4.5 Основные направления действий профсоюзов в условиях кризиса
Трудовой кодекс Российской Федерации закрепляет важную роль профсоюзов по защите трудовых прав работников, регламентируя формы и условия ее реализации. Вместе с тем он содержит гарантии права на труд и социальную защиту самих профсоюзных работников - глава 58 «Защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами». О некоторых задачах и направлениях деятельности российских профсоюзов на нынешнем этапе социально-экономического развития, характеризующегося постепенным выходом из затяжного системного кризиса, уже говорилось в различных параграфах данной главы; теперь сведем их вместе, чтобы представить целостную картину.
Действуя в интересах трудящихся и укрепления Российского государства, профсоюзы всеми законными средствами добиваются:
- в области заработной платы:
• поэтапного увеличения гарантируемого минимального размера оплаты труда вначале до уровня реального прожиточного минимума, затем – минимального потребительского бюджета, а в более дальней перспективе – до уровня рационального бюджета;
• справедливого распределения доходов предприятия между трудом и капиталом, предприни-мателем и работником, прибылью и оплатой труда в целях решительного повышения доли заработной платы в общей цене продукта, в общих доходах населения;
• улучшения соотношения между минимальной и средней заработной платой по отраслям, профессиям и регионам; сокращения экономически и социально неоправданной дифференциации в оплате труда за счет подтягивания отстающих;
• учета в размерах и структуре заработной платы роста цен, платности предоставления жилья, образования, медицинского обслуживания и других социальных услуг;
• ликвидации практики задержки выплаты заработной платы, реализации законодательного механизма возмещения ущерба, причиненного задержкой заработной платы работника;
- в сфере занятости населения:
• проведения общеэкономической политики, формирующей спрос на рабочую силу с использованием экономических рычагов: цен, налогов, инвестиций, структурной и промышленной политики, системы государственных заказов;
• разработки механизма реализации комплексной государственной программы, обеспечива-ющей максимально возможную, экономически и социально обусловленную занятость, прекраще-ние роста безработицы;
• недопущения в качестве борьбы с безработицей ограничения уровня доходов, в том числе заработной платы;
• обеспечения инвестиционной активности предприятий как обязательного условия наличия платежеспособного спроса на рабочую силу, стимулирования направления высоких доходов в инвестиции;
• максимального ограничения использования вынужденной неполной занятости;
• развития малых и средних предприятий и фермерских хозяйств как потенциального источ-ника новых рабочих мест;
• разработки и осуществления целевых программ и мер: занятости молодежи, женщин, социально уязвимых групп работников, защиты их позиций на рынке труда, борьбы против их дискриминации; формирования рынка труда в регионах с критической ситуацией в области занятости, в регионах моноотраслевого характера производства; повышения возможностей трудоустройства населения за счет развития рынка жилья; повышения квалификации работников в соответствии с требованиями рынка труда;
- в сфере социальных гарантий:
• усиления социальной ориентации политики реформ, определения ее приоритетных направлений через механизм социального партнерства, совершенствования практики заключения соглашений и коллективных договоров, участия в законотворческой деятельности, работе всех социальных систем;
• выработки и осуществления стратегии и тактики реформы системы социального страхования в соответствии с международными нормами и Конвенциями МОТ, предусматри-вающими гарантированные уровень и объемы социальной защиты работающих граждан, пенсионеров, инвалидов и безработных;
• противодействия дальнейшему обнищанию пенсионеров, обеспечения их достойного уровня жизни, реализации в полном объеме Федерального закона “О ветеранах”;
- в области охраны труда и экологии:
• контроля за выполнением взаимных обязательств коллективных договоров и соглашений по улучшению условий и охраны труда работающих, соблюдения их прав и гарантий, повышения требовательности к работодателям и органам исполнительной власти по их выполнению;
• формирования института уполномоченных профсоюзных комитетов по охране труда и представителей профкомов в совместных комитетах (комиссиях) по охране труда на предприятии, создания внештатной технической инспекции труда профсоюзов;
• формирования новой государственной системы по охране труда, расширения сотрудничества с государственными органами управления и контроля по охране труда и окружающей среды.
Профсоюзы существуют для того, чтобы защищать своих членов и заботиться об их нуждах. Способы применяются различные. В этом суть работы профсоюзов. Они не имеют права успокаиваться. В условиях постепенного выхода из кризиса российской экономики основной задачей профсоюзов становится предотвращение попыток осуществить этот выход за счет трудящихся. В настоящее время, например, российские профсоюзы бьют тревогу по поводу проблем, связанных со вступлением России во Всемирную торговую организацию. Они считают, что Правительство РФ, приняв решение о вступлении в ВТО, не уделяет внимания просчитыванию социальных последствий этой меры, в частности ее влияния на российский рынок труда. Обсуждение вступления России в ВТО на заседаниях Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений не проводилось, и таким образом мнение профсоюзов по-прежнему не было учтено разработчиками российской экономической политики. Между тем последствия этой меры для российского рынка труда могут быть тяжелейшими. Многие отрасли не готовы к конкуренции с иностранными товарами, беспошлинно ввозимыми в Россию, и могут прекратить существование, что приведет к массовой безработице. Профсоюзы ставят вопрос о переходном периоде вступления в ВТО, в течение которого должны сохраняться защитные пошлины в некоторых отраслях. На протяжении этого переходного периода основное внимание должно уделяться созданию новых рабочих мест.
Профсоюзы всегда должны реагировать на изменения на рынке труда. Кроме представительства интересов своих членов профсоюзы призваны непрерывно вовлекать в свои ряды неорганизованных трудящихся, защищать тех, кто не имеет коллективного голоса.
- Оглавление
- 1 Механизмы конфликтологии в антикризисном управлении
- 1.1 Конфликты в развитии организации
- 1.2 Причины конфликтов и их роль в антикризисном управлении
- 1.3 Процессы развития конфликта
- 1.4 Антикризисное управление конфликтами
- 2 Антикризисное управление персоналом предприятия
- 2.1 Антикризисные характеристики управления персоналом
- 2.2 Система антикризисного управления персоналом
- 2.3 Антикризисная политика в управлении персоналом
- 2.4 Принципы антикризисного управления персоналом
- 3. Особенности деятельности антикризисного управляющего
- 3.1 Назначение и область деятельности антикризисного управляющего
- 3.2. Модель антикризисного управляющего
- 3.3 Ролевая структура деятельности антикризисного управляющего
- 3.4 Организация труда антикризисного (арбитражного) управляющего
- 4 Взаимодействие с профсоюзами в процессе антикризисного управления
- 4.1 Цели и принципы профсоюзного движения, его роль в антикризисном управлении
- 4.2 Социальное партнерство в антикризисном управлении
- 4.3 Регулирование социально-трудовых отношений в процессе антикризисного управления
- 4.4 Социальные конфликты и ведение переговоров с профсоюзами
- 4.5 Основные направления действий профсоюзов в условиях кризиса
- 5 Экономическая безопасность общества
- 5.1 Понятие экономической безопасности. Ее место в структуре национальной безопасности
- 1. Определите вид деятельности менеджеров по аку:
- Антикризисное управление Модуль 3