«Точно-Во-Время» (Just-In-Time, jit)
Термин Точно-Во-Время (ТВВ, Just-In-Time, JIT) уже упоминался ранее при обсуждении поставок необходимого количества запасов точно к заданному сроку. Этот метод приобрел столь широкий резонанс, прежде всего, в результате его успешного применения японскими компаниями. Тем не менее, смысл этого понятия не ограничивается точностью сроков поставок материальных ресурсов.
Управление предприятия по ТВВ — в настоящее время чрезвычайно модная тема, как на западе, так и в России. Очень часто, пытаясь внести элемент новизны в эту, достаточно старую (почти 50 лет) концепцию управления, многие авторы называют ее другими именами, например гибкое производство (Lean Manufacturing), прозводство-без-складов, КАНБАН и т.п. Не всегда этот метод трактуется одинаково разными авторами. У нас в стране существует практически полное непонимание этого метода. В качестве ответа на вопрос, что же такое ТВВ по вашему мнению, чаще всего можно услышать ответы: работа предприятия без складов и без запасов (это вообще возможно?- авт.); закупка/производство точно-во-время (это уже лучше), КАНБАН (что это такое?), работа «с колес» (наши предприятия очень часто работают «с колес» из-за неразберихи в снабжении, а это не есть ТВВ).
Итак, что же такое ТВВ, и в чем сущность этого метода. Метод управления предприятием ТВВ может быть описан очень просто. Если предприятие хочет работать по ТВВ, надо ПОСТОЯННО БОРОТЬСЯ СО ВСЕМИ ПОТЕРЯМИ НА ВАШЕМ ПРЕДПРИЯТИИ.
Вот так, все очень просто, и никаких формул, вычислений и компьютерных программ. Применяется это правило, и АвтоВАЗ начинает выпускать такие-же машины как и Тойота…
Что же такое потери, и как с ними бороться. С точки зрения ТВВ, потери, это все те действия и объекты предприятия, которые не повышают потребительскую стоимость выпускаемой продукции, увеличивая при этом ее цену. Это очень важное определение, отражающее ориентацию методологии ТВВ. Конкретизируя «то, что повышает стоимость», наш взгляд распространяется на любые аспекты, которые могут повлечь возможные улучшения. Из этого определения определяются все объекты и действия увеличивающие себестоимость продукции на промышленном предприятии, а так же методы их устранения.
Запасы (материалов, незавершенного производства и готовой продукции). Увеличивают себестоимость продукции, за счет стоимости хранения, потерь и т.д. Кроме того запасы скрывают проблемы. Выход — поставка и производство точно-во-время, уменьшение размера закупаемых и производимых партий.
Время производства — возможные потери клиентов. Выход — сокращение времени наладки оборудования, сокращение производственных партий, организация линий и сокращение расстояний перемещения между рабочими центрами и складами.
Брак — не требует пояснений. Выход — превентивное обслуживание оборудования, выяснение причин брака и т.п.
И еще несколько неочевидных примеров.
Лишний персонал или все действия персонала, не увеличивающие потребительской стоимости продукции.
Компьютерная система (!). Да, именно компьютерные системы, о необходимости которых авторы говорили, и не раз будут говорить на протяжении всей этой книги. Уточним нашу позицию: авторы искренне считаю, что подавляющему большинству российских предприятий необходимы современные интегрированные системы управления, но автоматизация не нужна ради автоматизации. Использование системы целесообразно и оправдано только так, где с ее помощью возможно сократить потери.
Как было показано выше, и MRP и MRP II методы так же были нацелены на устранение излишних запасов. В силу этого и MRP, и MRP II можно по праву считать вполне совместимыми и созвучными философии ТВВ. Программные продукты, поддерживающие MRP II или ТВВ. Более того, на практике большинство программных продуктов, при помощи которых реализуются методы управления ТВВ — это MRP-II системы.
Вернемся к еще одному термину, часто вызывающему недопонимание, — Канбан1 (Kanban). Канбан — это метод управления производством и запасами без применения компьютерной системы. Этот метод управления был разработан компанией Тойота в рамках перехода на управление по ТВВ. В силу этого, очень часто систему управления Канбан называют системой Тойота, и вероятно отсюда идет путаница между ТВВ и Канбан. Если , как было отмечено выше, ТВВ — метод, или более того, философия управления предприятием, то Канбан, — методика управления запасами и производством в рамках ТВВ. Сущность метода — использование простых физических сигналов, карточек, пустых контейнеров или световых сигналов, в соответствии с которыми производиться отпуск материалов со склада, запуск производства, отгрузка потребителю.
