12.2. Реинжиниринг бизнес-процессов
Согласно определению М. Хаммера и Д.Чемпи реинжиниринг бизнес-процессов (BPR - Business process reengineering) определяется как «фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование бизнес-процессов (БП) для достижения коренных улучшений в основных показателях деятельности предприятия».
Целью реинжиниринга бизнес-процессов (РБП) является системная реорганизация материальных, финансовых и информационных потоков, направленная на упрощение организационной структуры, перераспределение и минимизацию использования различных ресурсов, сокращение сроков реализации потребностей клиентов, повышение качества их обслуживания.
Для компаний с высокой степенью диверсификации бизнеса, многообразием партнерских связей реинжиниринг бизнес-процессов обеспечивает решение следующих задач:
-
определение оптимальной последовательности выполняемых функций, которое приводит к сокращению длительности цикла изготовления и продажи товаров и услуг, обслуживания клиентов, следствием чего служат повышение оборачиваемости капитала и рост всех экономических показателей фирмы; оптимизация использования ресурсов в различных бизнес-процессах, в результате которой минимизируются издержки и обеспечивается оптимальное сочетание различных видов деятельности;
-
построение адаптивных бизнес-процессов, нацеленных на быструю адаптацию к изменениям потребностей конечных потребителей продукции, производственных технологий, поведение конкурентов на рынке и, следовательно, повышение качества обслуживания клиентов в условиях динамичности внешней среды;
-
определение рациональных схем взаимодействия с партнерами и клиентами и, как следствие, рост прибыли, оптимизация финансовых потоков.
Инжиниринг бизнес-процессов включает в себя реинжиниринг бизнес-процессов, проводимый с определенной периодичностью, например один раз в 5 - 7 лет, и последующее непрерывное улучшение бизнес-процессов путем их адаптации к изменяющейся внешней среде. Инжиниринг бизнес-процессов выполняется на основе применения инженерных методов и современных программных инструментальных средств моделирования бизнес-процессов совместными командами специалистов компании и консалтинговой фирмы.
В соответствии с определением Е.Г. Ойхмана и Э.В. Попова: «Реинжиниринг бизнеса предусматривает новый способ мышления - взгляд на построение компании как на инженерную деятельность. Компания или бизнес рассматривается как нечто, что может быть построено, спроектировано или перепроектировано в соответствии с инженерными принципами» .
Реинжиниринг бизнес-процессов нельзя отождествлять с решением таких задач, как автоматизация процессов обработки информации, реинжиниринг программного обеспечения, реорганизация организационной структуры, улучшение качества продукции и услуг, которые могут решаться самостоятельно и независимо друг от друга. Вместе с тем предполагается их обязательное комплексное решение при реинжиниринге бизнес-процессов.
Реинжиниринг бизнес-процессов возможен только на основе интегрированных корпоративных информационных систем, которые обеспечивают поддержку управлению деловыми процессами на всех уровнях. В отличие от канонического подхода к автоматизации отдельных функций управления в виде локальных АРМов, не изменяющих существующую технологию управления, использование корпоративных экономических информационных систем (КЭИС) предполагает трансформацию системы управления на основе концепции автоматизации управления сквозными бизнес-процессами. Причем адаптация структуры КЭИС к изменениям потребностей системы управления должна быть непрерывной.
Общими требованиями к созданию корпоративных экономических информационных систем, обеспечивающих эффективный реинжиниринг бизнес-процессов предприятий, являются:
- модульность, предполагающая разработку и внедрение ЭИС по отдельным программным комплексам, которые автоматизируют определенные виды деятельности предприятия и комплексируются между собой; интегрируемость (интероперабельность), позволяющая осуществлять информационный обмен между программными комплексами через общую базу данных на основе стандартов представления форматов данных и интерфейсов; адаптивность, обеспечивающая настраиваемость программных комплексов на различные схемы организации бизнес-процессов; масштабируемость, позволяющая наращивать число автоматизированных рабочих мест ЭИС по мере внедрения программных комплексов и расширения предприятия без потери эффективности эксплуатации ЭИС;
- открытость (переносимость), реализующая сопряжение программных комплексов со стандартными программными приложениями через механизмы OLE, например программами Microsoft Office, и с внешними приложениями других информационных систем через API-интерфейс (Application Programming Interface), например NTERNET - приложениями; конфиденциальность, предполагающая настройку прав доступа пользователей к информационной системе в зависимости от уровня компетенции.
