2.3 Антикризисная политика в управлении персоналом
Политика управления персоналом организации реализуется в кадровой политике организации.
Кадровая политика организации – это система научно обоснованных целей, задач, ориентиров, приоритетов, потребностей, принципов, методов, определяющих содержание, формы управления персоналом на различных этапах жизнедеятельности организации.
Она неразрывно связана с методологией и концепцией управления персоналом, исходит из их теоретических требований, интегрирует управленческие знания, накопленный прошлый и настоящий отечественный и зарубежный практический опыт работы с персоналом. Кадровая политика определяет основное содержание программы набора, отбора, расстановки, подготовки и переподготовки персонала организации, но не сводится к ней. Она отражает тенденции изменения интересов и потребностей, установок, ценностей и мотивации сотрудников организации, которые определяют деятельностную активность человека.
Кадровая политика организации является составной частью общей стратегически ориентированной политики организации. Ее целью является обеспечение оптимального баланса процессов обновления и сохранения численного и качественного состава кадров в его развитии в соответствии с потребностями самой организации, требованиями действующего законодательства, состоянием рынка труда. В своей основе эта политика осуществляется кадровыми службами организации, которые вырабатывают соответствующую программу и реализуют ее.
В кадровой политике реализуются поэтапно:
1) разработка общих принципов кадровой политики, определение приоритетов целей;
2) организационно-штатная политика – планирование потребности в трудовых ресурсах, формирование структуры и штата, назначения, создание резерва, перемещения;
3) информационная политика – создание и поддержка системы движения кадровой информации;
4) финансовая политика – формулирование принципов распределения средств, обеспечение эффективной системы стимулирования труда;
5) политика развития персонала – обеспечение программы развития, профориентация и адаптация сотрудников, планирование индивидуального продвижения, формирование команд, профессиональная подготовка и повышение квалификации;
6) оценка результатов деятельности – анализ соответствия кадровой политики стратегии организации, выявление проблем в кадровой работе, оценка кадрового потенциала.
Антикризисная кадровая политика – это кадровая политика организации, включающая деятельность по долгосрочному, среднесрочному и текущему прогнозированию, научному предвидению будущего, реальных возможностей его достижения. Подобная политика фокусирует внимание на проблемах, определяет приоритеты и ориентиры. Она может характеризоваться различными признаками: выжидания, осмотрительности, осторожности, агрессивности, мобильности, гибкости, адаптивности, ориентации на кризисные ситуации и др. Разнообразие признаков антикризисной кадровой политики надо знать и уметь их использовать.
Основное идеологическое кредо кадровой политики в условиях кризиса – выживание с наименьшими потерями кадрового потенциала и обеспечение максимально возможной социальной защиты персонала. Кадровый потенциал – совокупность способностей и возможностей персонала организации обеспечить ее эффективное функционирование.
Кадровая политика (КП) в обычных условиях ориентирована, как правило, на развитие. Ее идеологическим кредо чаще всего бывают стратегия опережения конкурентов, лидерство в отрасли, инновационная культура организации.
В условиях кризиса КП вынужденно трансформируется. Особенности ее реализации связаны с ограниченностью финансовых средств; неизбежностью организационных мер, связанных со свертыванием ряда программ социального развития и сокращением численности персонала; повышенной социально-психологической напряженностью в коллективе.
Задачи КП в условиях кризиса:
1. Формирование антикризисной команды, т.е. команды адаптивных менеджеров, способных разработать и реализовать программу выживания и развития предприятия.
2. Сохранение ядра кадрового потенциала организации, т.е. менеджеров, специалистов и рабочих кадров, представляющих особую ценность для предприятия.
3. Реструктуризация кадрового потенциала предприятия в связи с:
• организационными преобразованиями в ходе реструктуризации предприятия;
• реализацией инновационных инвестиционных проектов;
• диверсификацией производства;
• реорганизацией предприятия.
4. Снижение социально-психологической напряженности в коллективе.
5. Обеспечение социальной защиты и трудоустройства высвобождаемых работников.
Рассмотрим основные черты антикризисной кадровой политики. Прежде всего она должна быть реалистичной, созидательной, ориентированной на устойчивое развитие организации, на привлечение к работе людей профессионально подготовленных, предприимчивых, с новаторскими задатками.
