Понятие эффективности деятельности предприятия. Показатели эффективности.
Понятия «экономический эффект» и «экономическая эффективность» относятся к числу важнейших категорий рыночной экономики. Эти понятия тесно связаны между собой.
Экономический эффект предполагает какой-либо полезный результат, выраженный в стоимостной оценке. Обычно в качестве полезного результата выступают прибыль или экономия затрат и ресурсов. Экономический эффект - величина абсолютная, зависящая от масштабов производства и экономии затрат.
Экономическая эффективность - это соотношение между результатами хозяйственной деятельности и затратами живого и овеществленного труда, ресурсами. Экономическая эффективность зависит от экономического эффекта, а также от затрат и ресурсов, которые вызвали данный эффект. Таким образом, экономическая эффективность - величина относительная, получаемая в результате сопоставления эффекта с затратами и ресурсами.
Обычно анализируются оба показателя, характеризующие успешность экономической деятельности предприятия, так как по отдельности показатели эффекта и эффективности не могут дать полной и всеобъемлющей оценки деятельности предприятия. Например, на предприятии может быть такая ситуация, когда достигнут значительный экономический эффект, выраженный в полученной прибыли при относительно низкой экономической эффективности. И наоборот, производство может характеризоваться высоким уровнем эффективности при небольшой величине экономического эффекта.
Оценку деятельности предприятия и его экономической эффективности невозможно произвести одним каким-либо показателем. Многообразие свойств и признаков различных видов производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности предприятия обусловливает и многообразие показателей. При этом проблема их использования состоит в том, что ни один из них не выполняет роль универсального показателя, по которому однозначно можно было бы судить об успехах или неудаче в бизнесе. Поэтому на практике всегда используют систему показателей, которые связаны между собой и оценивают или показывают различные стороны деятельности предприятия.
Показатель - это признак, характеризующий какую-либо одну сторону явления, действия, их количественную или качественную характеристику (сторону) или степень выполнения определенной задачи. В нашей стране наукой и практикой была сформирована система экономических, финансовых и статистических показателей, разработаны методы их расчета и учета, но они были рассчитаны на централизованно-плановую систему хозяйствования. С переходом к рыночным отношениям эта система показателей как в части их расчета и учета, так и роли в обосновании решений претерпела и претерпевает определенные изменения. Так, если в условиях плановой системы хозяйствования в оценке деятельности предприятия важную роль играли такие показатели, как выполнение плана, объем товарной продукции, объем валовой продукции, то в условиях рынка на первое место выдвигаются показатели: объем продаж, прибыль, рентабельность и целый ряд оптимизационных показателей. Ориентировка производства на удовлетворение спроса резко усилила значение оценки различных вариантов удовлетворения спроса.
Все показатели, исходя из требований рынка, можно разделить на [3]:
-
оценочные, характеризующие достигнутый или возможный уровни развития или результатов той или иной деятельности;
-
затратные, отражающие уровень затрат по осуществлению различных видов деятельности.
Такое деление весьма условно. Оно зависит от цели проводимого анализа. К примеру, показатель «издержки производства» в одном случае может рассматриваться как оценочный, характеризующий достигнутый уровень затрат труда, а в другом случае (при планировании) определяться как затратный, позволяющий установить количество затрат при оказании услуг. То же можно сказать о значимости показателей. Это во многом зависит от характера (вида) деятельности. Например, показатель прибыли, несмотря на всю его важность, далеко не всех интересует в одинаковой степени: арендодателя (земли, зданий, оборудования и др.) больше интересует движение ликвидности в компании, а акционеров интересует не только размер дивидендов, но и курс акций, который зависит от темпов роста объема их продаж.
В зависимости от цели анализа показатели могут выражаться в форме абсолютных, относительных и средних величин. Выделяют также структурные и приростные показатели.
Абсолютные показатели - бывают стоимостными и натуральными. В условиях рыночных отношений первостепенное значение придается стоимостным, что обусловлено сущностью товарно-денежных отношений. Абсолютные показатели отражают уровень развития предприятия, достигнутый за определенный период времени. Ими являются: оборот (объем продаж), валовая и частичная выручка, валовая и частичная прибыль, величина дивидендов, уровень издержек производства и реализации продукции, основные и оборотные производственные фонды, уставный фонд, задолженность и др.
Относительные показатели - выделяются как отношения абсолютных показателей, характеризующие долю одного показателя в другом, или как отношения разнородных показателей. Процедура их оценки заключается в сравнении отчетных значений с базисными плановыми, средними за предшествующий период, отчетными за предшествующие периоды, среднеотраслевыми, показателями конкурентов и т.д. К ним относятся: прибыль на единицу стоимости основных средств, издержек или уставного фонда; производительность; фондовооруженность труда и др.
Структурные показатели - по расходам, капиталу, доходам -характеризуют долю отдельных элементов в итоговой сумме.
Приростные показатели - отражают свое изменение за определенный период. Они могут быть даны в относительном или абсолютном выражении. Таковыми являются, например, изменения уставного фонда за год, прибыли за год и т.д.
Следовательно, мы имеем дело с разнообразными и разнородными показателями, причем в одном и том же случае одни из них могут улучшаться, а другие ухудшаться. Например, увеличение прибыли при продажах в кредит (в случае задержки с выплатами) ведет одновременно и к уменьшению наличности. В условиях рынка в число контролируемых показателей входят: выручка от реализации, объем продаж, размер капитала, сумма чистой прибыли, величина активов, число акционеров, величина выплачиваемых дивидендов, доля экспорта в обороте и др.