Реинжиниринг бизнес-процессов предполагает изменение архитектуры корпоративной экономической информационной системы, которая призвана:
- на оперативном уровне обеспечить ускорение информационных потоков, связывающих участников деловых процессов, и улучшить синхронизацию одновременно выполняемых деловых процессов; на тактическом уровне способствовать повышению качества принимаемых управленческих решений, позволяющих адаптировать деловые процессы к изменению внешней среды;
- на стратегическом уровне обеспечивать процесс принятия решений относительно проектирования новых и перепроектирования существующих бизнес-процессов.
- на оперативном уровне создаются системы обработки транзакций (OLTP - On-Line Transaction Processing), которые призваны упростить организацию и управляемость деловыми процессами на основе принципов горизонтального и вертикального сжатия процессов, централизации (децентрализации).
Горизонтальное сжатие процесса - несколько рабочих процедур объединяется в рамках создания многофункционального автоматизированного рабочего места, подключаемого к комплексной системе автоматизации управления. Характер деятельности непосредственных исполнителей деловых процессов становится информационным. Автоматизация множества операций позволяет концентрировать выполнение множества функций одним работником с меньшей квалификацией. Например, при приеме заказа от клиента выполняется не только его регистрация, но и планирование выполнения. В ходе планирования проверяется достаточность всех необходимых ресурсов, осуществляется их выделение, назначаются сроки выполнения, корректируется общий план-график работ, создаются заказы-наряды на выполнение работ для производственных подразделений и снабжения, причем планирование работ выполняется автоматически с помощью последовательности взаимосвязанных процедур. Кроме того, с помощью экспертной системы в случае достаточно дорогостоящих заказов может быть выполнена проверка финансового состояния клиента. В результате концентрации функций на одном автоматизированном рабочем месте обеспечивается более быстрое и качественное обслуживание клиента.
Вертикальное сжатие процесса - организация и контроль выполнения делового процесса со стороны менеджеров на основе использования локальных вычислительных сетей с архитектурой «клиент-сервер», систем управления потоками работ и распределенных баз данных. В частности, через распределенную базу данных работники предприятия обмениваются между собой информацией, в которой все изменения отражаются в реальном масштабе времени и становятся доступными параллельно для всех заинтересованных участников бизнес-процесса. Система управления рабочими потоками (workflow) оперативно связывает по локальной вычислительной сети операции исполнителей из различных подразделений внутри предприятия и программные приложения в сквозные бизнес-процессы, которые контролируются руководством предприятия как единым целым. При этом шаги процесса выполняются в естественном порядке при допустимом распараллеливании работ.
Электронное связывание участников бизнес-процесса через технологию управления потоками работ позволяет оперативно доставлять результаты выполненной работы до последующих исполнителей, автоматически сигнализируя о конце предыдущей операции. Таким образом, сокращаются затраты времени на межоперационные переходы. При этом достигается более гибкое планирование и использование имеющихся ресурсов. С помощью перечисленных информационных технологий появляется возможность динамического формирования рабочих групп для выполнения конкретного процесса (заказа, проекта), в которые входят работники из различных структурных подразделений. Такие рабочие группы управляются независимо от структурной принадлежности исполнителей единственным менеджером процесса. Процессные рабочие группы более гибки с точки зрения адаптации к конкретным потребностям и не требуют сложных согласований при выполнении работ в рамках традиционной иерархической структуры управления, например, как в случае гибкого формирования рабочей группы из представителей отделов маркетинга, проектирования, продаж, производства и закупок для организации выпуска новой продукции на рынок.