Важной чертой антикризисной политики является ее комплексность, базирующаяся на единстве целей, принципов и методов работы с персоналом, учитывающих различные аспекты регулирования управленческих процессов (экономические, социальные, социально-психологические, административные, нравственные и др.).
Кадровая политика должна быть единой для всей организации, но в то же время многоуровневой (дочерние фирмы, филиалы, подразделения с учетом их регионального территориального размещения), охватывающей все группы персонала, все управленческие процессы при различных механизмах воздействия на них.
Сущностной чертой антикризисной кадровой политики управления являются ее рациональность и превентивность, носящие упреждающий и опережающий характер, направленный на предотвращение кризисных ситуаций и преодоление трудовых конфликтов. В условиях формирования социально ориентированной экономики в России кадровая политика должна быть демократичной по целям, социальной базе, механизму и принципам управления персоналом.
Антикризисную политику управления персоналом должны отличать такие черты, как духовность и нравственность, человеколюбие и честность, гражданственность, проявляющиеся в деятельности и руководителей, и рядовых сотрудников организации. Для некоторых руководителей декларация таких черт покажется чистым идеализмом. Но такое мнение ошибочно, это не альтруизм, а трезвый экономический расчет. Это – наиболее перспективное вложение инвестиций, которые, как правило, быстро окупаются.
Кадровая антикризисная политика и осуществление всех функций управления персоналом должны опираться на прочный законодательный, правовой фундамент. Законопослушание руководителей, принимающих решение по кадровым вопросам, их правовая культура должны быть безупречными (рисунок 2.4).
Рисунок 2.4. Основные черты антикризисной кадровой политики
Черты антикризисной кадровой политики носят относительно обособленный характер. В деятельности кадровых менеджеров, линейных руководителей, специалистов и органов управления они пересекаются, интегрируются и образуют известную системную целостность.
Важным условием выработки эффективной кадровой политики является обобщение отечественного и зарубежного опыта работы с персоналом организации. При этом необходим всесторонний критический анализ прошлого опыта.
Можно выделить четыре типа кадровой политики в условиях кризиса предприятий.
1. Пассивная кадровая политика. У руководства предприятия нет четко выраженной программы действий в отношении персонала, и в условиях кризиса на предприятии кадровая деятельность сводится в лучшем случае к ликвидации негативных последствий работы. Кадровая служба не прогнозирует кадровые потребности и не располагает средствами оценки персонала. В плане финансового оздоровления кадровая проблематика, как правило, отражена на уровне информационной справки о персонале без соответствующего анализа кадровых проблем и причин их возникновения.
2. Реактивная кадровая политика. Руководство предприятия осуществляет контроль за симптомами кризисной ситуации (возникновение конфликтных ситуаций, отсутствие достаточно квалифицированной рабочей силы для решения задач, а также мотивации к высокопродуктивному труду) и предпринимает меры по локализации кризиса. Кадровые службы предприятия располагают средствами диагностики. В плане финансового оздоровления, как правило, кадровые проблемы на данный момент выделяются и рассматриваются специально, намечаются возможные пути их решения.
3. Превентивная кадровая политика. Руководство предприятия имеет обоснованные прогнозы развития ситуации, однако у него нет средств для воздействия на эту ситуацию. Кадровая служба предприятия располагает средствами не только диагностики, но и прогнозирования кадровой ситуации на среднесрочный период. В плане финансового оздоровления содержатся краткосрочный и среднесрочный прогнозы потребности в кадрах.
4. Активная (рациональная) кадровая политика. Руководство предприятия имеет удовлетво-рительный диагноз и обоснованный прогноз развития ситуации, а также средства для воздействия на нее. Кадровая служба предприятия располагает средствами не только диагностики, но и прогнозирования кадровой ситуации на средне- и долгосрочный периоды. Кроме того, программа кадровой работы с вариантами ее реализации является составной частью плана реорганизации.