Для определения эффективности хозяйственной деятельности предприятия применяется система показателей, представленная в таблице 1.1 [4]:
Таблица 1.1- Система показателей эффективности деятельности предприятия
Показатель | Характеристика | Способ расчета | |
| |||
| Отражает количество продукции, произведенной в единицу рабочего времени или приходящееся на одно среднесписочного работника в месяц, квартал, год. | В=ТП(ВР)/ССЧ Отношение количества произведенной продукции к затратам рабочего времени на производство этой продукции. | |
| Величина обратная выработке, характеризует затраты труда на производство единицы продукции. | ТЕ=ССЧ/ТП(ВР) ТЕ=1/В(ПТ) | |
2 Показатели использования ОПФ | |||
| Отражает количество произведенной продукции в расчете на 1 рОПФ | ФО=ТП(ВР)/ОПФ | |
| Показатель, обратный фондоотдаче. Отражает стоимость ОПФ в расчете на 1 р реализованной продукции. | ФЕ=ОПФ/ТП(ВР) ФЕ=1/ФО | |
| Характеризует оснащенность работников предприятия основными производственными фондами | ФВ=ОПФ/ССЧ | |
| Характеризует эффективность использования оборудования | Кинт=ТП(ВР)/ПМ ПМ – производственная мощность оборудования (пропускная способность) | |
| |||
| Показывает сколько оборотов совершили оборотные средства за анализируемый период (квартал, полугодие, год). | Коб=ВР/ОбС
| |
| Показатель, обратный коэффициенту оборачиваемости оборотных средств. Характеризует сумму оборотных средств, приходящихся на 1 руб. выручки от реализации | Кзак=ОбС/ВР Кзак=1/Коб | |
| Показывает, за какой срок к предприятию возвращаются его оборотные средства в виде выручки от реализации продукции. | Т=D/Коб D – число дней в отчетном периоде Коб – коэффициент оборачиваемости оборотных средств | |
| Характеризует суммарный расход всех материальных ресурсов на производство единицы продукции | МЕ=МЗ/ТП МЗ – материальные затраты МЕ=1/МО | |
| Показатель, обратный материалоемкости продукции. Отражает количество произведенной продукции в расчете на 1 руб. материальны ресурсов | МО=ТП/МЗ МО=1/МЕ | |
| |||
| Эффективность затрат, произведенных предприятием на производство и реализацию продукции. | Rс=П/СС | |
| Характеризует прибыльность (убыточность) производственной деятельности предприятия за определенный период времени. | Rпр=П/(ОПФ+ОбС) | |
| Показывает, какую прибыль предприятие имеет с каждого рубля реализованной продукции | Rц=П/ВР | |
| Показывает долю прибыли, приходящуюся на 1 руб. ОПФ | ФR=П/ОПФ | |
| Показывает эффективность использования средств, принадлежащих собственникам предприятия. Служит основным критерием при оценке уровня котировки акций на бирже | RСК=ЧП/СК |
В условиях рынка важное значение имеют показатели качества оказываемых услуг, так как качество сильно влияет как на повышение конкурентоспособности услуг, так и на повышение цены. Последнее увеличивает объем продаж, а следовательно, и рост прибыли.
Систематический и всесторонний анализ эффективности деятельности предприятия позволяет:[5]
-
быстро, качественно и профессионально оценивать результативность хозяйственной деятельности как предприятия в целом, так и его структурных подразделений;
-
точно и своевременно находить и учитывать факторы, влияющие на получаемую прибыль по конкретным видам производимых товаров и предоставляемых услуг;
-
находить пути решения проблем предприятия и получения прибыли в ближайшей и отдаленной перспективе.
При рассмотрении показателей можно сделать вывод, что рыночные отношения предполагают, что в каждой сфере бизнеса должны быть свои показатели.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что для развития предприятия в условиях острой конкуренции необходимо, чтобы руководитель видел результаты всех видов деятельности для формирования системы взаимосвязанных показателей, отражающих степень достижения целей предприятия.
- Содержание
- Понятие эффективности деятельности предприятия и теоретические аспекты диверсификации предприятия.
- Понятие эффективности деятельности предприятия. Показатели эффективности.
- Понятие диверсификации. Причины диверсификации производства
- 1.2.1 Виды стратегий диверсификации производства
- Классификация видов диверсификации и анализ возможностей их применения для нефтегазовых компаний
- Анализ финансового положения и эффективности деятельности оао «хабаровсккрайгаз» за период с 31.12.2012 по 31.12.2013.
- Технико - экономическая характеристика предприятия оао «Хабаровсккрайгаз».
- 2.2 Структура имущества и источники его формирования
- 2.3 Оценка стоимости активов организации.
- 2.4 Основные показатели финансовой устойчивости предприятия
- 2.5 Расчет коэффициентов ликвидности
- 2.6 Анализ соотношения активов по степени ликвидности и обязательств по сроку гашения.
- 2.7 Обзор результатов деятельности организации
- 3 Рекомендации по повышению эффективности деятельности предприятия оао «хабаровсккрайгаз».
- 3.2 Анализ рисков и преимуществ создания инфраструктуры для газификации автотранспорта.
- 3.3 Создание сети агзс в оао «Хабаровсккрайгаз» как один из способов диверсификации производства в целях повышения эффективности деятельности предприятия.
- 3.4 Разработка бизнес-плана создания агзс на предприятии оао «Хабаровсккрайгаз».
- 3.4.1 Расчет экономической эффективности проекта