Электронные коммуникации и безбумажная технология рабочих потоков позволяют сделать более прозрачным контроль исполнения процесса, когда в каждый момент времени можно знать его состояние на конкретных рабочих местах, отклонения в процессах сразу становятся автоматически известными для всех заинтересованных исполнителей и менеджеров. Развитые интеллектуальные информационные системы позволяют заблаговременно осуществлять диагностику и прогнозирование развития процессов. В этих условиях менеджерам нет необходимости осуществлять контроль исполнения процессов посредством сбора бумажных отчетов. Мониторинг бизнес-процессов становится более оперативным, не требуется поддержание большого штата управляющего персонала среднего звена.
Кроме того, возможность оперативной связи участников процессов с менеджерами в случае возникающих проблем посредством электронной почты, проведения теле- и видеоконференций также повышает оперативность принятия решений без потери времени на проведение традиционных совещаний. Принимаемые управленческие решения моментально становятся известными через электронную почту и доски объявлений всем участникам бизнес-процесса. Таким образом, сокращается число уровней управления на предприятии.
Централизованное (децентрализованное) управление процессом - координация выполнения операций процесса территориально-распределенными структурными подразделениями предприятия или предприятиями-партнерами на основе использования глобальной вычислительной сети Intranet/Internet, стандартов электронного обмена данными (EDI - Electronic Data Interchange) и компонентной технологии программных интерфейсов DCOM, CORBA.
Реализация этого принципа приводит к созданию виртуальных компонентов организационной структуры. Такие компоненты либо физически не сосредоточиваются в одном месте, например в случае «домашней» (home office) организации труда отделов снабжения, продаж, проектирования, либо вообще физически не организуются. Например, вместо отделов продаж создаются автоматизированные системы электронных магазинов, а вместо складов вводятся виртуальные запасы, которые поставляются точно в требуемый для производства срок. Такая организация позволяет ускорить и повысить точность выполнения процессов, а также экономить издержки, связанные с необходимостью поддержания физических компонентов организационной структуры. В качестве организационных форм компаний, активно использующих электронное взаимодействие, рассматриваются:
посреднические фирмы, связывающие клиентов и поставщиков продукции и услуг;
холдинги с разветвленной сетью филиалов и дочерних предприятий, организуемых в соответствии с внутрифирменными видами деятельности и сервисами; консорциумы с интеграцией предприятий по цепочке поставок; виртуальные предприятия с динамическим взаимодействием предприятий в рамках конкретных проектов. На тактическом уровне управления для оптимизации выполнения бизнес-процессов требуется применение автоматизированных систем планирования и управления, которые позволяют своевременно выявлять потребность в ресурсах и обеспечивать ее реализацию. К таким системам относят системы управления ресурсами следующих классов:
MRP I (Material requirements planning) - планирование потребности в материалах под производственную программу или производственный заказ; MRPII (Manufacturing resource planning) - планирование производства, включая определение потребности в материалах, производственных мощностях и трудовых ресурсах; DRP (Distribution resource planning) - планирование использования запасов в сети; ERP (Enterprise resource planning) - комплексное планирование работы предприятия, включая обеспечение финансовыми ресурсами в соответствии с производственной программой. К особенностям применения современных ERP-систем относятся: автоматизация разнообразных методов планирования и управления бизнес-процессами от позаказного до массового производства с возможностью их рационального сочетания и настройки на особенности конкретного предприятия; интегрированное использование подсистем учета, анализа и планирования сбыта, производства, снабжения и финансирования в разрезе отдельных центров затрат и ответственности компании в целом;
- реализация современной технологии бюджетирования и обеспечения динамической увязки необходимых ресурсов по всему спектру бизнес-процессов на основе управленческого учета затрат и анализа консолидированной отчетности;
- бизнес-планирование и управление отдельными заказами (проектами) с учетом возможных рисков во внешней среде и ресурсных ограничений предприятия;
- сокращение горизонта оперативного планирования до недель, дней и даже по мере появления каждого нового заказа. На стратегическом уровне обоснование принятия решений по выпуску новой и модернизации существующей продукции, расширению или сокращению финансово-хозяйственной деятельности предполагает широкое использование систем поддержки принятия управленческих решений на базе применения экономико-математических методов моделирования, экспертных систем, статистических методов прогнозирования, методов интеллектуального анализа данных. В условиях динамичности рынка, обострения конкуренции, комплексности управления бизнес-процессами к современным системам поддержки принятия управленческих решений предъявляются следующие требования: интеграция множества внешних и внутренних источников маркетинговой, производственной и финансовой информации на основе концепции управления знаниями;
- повышение оперативности анализа эффективности бизнес-процессов и прогнозирование их развития; расширение сферы лиц, участвующих в подготовке и принятии управленческих решений;
- гибкое формулирование информационных потребностей для анализа и прогнозирования бизнес-процессов непосредственно лицами, принимающими решения;
- использование разнообразных методов анализа и прогнозирования бизнес-процессов;
- автоматизация извлечения знаний о закономерностях в развитии ситуаций для принятия своевременных решений.