Один из принципиальных подходов к повышению уровня конкурентоспособности кризисного предприятия – ликвидация имеющихся изъянов структуры, препятствующих повышению конкурентоспособности. В кадровой работе этот подход обычно находит свою практическую реализацию в реорганизации, связанной с ликвидацией структурных подразделений, которые не вписываются в стратегию выведения предприятия из кризиса. Подобная реорганизация обычно (но не обязательно) связана с сокращением численности персонала. Решение данной задачи должно опираться на оптимизационный подход к реформированию кадрового потенциала предприятия.
На кризисном предприятии реструктуризация кадрового потенциала производится в соответствии с бизнес-планом или программой финансового оздоровления.
Для составления плана реструктуризации кадрового потенциала наряду с количественными и качественными показателями кадрового потенциала необходимы следующие данные:
• численность высвобождаемых работников;
• их профессионально-квалификационный состав в сравнении с потребностями на рынке труда;
• половозрастной состав;
• численность требующих переподготовки для последующего трудоустройства;
• численность нуждающихся в конкретных мерах социальной защиты;
• численность и профессионально-квалификационный состав требующихся кадров для нового производства (по бизнес-плану инновационного проекта).
Структура затрат на реструктуризацию кадрового потенциала включает в себя расходы на:
– подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров;
– маркетинг на рынке труда в целях поиска, привлечения и найма работников нужной профессии, специальности и квалификации;
– высвобождение излишнего персонала (выходное пособие, повышение квалификации или переподготовка для последующего трудоустройства, меры по социальной защите и т.п.).
Обобщение опыта работы с персоналом в режиме антикризисного управления, оценка краткосрочных и долгосрочных последствий проведенных мероприятий позволили выделить две группы этих мероприятий по критерию достигнутых результатов, условно называемых эффективная и неэффективная практика.
Например, при реорганизации кризисного предприятия эффективна такая практика:
1) сокращать в организационной структуре управления нужно уровни, а не рабочие места, требуется также укреплять кадровый резерв для высшего звена руководства предприятия;
2) при проведении сокращений необходимо учитывать взаимозависимость элементов органи-зационной структуры и осуществлять дальнейшие меры по стабилизации новой организационной структуры и психологической поддержке персонала;
3) нельзя увлекаться масштабными сокращениями персонала, следует стремиться установить кадровую структуру, в наибольшей степени отвечающую сложившейся ситуации и плану финансового оздоровления, пользующемуся поддержкой коллектива;
4) нужно периодически переоценивать кадровую структуру предприятия;
5) целесообразно выявлять, поддерживать и обучать работников предприятия, проявляющих качества лидера и склонность к управленческой деятельности;
6) требуется поддерживать образовательные программы, реализуемые на предприятии;
7) полезно предварительно готовить перспективных кандидатов на ключевые руководящие дол-жности, делая упор в первую очередь на умелое выполнение функций руководства в условиях кризиса;
8) нужно проводить децентрализацию структуры управления, делегируя необходимые полно-мочия ключевым фигурам в аппарате управления и обеспечивая максимальную гибкость при разработке управленческих решений как на стратегическом, так и на оперативном уровне;
9) следует отдавать предпочтение командной работе, а не индивидуальным усилиям, формируя рабочие группы (команды) как между отделами, так и в подразделениях предприятия;
10) необходимо идентифицировать и сохранять ядро кадрового потенциала предприятия;
11) следует продолжать набор персонала, поддерживать его профессиональный рост, особенно в жизненно важных и приоритетных для предприятия областях деятельности.
Другая группа мер, получившая условное название неэффективной практики, имеет иное содержание. Для пояснения сути данных мероприятий удобнее рассматривать их в совокупности с достигаемым результатом (таблица 2.2).
Таблица 2.2. Результаты неэффективной практики
Отметим, что эффективная практика затрагивает комплекс мер как по изменению структуры самой организации, так и по численности персонала, его составу и методам работы с ним. Иными словами, результативны только те изменения, которые предусматривают реструктурирование самого предприятия, а также изменения в методах и способах работы с персоналом. В этом случае сокра-щение персонала выступает как временная мера с незначительными социальными последствиями.
Для эффективной работы с персоналом в условиях кризиса ключевой является система мер, обеспечивающая результативное освоение организационных изменений. Менеджер, не владеющий инструментарием управления процессом внедрения организационных новшеств, способен лишь усугубить кризисную ситуацию.
