1.1 Конфликты в развитии организации
Известно, что организация – это сложная система с множеством взаимосвязей и социальных взаимодействий. Это своего рода организм, который живет и развивается по определенным законам. Взаимоотношения между персоналом организации характеризуются сочетанием сотрудничества и конкуренции, т.е. люди (или группы людей) в процессе своей трудовой деятельности испытывают зависимость друг от друга и в то же время преследуют собственную выгоду.
Существование и развитие всякой организации связано с постоянным возникновением и разрешением противоречий в борьбе различных сил как внутри, так и вне ее. Иногда противоречия принимают настолько острый характер, что переходят в конфликт.
Конфликт – это форма отношений между людьми, представляющая собой столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов двух или более людей. Конфликт не есть нечто исключительное, не синоним конфронтации, а способ преодоления противоречий, способ взаимодействия сложных систем, вид общения через состязание. Подсчитано, что конфликты и переживания персонала занимают около 15 % его рабочего времени. Еще больше времени тратят на урегулирование конфликтов и управление ими руководители – в некоторых организациях до половины рабочего регламента.
Современный менеджмент признает, что даже в организациях с эффективным управлением некоторые конфликты не только возможны, но и желательны. Во многих ситуациях конфликт помогает увидеть разнообразие точек зрения, большее число проблем, альтернатив их решения и т.д. Здесь речь идет о сотрудничестве, при котором руководители и подчиненные имеют возможность высказать свое мнение. В итоге дискуссия приводит к выработке взаимовыгодного и наиболее правильного решения. Подобное столкновение мнений тоже является конфликтом, но не разрушительным (деструктивным), а созидательным (конструктивным).
Конфликт не всегда можно с уверенностью определить как конструктивный или деструк-тивный. Он может выполнять и позитивную, и негативную функцию, иметь и отрицательные, и положительные последствия в зависимости от того, насколько внимательно относятся к нему руководители и насколько умело ими управляют.
На схеме (рисунок 1.1) слева приведены отрицательные последствия конфликта, которые в дальнейшем могут серьезно осложнить ситуацию в организации, справа – потенциальные положительные последствия конфликта, которые могут способствовать успешной работе организации и улучшить ее социально-психологический климат. Более того, можно утверждать, что существует необходимый минимум конфликтности в рабочих группах, способствующий поддержанию определенного тонуса социальной активности.
Рисунок 1.1. Функции конфликтов в организациях
Конфликт способен оказать положительное воздействие и на развитие отдельной личности, потому что он активизирует самосознание, стимулирует раскрытие способностей работника. Следует также отметить положительную функцию конфликта, которая заключается в том, что он сигнали-зирует о неблагополучии в организации. При этом наблюдается следующая зависимость: чем больше имеется объективных оснований и причин для развития конфликта, тем непосредственнее он указывает на то или иное отклонение социально-производственной ситуации от оптимальной.
Наиболее опасным негативным последствием конфликта является его затягивание и нагнетание в организации таких взаимоотношений, которые в сочетании с другими факторами (экономическими, политическими и т.д.) могут привести к созданию кризисной ситуации.
Вместе с тем кризис сам неизбежно порождает конфликты, так как нарушает динамическое равновесие организации. Внутренние силы, пытаясь восстановить его, приходят в движение и начинают сталкиваться. Обостряются деловые и социоэмоциональные отношения между работниками, в результате чего возникают конфликты.
Таким образом, конфликт в некоторых ситуациях может спровоцировать в организации кризис, а тот, в свою очередь, неизбежно создает почву для новых конфликтов.
Наличие конфликта в организации еще не свидетельствует о ее кризисном состоянии. Но если конфликты возникают слишком часто, а решение их затягивается, это свидетельствует о наличии в организации серьезных проблем, которые следует диагностировать и найти их решение. В противном случае организация не будет успешно развиваться и может войти в состояние кризиса. Чтобы конфликты не имели разрушительных для организации последствий, руководители должны уделять им особое внимание.
Управление конфликтами является важной составной частью процесса регулирования социально-производственных отношений в организации. Это одно из условий антикризисного управления. Для реализации его на практике необходимо:
• осознание менеджерами вероятных предпосылок и причин возникновения конфликтных ситуаций;
• понимание механизма развития конфликта как процесса;
• умение применять в практике управления методы разрешения конфликтов.
- Оглавление
- 1 Механизмы конфликтологии в антикризисном управлении
- 1.1 Конфликты в развитии организации
- 1.2 Причины конфликтов и их роль в антикризисном управлении
- 1.3 Процессы развития конфликта
- 1.4 Антикризисное управление конфликтами
- 2 Антикризисное управление персоналом предприятия
- 2.1 Антикризисные характеристики управления персоналом
- 2.2 Система антикризисного управления персоналом
- 2.3 Антикризисная политика в управлении персоналом
- 2.4 Принципы антикризисного управления персоналом
- 3. Особенности деятельности антикризисного управляющего
- 3.1 Назначение и область деятельности антикризисного управляющего
- 3.2. Модель антикризисного управляющего
- 3.3 Ролевая структура деятельности антикризисного управляющего
- 3.4 Организация труда антикризисного (арбитражного) управляющего
- 4 Взаимодействие с профсоюзами в процессе антикризисного управления
- 4.1 Цели и принципы профсоюзного движения, его роль в антикризисном управлении
- 4.2 Социальное партнерство в антикризисном управлении
- 4.3 Регулирование социально-трудовых отношений в процессе антикризисного управления
- 4.4 Социальные конфликты и ведение переговоров с профсоюзами
- 4.5 Основные направления действий профсоюзов в условиях кризиса
- 5 Экономическая безопасность общества
- 5.1 Понятие экономической безопасности. Ее место в структуре национальной безопасности
- 1. Определите вид деятельности менеджеров по аку:
- Антикризисное управление Модуль 3