Для реализации перечисленных требований в настоящее время широко используются информационные хранилища (Data Warehouse), системы оперативного анализа данных (ОLAP - Online Analytical Processing) и интеллектуального анализа данных (Data Mining). Такие системы по сравнению с традиционными системами анализа и прогнозирования на основе применения экономико-математических моделей, баз экспертных знаний и статистических методов имеют преимущества в гибкости и скорости составления запроса и получения ответа, доступности применения, поэтому они могут применяться не только для обоснования стратегических решений, но и при принятии тактических решений. Так, для руководителей предприятия создаются системы мониторинга эффективности финансово-хозяйственной деятельности - информационные системы руководителей (EIS - Executive Information Systems), которые могут специализироваться по конкретным проблемным областям, например, в логистике, маркетинге, финансах и т.д.
Для реализации перечисленных требований многие методы и средства канонического проектирования ЭИС, предназначенные для локальной автоматизации управленческих процессов, становятся непригодными, и только методы и средства индустриального проектирования ЭИС на основе применения CASE, RAD и компонентной технологий позволяют осуществлять быструю разработку и адаптацию проектных решений в соответствии с динамически изменяющимися потребностями.
- 1. Основы информационных технологий управления
- 1.1. Основные понятия
- 1.2. Параметры управления
- 1.3. Виды систем управления.
- Управление в технических системах
- Организационное управление
- 1.4. Информационные системы
- 1.5. Управленческая деятельность
- 1.6. Совершенствование управленческой деятельности
- 1.7. Выбор структуры системы управления
- 2. Информатизация процессов управления
- 2.1. Методологии обработки информации средствами эвм
- 2.2. Информация и ее роль в процессе управления
- 2.3. Информационные технологии, основные виды и их использование в современном бизнесе
- 2.4. Информационная технология управления
- 2.4.1. Характеристика и назначение
- 2.4.2. Основные компоненты
- 2.5. Информационные системы управления (ису)
- 2.6. Современные методологии оу
- 2.7. Новые информационные технологии организационного управления (исм)
- 2.8. Информационные модели
- 2.9. Инструменты оу
- 2.10. Классификация систем организационного управления
- 3. Системный подход в анализе управления организацией
- 3.1. Структура методологического знания
- 3.1.1. Системный подход
- 3.1.2. Понятие «система»
- 3.2. Системный анализ деятельности организации
- 3.2.1. Понятие организации
- 3.2.2. Функции организации
- 3.2.3. Модель деятельности организации
- 3.2.4. Функционально-ориентированная (иерархическая) организация
- 3.2.5. Процессно-ориентированная организация
- 3.2.6. Организация как система
- 3.2.7. Цель организации
- 3.3. Структурный анализ организации.