В число важнейших вопросов работы с кадрами в данной ситуации входят методы преодоления сопротивления нововведениям со стороны персонала. Рассмотрим наиболее распространенные методы работы с кадрами в режиме антикризисного управления.
1. Метод адаптивных изменений – это метод антикризисной кадровой политики, предусмат-ривающий разрешение конфликтов посредством компромиссов, сделок и перемещений в руководящем составе. Этот метод дает возможность осуществлять изменения в условиях, когда у сторонников изменений нет административной власти, но есть сильная мотивация к внедрению нововведений и сформирован соответствующий образ мышления.
2. Метод принудительных организационных изменений. Это метод кадровой политики в условиях кризиса, предусматривающий использование силы, который можно использовать в условиях острого дефицита времени. Применение этого метода – процесс дорогостоящий и нежелательный в социальном плане, но дающий преимущества в период кризиса стратегического реагирования.
3. Метод управления сопротивлением. Это метод кадровой политики, когда изменения во внешней среде угрожают существованию администрации предприятия. При наступлении кризиса сопротивление обычно уступает место поддержке. В подобной ситуации задача руководства – не борьба с сопротивлением, а принятие мер по предупреждению паники. О первых признаках выхода из кризиса свидетельствует возобновление сопротивления.
4. Кризисный метод. Когда кризис неизбежен, руководители, осознающие это ранее других, могут предпринять следующие действия:
• постараться убедить работников в неизбежности кризиса и принять предупредительные меры;
• готовить себя к роли “спасателя”, когда кризис наступит;
• до наступления настоящего кризиса создать искусственный, придумав внешнего “врага”, угрожающего существованию предприятия. Нужно только помнить, что искусственный кризис необязательно должен превратиться в реальный;
• выбрать метод управления сопротивлением.
Сопротивление контролируется по минимуму с помощью “стартовой площадки”. Затем последовательно применяется мотивация. Далее в ходе планирования разрабатывается процесс внедрения изменений. Сопротивление находится под контролем в течение всего процесса изменений.
Перечень и характеристики методов работы с кадрами в режиме антикризисного управления приведены в таблице 2.3.
Таблица 2.3. Методы работы с кадрами в режиме антикризисного управления
В процессе диагностики состояния, выбирая конкретный метод, кроме указанных областей эффективного их применения, необходимо учитывать два основных параметра:
• временной горизонт (степень сложности организационных нововведений, имеющиеся временные ресурсы для их успешной реализации);
• профессиональную, психологическую, техническую готовность персонала к стратегически важным изменениям на предприятии.
- Оглавление
- 1 Механизмы конфликтологии в антикризисном управлении
- 1.1 Конфликты в развитии организации
- 1.2 Причины конфликтов и их роль в антикризисном управлении
- 1.3 Процессы развития конфликта
- 1.4 Антикризисное управление конфликтами
- 2 Антикризисное управление персоналом предприятия
- 2.1 Антикризисные характеристики управления персоналом
- 2.2 Система антикризисного управления персоналом
- 2.3 Антикризисная политика в управлении персоналом
- 2.4 Принципы антикризисного управления персоналом
- 3. Особенности деятельности антикризисного управляющего
- 3.1 Назначение и область деятельности антикризисного управляющего
- 3.2. Модель антикризисного управляющего
- 3.3 Ролевая структура деятельности антикризисного управляющего
- 3.4 Организация труда антикризисного (арбитражного) управляющего
- 4 Взаимодействие с профсоюзами в процессе антикризисного управления
- 4.1 Цели и принципы профсоюзного движения, его роль в антикризисном управлении
- 4.2 Социальное партнерство в антикризисном управлении
- 4.3 Регулирование социально-трудовых отношений в процессе антикризисного управления
- 4.4 Социальные конфликты и ведение переговоров с профсоюзами
- 4.5 Основные направления действий профсоюзов в условиях кризиса
- 5 Экономическая безопасность общества
- 5.1 Понятие экономической безопасности. Ее место в структуре национальной безопасности
- 1. Определите вид деятельности менеджеров по аку:
- Антикризисное управление Модуль 3