Основная идея Канбан не нова. Ее основа — все тот-же хорошо известный упоминавшийся ранее метод управления по ТП. В данном случае это двухконтейнерная точка перезаказа.
Представьте себе некомпьютеризированный рабочий участок, на котором необходимые для производства детали хранятся в двух контейнерах.
Когда один из контейнеров становится пуст, детали начинают поставляться из второго контейнера. В это время пустой контейнер, подлежит новому заполнению. Таким образом, факт наличия пустого контейнера в производственной зоне — это сигнал к началу пополнения запаса. Отличие от «компьютерного» управления по точке перезаказа заключается в том, что минимальный уровень запаса определяется не компьютером, а кладовщиком/мастером цеха или склада, который совершает контролирует наличие пустых контейнеров и заменяет их на полные, перемещая пустые в зону пополнения: предыдущий рабочий участок, склад материалов, либо поставщик. Вместо контейнеров могут перемещаться карточки, которые и будут служить сигналом к пополнению количества, определяемого емкостью контейнера, либо информацией на карточке. При этом, в зависимости от спроса, количество контейнеров/карточек может быть увеличено.
Поскольку в системе Канбан объем поставок (производства) компонент определяется их фактическим использованием, Канбан не может принимать во внимание ожидаемые в будущем изменения в спросе. Так же, как и метод точки перезаказа, Канбан является системой «вытягивания» и поэтому несопоставим с ПНМ методом (системой «выталкивания»). Однако, на практике многим компаниям удается сочетать преимущества ПНМ с саморегулирующим способом производства Канбан, в результате чего получается довольно эффективная гибридная система. В такой системе Канбан используется для управления производством/поставками массовых деталей, например нормалей. При этом, для расчета необходимого количества карточек используются данные MRP-II системы (как правило, это ОПП и прогноз).
Вывод: Идеология MRP-II отличается от идеологии, лежащей в основе концепции Точно-Во-Время, которая сфокусирована на задаче идентификации и снижении всех действий, не приносящих добавочной стоимости для готовой продукции. Не существует так же алгоритма или специального программного обеспечения, которые определяли бы ТВВ так же, как это сделано для MRP-II. Вместо этого в концепции ТВВ акцент делается на «человеческом факторе» — на том, чтобы люди постоянно изыскивали возможности для улучшения деятельности предприятия.
При этом, некоторые из компьютерных систем часто называют ТВВ-системами. На практике это означает лишь наличие функциональности, позволяющей упростить функции расчета потребностей в материалах, которые должны быть доставлены в точном количестве и точно в нужный срок (т.е. точно-во-время), регистрации выполнения рабочих заданий, и упростить процесс управления производством. Авторы считают, что компьютерная система управления современным промышленным предприятием в обязательном порядке должна иметь такую функциональность.
- 1. Основы информационных технологий управления
- 1.1. Основные понятия
- 1.2. Параметры управления
- 1.3. Виды систем управления.
- Управление в технических системах
- Организационное управление
- 1.4. Информационные системы
- 1.5. Управленческая деятельность
- 1.6. Совершенствование управленческой деятельности
- 1.7. Выбор структуры системы управления
- 2. Информатизация процессов управления
- 2.1. Методологии обработки информации средствами эвм
- 2.2. Информация и ее роль в процессе управления
- 2.3. Информационные технологии, основные виды и их использование в современном бизнесе
- 2.4. Информационная технология управления
- 2.4.1. Характеристика и назначение
- 2.4.2. Основные компоненты
- 2.5. Информационные системы управления (ису)
- 2.6. Современные методологии оу
- 2.7. Новые информационные технологии организационного управления (исм)
- 2.8. Информационные модели
- 2.9. Инструменты оу
- 2.10. Классификация систем организационного управления
- 3. Системный подход в анализе управления организацией
- 3.1. Структура методологического знания
- 3.1.1. Системный подход
- 3.1.2. Понятие «система»
- 3.2. Системный анализ деятельности организации
- 3.2.1. Понятие организации
- 3.2.2. Функции организации
- 3.2.3. Модель деятельности организации
- 3.2.4. Функционально-ориентированная (иерархическая) организация
- 3.2.5. Процессно-ориентированная организация
- 3.2.6. Организация как система
- 3.2.7. Цель организации
- 3.3. Структурный анализ организации.
