logo
Konspekt_lektsy_po_ASOU_7

Структура системы учета и управления предприятием

В структуре автоматизированной системы учета и управления предприятием выделяют функциональные и обеспечивающие подсистемы.

Функциональные подсистемы выполняют функции управления производственно-хозяйственной деятельностью предприятия. Такими функциями являются: подготовка производства. Снабжение, комплектация, управление запасами и складской учет, планирование производства, сбыт продукции, финансовое планирование, бухгалтерский учет, экономический анализ производственно-хозяйственной деятельности, управление персоналом.

На рис. 14.1 представлена обобщенная структурная схема автоматизированной системы управления предприятием, состоящая из следующих функциональных подсистем: административного управления, бухгалтерского учета, управления торговлей и складом (или оперативного управления), производством, персоналом.

Рис. 14.1. Структура АСОУ

Подсистемы могут иметь модульную структуру, при этом набор модулей для разных предприятий может быть различным. Модули реализуют относительно законченные функции в составе подсистем.

Система в целом, любая подсистема или модуль могут рассматриваться как совокупность автоматизированных рабочих мест (АРМ), входящих в состав одной из функциональных подсистем, например, АРМ директора, главного бухгалтера, начальника отдела кадров, менеджера по снабжению, менеджера по сбыту, кладовщика, кассира, начальника производственного цеха, начальника отдела подготовки производства и т.д. Состав и количество автоматизированных рабочих мест определяется структурой, видом деятельности и размерами предприятия.

Носителем информации в системе является документооборот. При полной автоматизации учета и управления предприятием внутренний документооборот является электронным и обычно дублируется обычными бумажными документами. Входящие и исходящие документы оформлены на бумаге и заполняются в соответствии с принятыми формами или на специальных бланках (например, доверенность).

Обеспечивающие подсистемы выполняют функции управления самой компьютерной системой, т.е. техникой и программным обеспечением. Эти подсистемы также можно представить в виде совокупности автоматизированных рабочих мест, таких, как АРМ администратора, АРМ администратора по обмену данными с удаленными подсистемами и т.д. Обслуживающий персонал выполняет функции администрирования, резервного копирования и восстановления после сбоев, настройки программного обеспечения системы и отдельных рабочих мест, наладки и ремонта компьютеров и остальных технических средств.

Ядром компьютерной системы управления предприятием является одна из систем управления базами данных (СУБД), которая выполняет функции хранения и, в случае использования серверной СУБД, первичной обработки данных. Хранилище данных располагают на отдельном компьютере (сервере базы данных БД), на котором устанавливается обычно клиентское программное обеспечение «АРМ администратора». В больших системах серверов БД может быть несколько. АРМ функциональных подсистем получают, обновляют и дополняют информацию БД, аппаратно связываясь с сервером БД, используя локальную сеть или телефонную линию (модем). Пример структуры компьютерной сети приведен на рис. 14.2.

Рис. 14.2. Пример организации компьютерной сети предприятия

АРМ представляет собой компьютер или терминал с установленным на нем специализированным программным обеспечением.

Программное обеспечение включает в себя СУБД и комплекс программ для решения задач функциональных и обслуживающих задач. Программы, реализующие АРМ, обмениваются данными с сервером БД с помощью специальных протоколов. В случае использования серверной СУБД, например MSSQL Server или ORACLE, обработка данных в основном осуществляется на сервере БД, а рабочие станции берут на себя функции пользовательского интерфейса. Этот вариант реализации системы является более надежным, производительным и удобным, но и более дорогим в плане стоимости программного обеспечения. При использовании локальной СУБД, например ACCESS, вся обработка массивов информации выполняется на рабочих станциях, что приводит к повышенным требованиям к мощности компьютеров и сетевого оборудования.

Большие системы управления предприятием, например «Галактика» или «R3», ориентированы на использование серверных СУБД. Наиболее распространенная в нашей стране версия системы «1С Предприятие» использует для хранения информации локальную СУБД. Выбор того или иного варианта реализации системы основывается на потребностях и финансовых возможностях конкретного предприятия.