logo
Konspekt_lektsy_po_ASOU_7

8.10. Электронный бизнес, crm, erp-II и т.Д.

В настоящее время в западной, так же как и в российской компьютерной и около компьютерной прессе то и дело вспыхивают дискуссии — какие новые концепции управления будут использоваться предприятиями в 21 веке. Среди последних, наиболее «модных» системы можно выделить следующие:

Все эти термины, отдельно или вместе взятые звучат весьма привлекательно. Все соответствующие этим терминам программные продукты призваны, по обещаниям продающих их компаний значительно повысить конкурентоспособность компаний. При этом, многие компании, независимые консультанты и т.п., реально формирующие терминологию путем публикации статей, организации семинаров и т.п. формируют у предприятий очень опасную иллюзию, что внедрив эти супер новые системы управления, предприятие сразу же получит огромную отдачу от их использования. При этом, однако, всегда забывается (или умышленно не упоминается) то, что для повышения своей конкурентоспособности компания должна иметь надежную базу, в виде эффективной системы (методов и соответствующей компьютерной системы) управления. С помощью может быстрее обслуживать клиентов, производить с меньшими затратами, и следовательно продавать по более низким ценам по сравнению с конкурентами.

Что же нужно сделать для этого. Трудно дать простой и определенный ответ, так как его не существует. Однако, прежде чем начинать внедрение э-бизнеса или CRM системы, помните, что быстро принять заказ через Интернет и знать всю историю взаимоотношения с клиентом явно недостаточно, чтобы удержать его или завоевать нового. Прежде всего, необходимо: снизить брак, сократить сроки выполнения заказов, повысить качество, снизить себестоимость и т.п. Начните с анализа своего предприятия и сравните его с конкурентами. Такой анализ предполагает определение лучших компаний из тех, что работают в вашей отрасли, а также анализ того, почему эти компании считаются лучшими. Далее, попробуйте стать такими же, как они. Наконец, последний шаг заключается в том, чтобы превзойти остальных хотя бы по одному из параметров, после чего предприятие может по праву считаться лучшим в своей области бизнеса.

На большинстве российских предприятий (как, впрочем, и на многих западных) всегда пытаются найти некий универсальный ответ, позволяющий решить все проблемы одним махом. Почти ежегодно появляется новая концепция, новый подход, который быстро становится модным и поначалу кажется «абсолютной истиной». Позвольте вас огорчить: универсального решения, к сожалению, не существует. Все зависит только от нас самих, и единственно реальный путь — это совершенствование наших собственных подходов к управлению. Мы должны лучше понять наши продукты, наши процессы, наши ресурсы, наших людей, наш рынок. Мы должны использовать это понимание для того, чтобы принимать верные решения и делать осознанный выбор. Мы должны действовать, действовать, действовать…

В этом нам могут помочь некоторые инструменты, позволяющие управлять информацией, которые столь необходимы в свете вышесказанного. Один из таких инструментов — MRP II, хотя он и не единственный из тех, которые могут быть полезны. Философия JIT помогает нам сфокусировать внимание на тех моментах, которые могут привести к реальным позитивным сдвигам. Если вы способны работать быстро, на уровне мировых производителей системы Синхронного Планирования позволят вам «выжать» все из своего предприятия. CIM — это и концепция, и набор инструментов, которые могут помочь в наших стараниях создать сплоченную команду и скоординировать усилия ее членов. То же самое можно сказать и о CRM и о средствах электронного бизнеса. Все эти средства действительно могут оказать предприятию неоценимую помощь, но все это — не более чем инструменты, и компании ни в коем случае не могут позволить себе смотреть на них как-то иначе.

В заключении еще раз хотелось бы подчеркнуть, что из себя представляют описанные выше концепции и методы управления.

MRP — алгоритм расчета необходимых для реализации производственного плана материалов и компонентов.

MRP-II — алгоритм расчета необходимых для реализации производственного плана ресурсов (материалы/компоненты, производственные мощности и людские ресурсы, финансовые ресурсы, и т.п.). Концепция управления. Так же — класс компьютерных систем управления предприятием, охватывающих все основные области деятельности предприятия: планирование, производство, закупки, продажи, финансы.

ТВВ — концепция управления предприятием основанная на очень простой истине: постоянно анализируйте все процессы предприятия, и если какие-либо из них не повышают потребительской стоимости товаров повышая при этом их себестоимость — попробуйте убрать их.

ТО — теория ограничений. Концепция управления предприятием, направленная на управление главным образом «узкими местами».

ERP — компьютерная система управления предприятием, построенная на базе алгоритмов управления MRP-II, так же позволяющая реализовать концепции JIT и TOC. В настоящее время современные ERP системы включают в себя так же модули Синхронного планирования, CRM, и решения для э-бизнеса.

Описанным выше методам пророчат смерть уже не менее, как 10 или более лет. Тем не менее, концепции MRP-II, ТВВ, TO продолжают использоваться, и, более того, ничего принципиально нового (если не считать рекламной шумихи) на сегодняшний день пока не придумано.

Контрольные вопросы

  1. Перечислите основные функции формата управления MRP.

  2. Чем отличается концепция MRP от MRP-II?

  3. Каковы особенности системы управления предприятием ЕRP?

  4. Что представляет собой концепция управления Точно-Во-Время?

  5. Назовите основные принципы теории ограничений.

  6. Где применяется система управления CRM (Customer Relationship Management)?

  7. Что представляет собой интегрированное производство CIM (Computer Integrated Manufacturing)?