- 3.3.1. Структура организации
- 3.3.2. Структурный анализ
- 3.3.3. Методология структурного анализа организации
- 3.3.4. Средства структурного анализа организации
- 3.3.5. Этапы структурного анализа организации
- 3.4. Понятия модели и моделирования
- 3.4.1. Признаки классификации моделей
- Классификация моделей по закону функционирования
- Классификация моделей по признаку соответствия «Модель-Оригинал»
- 3.4.2. Требования к нотации
- 4. Методические основы создания автоматизированных систем организационного управления
- 4.1. Виды обеспечений асоу
- 4.2. Основные определения
- 4.3. Модели и методы проектирования асоу
- 4.4. Этапы проектирования системы поддержки принятия решений
- 4.5. Технологии проектирования информационных систем в асоу
- 4.6. Требования к проектируемой информационной технологии управления организацией
- 5. Информационное обеспечение информационной системы и информационной технологии управления организацией
- 5.1. Классификация управленческой информации
- 5.2. Состав информационного обеспечения асоу
- 5.3. Варианты организации информационного обеспечения асоу
- 5.4. Использование искусственного интеллекта для построения экспертных систем в асоу
- 6. Техническое и программное обеспечение информационной системы и информационной технологии управления организацией
- 6.1. Техническое обеспечение асоу
- 6.2. Программное обеспечение асоу
- 6.3. Пакет прикладных программ формирования бизнес-планов.
- 6.4. Интегрированные пакеты программ
- 6.5. Интегрированные системы управления проектами
- 7. Информационные технологии в системах управления
- 7.1. Процедуры обработки информации
- 7.2. Режимы обработки информации в асоу
- 7.3. Интегрированные технологии обработки информации в асоу
- Контрольные вопросы
- 8. Планирование и управление основной деятельностью промышленного предприятия
- Развитие систем управления предприятием
- Метод управления запасами и производством по точке перезаказа
- Методы планирования необходимых материалов (mrp) и планирования производственных ресурсов (mrp-II)
- Расчет необходимых материалов
- Планирование мощностей Определение загрузки производственных мощностей и возможности реализации потребности.
- Компьютерная система mrp-II
- Основные функции системы mrp II
- Данные об изделиях
- Управление операциями
- Планирование
- Формирование основного производственного плана
- Обслуживание клиентов
- Финансы и учет затрат
- Erp как замкнутая система
- «Точно-Во-Время» (Just-In-Time, jit)
- Теория ограничений (Theory of Constraints, toc)
- 8.8. Синхронное планирование (Advanced Planning & Scheduling – aps)
- 8.9. Интегрированное производство (Computer Integrated Manufacturing, cim)
- 8.10. Электронный бизнес, crm, erp-II и т.Д.
- 9. Защита информации в автоматизированных системах организационного управления
- 10. Информационные технологии стратегического менеджмента на предприятии
- 11. Информационные системы управления в асоу
- Классификация ис
- Задачи, обеспечиваемые ис в асоу
- Граница ответственности ису
- Задачи (параметрические условия), решаемые при проектировании ису
- Ресурсы управляемые ису
- Этапы развития ису организации
- Требования к ису
- Результаты внедрения ису
- Контроллинг
- Реинжиниринг бизнес-процессов и проектирование корпоративной электронной асоу
- 12.1. Бизнес-процессы на предприятии
- 12.2. Реинжиниринг бизнес-процессов
- 12.3. Этапы реинжиниринга бизнес-процессов
- 12.4. Идентификация бизнес-процессов
- 12.5. Обратный инжиниринг
- 12.6. Разработка моделей новой организации бизнес-процессов
- 12.7.Реализация проекта реинжиниринга бизнес-процессов
- 12.8. Внедрение проекта реинжиниринга бизнес-процессов
- 12.9. Методологии моделирования проблемной области
- Объектная структура
- Функциональная структура
- Структура управления
- Организационная структура
- Техническая структура
- 13. Надежность управления с применением информационных технологий
- 13.1. Надежность систем управления
- 13.2. Основные понятия надежности
- Создание надежных систем управления
- Общий порядок оценки надежности су
- Обеспечение надежности разрабатываемой (модернизируемой) су
- Системная надежность компьютерных технологий управления
- Параметры надежности
- Информационные технологии создания надежных систем управления
- Методология структурного анализа и проектирования
- Программное обеспечение как надежная система технологий управления
- 13.12.Технологии повышения безошибочности ит программ
- Технологии отладки программ
- Обобщенная структура и состав автоматизированной системы организационного управления
- Общие требования к системе
- Структура системы учета и управления предприятием
- Подсистема управления торговлей и складом
- Подсистема бухгалтерского учета
- Подсистема управления производством