- 3.3.1. Структура организации
- 3.3.2. Структурный анализ
- 3.3.3. Методология структурного анализа организации
- 3.3.4. Средства структурного анализа организации
- 3.3.5. Этапы структурного анализа организации
- 3.4. Понятия модели и моделирования
- 3.4.1. Признаки классификации моделей
- Классификация моделей по закону функционирования
- Классификация моделей по признаку соответствия «Модель-Оригинал»
- 3.4.2. Требования к нотации
- 4. Методические основы создания автоматизированных систем организационного управления
- 4.1. Виды обеспечений асоу
- 4.2. Основные определения
- 4.3. Модели и методы проектирования асоу
- 4.4. Этапы проектирования системы поддержки принятия решений
- 4.5. Технологии проектирования информационных систем в асоу
- 4.6. Требования к проектируемой информационной технологии управления организацией
- 5. Информационное обеспечение информационной системы и информационной технологии управления организацией
- 5.1. Классификация управленческой информации
- 5.2. Состав информационного обеспечения асоу
- 5.3. Варианты организации информационного обеспечения асоу
- 5.4. Использование искусственного интеллекта для построения экспертных систем в асоу
- 6. Техническое и программное обеспечение информационной системы и информационной технологии управления организацией
- 6.1. Техническое обеспечение асоу
- 6.2. Программное обеспечение асоу
- 6.3. Пакет прикладных программ формирования бизнес-планов.
- 6.4. Интегрированные пакеты программ
- 6.5. Интегрированные системы управления проектами
- 7. Информационные технологии в системах управления
- 7.1. Процедуры обработки информации
- 7.2. Режимы обработки информации в асоу
- 7.3. Интегрированные технологии обработки информации в асоу
- Контрольные вопросы
- 8. Планирование и управление основной деятельностью промышленного предприятия
- Развитие систем управления предприятием
- Метод управления запасами и производством по точке перезаказа
- Методы планирования необходимых материалов (mrp) и планирования производственных ресурсов (mrp-II)
- Расчет необходимых материалов
- Планирование мощностей Определение загрузки производственных мощностей и возможности реализации потребности.
- Компьютерная система mrp-II
- Основные функции системы mrp II
- Данные об изделиях
- Управление операциями
- Планирование
- Формирование основного производственного плана
- Обслуживание клиентов
- Финансы и учет затрат
- Erp как замкнутая система
- «Точно-Во-Время» (Just-In-Time, jit)
- Теория ограничений (Theory of Constraints, toc)
- 8.8. Синхронное планирование (Advanced Planning & Scheduling – aps)
- 8.9. Интегрированное производство (Computer Integrated Manufacturing, cim)
- 8.10. Электронный бизнес, crm, erp-II и т.Д.
- 9. Защита информации в автоматизированных системах организационного управления
- 10. Информационные технологии стратегического менеджмента на предприятии
- 11. Информационные системы управления в асоу
- Классификация ис
- Задачи, обеспечиваемые ис в асоу
- Граница ответственности ису
- Задачи (параметрические условия), решаемые при проектировании ису
- Ресурсы управляемые ису
- Этапы развития ису организации
- Требования к ису
- Результаты внедрения ису
- Контроллинг
- Реинжиниринг бизнес-процессов и проектирование корпоративной электронной асоу
- 12.1. Бизнес-процессы на предприятии
- 12.2. Реинжиниринг бизнес-процессов
- 12.3. Этапы реинжиниринга бизнес-процессов
- 12.4. Идентификация бизнес-процессов
- 12.5. Обратный инжиниринг
- 12.6. Разработка моделей новой организации бизнес-процессов
- 12.7.Реализация проекта реинжиниринга бизнес-процессов
- 12.8. Внедрение проекта реинжиниринга бизнес-процессов
- 12.9. Методологии моделирования проблемной области
- Объектная структура
- Функциональная структура
- Структура управления
- Организационная структура
- Техническая структура
- 13. Надежность управления с применением информационных технологий
- 13.1. Надежность систем управления
- 13.2. Основные понятия надежности
- Создание надежных систем управления
- Общий порядок оценки надежности су
- Обеспечение надежности разрабатываемой (модернизируемой) су
- Системная надежность компьютерных технологий управления
- Параметры надежности
- Информационные технологии создания надежных систем управления
- Методология структурного анализа и проектирования
- Программное обеспечение как надежная система технологий управления
- 13.12.Технологии повышения безошибочности ит программ
- Технологии отладки программ
- Обобщенная структура и состав автоматизированной системы организационного управления
- Общие требования к системе
- Структура системы учета и управления предприятием
- Подсистема управления торговлей и складом
- Подсистема бухгалтерского учета
- Подсистема управления производством