2.1. Анализ факторов, определяющих направление внешнеэкономической стратегии предприятия
Стратегия, устанавливающая общие рамки внешнеэкономической деятельности, всегда необходима, даже если возникают трудности при ее осуществлении. Успех в достижении долгосрочных стратегических целей ВЭД зависит от влияния внутренних и внешних факторов, которые необходимо тщательно рассматривать при разработке стратегии [2].
Таким образом, одной из главных задач разработки и анализа стратегии ВЭД является изучение факторов внешней и внутренней среды и определение на их основе имеющихся у предприятия резервов, использование которых привело бы к достижению поставленных целей с минимальными затратами.
Анализ внешней среды – должен выявить, какие из факторов предоставляют благоприятные возможности для развития бизнеса, а какие могут значительно снизить эффективность работы предприятия.
Анализ внутренней среды – должен выявить и оценить резервы предприятия, определить возможности его дальнейшего развития, а также выделить факторы, которые отрицательно влияют на рентабельность бизнеса и финансовое состояние компании [1].
Наиболее предпочтительной по данному вопросу является позиция А.П. Градова [13, 14, 15].
Внешние факторы можно представить тремя блоками факторов, оказывающих влияние на долгосрочные цели внешнеэкономической деятельности фирмы и, следовательно, требующих их учета при выборе стратегии:
национальная внешнеэкономическая политика;
тенденции развития мировой экономики;
факторы рынков страны – стратегического поля деятельности фирмы.
Внешние факторы фирма не может изменить, их необходимо знать, анализировать и учитывать при принятии решений.
Для оценки вариантов по выходу на рынок разных стран исследуются следующие внешние критерии:
политическая и экономическая стабильность;
транспортная инфраструктура;
государственные льготы и стимулы;
емкость рынка данной страны;
наличие торговых ограничений;
наличие требуемых поставщиков сырья, материалов [14].
Кроме того, как отмечает в своих работах А.П. Градов, весьма существенное значение при анализе предпочтительности того или иного варианта выхода фирмы на международный рынок имеет величина трансакционных издержек. Здесь нужна особая тщательность выбора партнеров по трансакциям, изучения конкурентов, знания юридических аспектов трансакций. В противном случае высокие трансакционные издержки сделают неэффективным принятие того или иного, казалось бы на первый взгляд выгодного, варианта выхода фирмы на внешний рынок.
Серьезными побудительными мотивами для осуществления капиталовложений является также выход фирмы на новый рынок в те страны, где более низкие издержки производства или более низкие налоговые ставки [14].
В отличие от внешних, внутренние факторы зависят от фирмы. Они заложены в её организационной структуре, структуре управления, профессионализме персонала и формируются стратегическим потенциалом фирмы. К внутренним факторам относятся:
организационная структура фирмы;
гибкость системы управления ВЭД;
организация международного маркетинга;
принципы деятельности менеджеров в сфере ВЭД;
качество и быстрота получения информации, относящейся к ВЭД;
создание побудительных мотивов для персонала, занятого в сфере внешнеэкономической деятельности фирмы [13].
По мнению А.П. Градова [15], важнейшим внутренним фактором является организационная структура фирмы. Фирмы вынуждены постоянно приспосабливать свою организационную структуру к меняющимся потребностям рынка. Оргструктура фирмы существенно усложняется, если фирма имеет филиалы или дочерние предприятия за рубежом. Большое значение имеет то, какую долю занимает ВЭД фирмы, т.е. какая часть мощностей фирмы задействована на внешний рынок.
Управленческая структура фирмы, активно занимающейся ВЭД, должна быть в высшей степени четкой. Успех фирмы в ВЭД во многом зависит от принципов деятельности менеджеров. Наиболее успешные принципы:
предприимчивость и готовность идти на строго рассчитанный риск;
интуитивное восприятие требований рынка;
хорошая мотивация сотрудников;
подробное знание своего дела;
контроль за расходами и прибылью [15].
- Оглавление введение……………………………………………..………………………...3
- Введение
- 1. Теоретические основы внешнеэкономической стратегии предприятия, фирмы
- 1.1. Понятие стратегии предприятия, фирмы
- 1.2. Внешнеэкономическая деятельность предприятия, фирмы
- 1.3. Понятие внешнеэкономической стратегии предприятия
- 2. Анализ внешнеэкономической стратегии предприятия
- 2.1. Анализ факторов, определяющих направление внешнеэкономической стратегии предприятия
- 2.2. Разработка внешнеэкономической стратегии предприятия, фирмы
- 2.3. Контроль и оценка эффективности внешнеэкономической стратегии предприятия, фирмы
- 3. Пути повышения эффективности внешнеэкономической стратегии предприятия
- 3.1. Необходимость управления рисками при формировании стратегии вэд
- 3.2. Необходимость развития совместного предпринимательства
- 3.3. Необходимость государственного регулирования вэд предприятий
- 3.4 Результаты социологического опроса по теме исследования
- Выводы и предложения
- Список использованных источников