных за год сотрудников компании к общей численности сотрудников организации определяется по формуле:

О = А / Ч,

где Ч – численность сотрудников организации

Из формулы 1 получается, что О = 213 / 250 = 0,9;

общий объем обучения, проведенного в компании за год, отнесенный к числу сотрудников компании. В компании за текущий год было обучено 213 человек, на это было потрачено примерно 115 дней или 213 чел. х 115 дн. =24 495 человеко-дней

Что дает объем обучения равный 24 495 х 8 = 195 960 человеко-часов.

Также необходимо определить объем обучения на одного сотрудника, который определяется по формуле:

Н = В/А=195 960 / 213/115=8

где В – время обучения на всех сотрудников.

По формуле 2 получается, что Н = 8 часов. Практика лучших компаний характеризуется объемом обучения на одного работника, составляющим от 3 до 10 человеко-дней. В данном случае объем обучения на 1го сотрудника составляет 8 часов. Такая разница может заключаться в том, что чаще всего в Сбербанке проводятся групповое обучение, что и приводит к таким малым результатам.

Также в процессе анализа обучения работников была выявлена проблема, которая заключается в том, что некоторые работники, например руководители, не могут оставлять свое рабочее место для обучения за пределами банка, поэтому необходимо вести новый метод обучения без отрыва от работы.

Исходя из этого, в следующей главе предложены соответствующие рекомендации для преодоления этих трудностей.