1.2.1 Виды стратегий диверсификации производства
Различают связанную и несвязанную (конгломератную) диверсификацию.
В свою очередь, связанная диверсификация может быть вертикальной или горизонтальной (рисунок 1). Основной критерий определения типа диверсификации – принцип слияния.
При функциональном слиянии объединяются предприятия, связанные в процессе производства.
При инвестиционном слиянии объединение происходит без производственной общности предприятий.
Рисунок 1 - Виды диверсификации
Связанная вертикальная диверсификация, или вертикальная интеграция, – это процесс приобретения или включения в состав предприятия новых производств, входящих в технологическую цепочку выпуска основного продукта на ступенях до или после процесса производства.
Стратегия интеграции оправданна, когда предприятие может повысить свою рентабельность, контролируя стратегически важные звенья в цепи материально-технического снабжения, производства и сбыта продукции.
При этом возможны различные типы вертикальной интеграции:
- полная интеграция производственной деятельности;
- частичная интеграция, в этом случае часть необходимых комплектующих закупается у других предприятий;
- квазиинтеграция – создание стратегических альянсов предприятий, заинтересованных в интеграции без перехода прав собственности.
В зависимости от направленности интеграции и положения предприятия в производственной цепочке, выделяют две формы связанной диверсификации:
интеграция «вперед», или прямая интеграция;
интеграция «назад», или обратная интеграция.
Стратегия обратной интеграции используется для того, чтобы защитить стратегически важный источник снабжения или получить доступ к новой технологии, важный для базовой деятельности.
При обратной интеграции предприятие присоединяет функции, которые ранее выполнялись поставщиками, т.е. приобретает (устанавливает) контроль над источниками сырья и производством комплектующих изделий.
Прямая интеграция заключается в приобретении или усилении контроля над структурами, находящимися между предприятием и конечным потребителем, а именно системой распределения и продажи товаров. Данный тип стратегии используется, когда предприятие не может найти посредников с качественным уровнем обслуживания клиентов или стремится лучше знать своих потребителей.
Связанная горизонтальная диверсификация, или горизонтальная интеграция, – это объединение предприятий, работающих и конкурирующих в одной области деятельности.
Главная цель горизонтальной интеграции – усиление позиций фирмы в отрасли путем поглощения определенных конкурентов или установления контроля над ними.
Горизонтальное объединение позволяет добиться экономии на масштабе производства, расширить спектр товаров и услуг и таким образом получить дополнительное конкурентное преимущество. Часто основной причиной горизонтальной диверсификации является географическое расширение рынков. В этом случае объединяются компании, производящие однотипную продукцию, но выступающие на различных региональных рынках.
Несвязанная диверсификация. Данный вид диверсификации охватывает такие направления деятельности, которые не имеют прямой непосредственной связи с основной деятельностью предприятия.
Диверсификация оправданна, если возможности для роста предприятия в рамках производственной цепочки ограничены, позиции конкурентов очень сильны, а рынок базовой продукции находится в стадии спада. При несвязанной диверсификации могут отсутствовать общие рынки, ресурсы, технологии, а эффект достигается за счет обмена или разделения активов / сфер деятельности.
Различают центрированную и конгломератную диверсификацию:
- стратегия центрированной диверсификации базируется на поиске и использовании дополнительных возможностей производства новых продуктов в существующем бизнесе. Существующее производство остается в центре бизнеса, а новое возникает исходя из тех возможностей, которые заключены в освоенном рынке, используемой технологии и основаны на сильных сторонах функционирования предприятия;
- стратегия конгломератной диверсификации состоит в расширении предприятия за счет производства технологически не связанных с уже производимыми новыми продуктами, которые реализуются на новых рынках. Цель данной диверсификации – обновление своего портфеля продукции.
Выбор стратегии диверсификации осуществляется с учетом' внутренних возможностей предприятия и потребностей рынка. [8]
- Содержание
- Понятие эффективности деятельности предприятия и теоретические аспекты диверсификации предприятия.
- Понятие эффективности деятельности предприятия. Показатели эффективности.
- Понятие диверсификации. Причины диверсификации производства
- 1.2.1 Виды стратегий диверсификации производства
- Классификация видов диверсификации и анализ возможностей их применения для нефтегазовых компаний
- Анализ финансового положения и эффективности деятельности оао «хабаровсккрайгаз» за период с 31.12.2012 по 31.12.2013.
- Технико - экономическая характеристика предприятия оао «Хабаровсккрайгаз».
- 2.2 Структура имущества и источники его формирования
- 2.3 Оценка стоимости активов организации.
- 2.4 Основные показатели финансовой устойчивости предприятия
- 2.5 Расчет коэффициентов ликвидности
- 2.6 Анализ соотношения активов по степени ликвидности и обязательств по сроку гашения.
- 2.7 Обзор результатов деятельности организации
- 3 Рекомендации по повышению эффективности деятельности предприятия оао «хабаровсккрайгаз».
- 3.2 Анализ рисков и преимуществ создания инфраструктуры для газификации автотранспорта.
- 3.3 Создание сети агзс в оао «Хабаровсккрайгаз» как один из способов диверсификации производства в целях повышения эффективности деятельности предприятия.
- 3.4 Разработка бизнес-плана создания агзс на предприятии оао «Хабаровсккрайгаз».
- 3.4.1 Расчет экономической эффективности проекта