logo
Теоретические аспекты 51

Понятие эффективности деятельности предприятия. Показатели эффективности.

Понятия «экономический эффект» и «экономическая эффективность» относятся к числу важнейших категорий рыночной экономики. Эти понятия тесно связаны между собой.

Экономический эффект предполагает какой-либо полезный результат, выраженный в стоимостной оценке. Обычно в качестве полезного результата выступают прибыль или экономия затрат и ресурсов. Экономический эффект - величина абсолютная, зависящая от масштабов производства и экономии затрат.

Экономическая эффективность - это соотношение между результатами хозяйственной деятельности и затратами живого и овеществленного труда, ресурсами. Экономическая эффективность зависит от экономического эффекта, а также от затрат и ресурсов, которые вызвали данный эффект. Таким образом, экономическая эффективность - величина относительная, получаемая в результате сопоставления эффекта с затратами и ресурсами.

Обычно анализируются оба показателя, характеризующие успешность экономической деятельности предприятия, так как по отдельности показатели эффекта и эффективности не могут дать полной и всеобъемлющей оценки деятельности предприятия. Например, на предприятии может быть такая ситуация, когда достигнут значительный экономический эффект, выраженный в полученной прибыли при относительно низкой экономической эффективности. И наоборот, производство может характеризоваться высоким уровнем эффективности при небольшой величине экономического эффекта.

Оценку деятельности предприятия и его экономической эффективности невозможно произвести одним каким-либо показателем. Многообразие свойств и признаков различных видов производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности предприятия обусловливает и многообразие показателей. При этом проблема их использования состоит в том, что ни один из них не выполняет роль универсального показателя, по которому однозначно можно было бы судить об успехах или неудаче в бизнесе. Поэтому на практике всегда используют систему показателей, которые связаны между собой и оценивают или показывают различные стороны деятельности предприятия.

Показатель - это признак, характеризующий какую-либо одну сторону явления, действия, их количественную или качественную характеристику (сторону) или степень выполнения определенной задачи. В нашей стране наукой и практикой была сформирована система экономических, финансовых и статистических показателей, разработаны методы их расчета и учета, но они были рассчитаны на централизованно-плановую систему хозяйствования. С переходом к рыночным отношениям эта система показателей как в части их расчета и учета, так и роли в обосновании решений претерпела и претерпевает определенные изменения. Так, если в условиях плановой системы хозяйствования в оценке деятельности предприятия важную роль играли такие показатели, как выполнение плана, объем товарной продукции, объем валовой продукции, то в условиях рынка на первое место выдвигаются показатели: объем продаж, прибыль, рентабельность и целый ряд оптимизационных показателей. Ориентировка производства на удовлетворение спроса резко усилила значение оценки различных вариантов удовлетворения спроса.

Все показатели, исходя из требований рынка, можно разделить на [3]:

Такое деление весьма условно. Оно зависит от цели проводимого анализа. К примеру, показатель «издержки производства» в одном случае может рассматриваться как оценочный, характеризующий достигнутый уровень затрат труда, а в другом случае (при планировании) определяться как затратный, позволяющий установить количество затрат при оказании услуг. То же можно сказать о значимости показателей. Это во многом зависит от характера (вида) деятельности. Например, показатель прибыли, несмотря на всю его важность, далеко не всех интересует в одинаковой степени: арендодателя (земли, зданий, оборудования и др.) больше интересует движение ликвидности в компании, а акционеров интересует не только размер дивидендов, но и курс акций, который зависит от темпов роста объема их продаж.

В зависимости от цели анализа показатели могут выражаться в форме абсолютных, относительных и средних величин. Выделяют также структурные и приростные показатели.

Абсолютные показатели - бывают стоимостными и натуральными. В условиях рыночных отношений первостепенное значение придается стоимостным, что обусловлено сущностью товарно-денежных отношений. Абсолютные показатели отражают уровень развития предприятия, достигнутый за определенный период времени. Ими являются: оборот (объем продаж), валовая и частичная выручка, валовая и частичная прибыль, величина дивидендов, уровень издержек производства и реализации продукции, основные и оборотные производственные фонды, уставный фонд, задолженность и др.

Относительные показатели - выделяются как отношения абсолютных показателей, характеризующие долю одного показателя в другом, или как отношения разнородных показателей. Процедура их оценки заключается в сравнении отчетных значений с базисными плановыми, средними за предшествующий период, отчетными за предшествующие периоды, среднеотраслевыми, показателями конкурентов и т.д. К ним относятся: прибыль на единицу стоимости основных средств, издержек или уставного фонда; производительность; фондовооруженность труда и др.

Структурные показатели - по расходам, капиталу, доходам -характеризуют долю отдельных элементов в итоговой сумме.

Приростные показатели - отражают свое изменение за определенный период. Они могут быть даны в относительном или абсолютном выражении. Таковыми являются, например, изменения уставного фонда за год, прибыли за год и т.д.

Следовательно, мы имеем дело с разнообразными и разнородными показателями, причем в одном и том же случае одни из них могут улучшаться, а другие ухудшаться. Например, увеличение прибыли при продажах в кредит (в случае задержки с выплатами) ведет одновременно и к уменьшению наличности. В условиях рынка в число контролируемых показателей входят: выручка от реализации, объем продаж, размер капитала, сумма чистой прибыли, величина активов, число акционеров, величина выплачиваемых дивидендов, доля экспорта в обороте и др.

Для определения эффективности хозяйственной деятельности предприятия применяется система показателей, представленная в таблице 1.1 [4]:

Таблица 1.1- Система показателей эффективности деятельности предприятия

Показатель

Характеристика

Способ расчета

  1. Производительность труда

  1. Выработка

Отражает количество продукции, произведенной в единицу рабочего времени или приходящееся на одно среднесписочного работника в месяц, квартал, год.

В=ТП(ВР)/ССЧ

Отношение количества произведенной продукции к затратам рабочего времени на производство этой продукции.

  1. Трудоемкость

Величина обратная выработке, характеризует затраты труда на производство единицы продукции.

ТЕ=ССЧ/ТП(ВР)

ТЕ=1/В(ПТ)

2 Показатели использования ОПФ

  1. Фондоотдача

Отражает количество произведенной продукции в расчете на 1 рОПФ

ФО=ТП(ВР)/ОПФ

  1. Фондоемкость

Показатель, обратный фондоотдаче. Отражает стоимость ОПФ в расчете на 1 р реализованной продукции.

ФЕ=ОПФ/ТП(ВР)

ФЕ=1/ФО

  1. Фондовооруженность труда

Характеризует оснащенность работников предприятия основными производственными фондами

ФВ=ОПФ/ССЧ

  1. Коэффициент интенсивности использования оборудования

Характеризует эффективность использования оборудования

Кинт=ТП(ВР)/ПМ

ПМ – производственная мощность оборудования (пропускная способность)

  1. Показатели использования оборотных средств

  1. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств

Показывает сколько оборотов совершили оборотные средства за анализируемый период (квартал, полугодие, год).

Коб=ВР/ОбС

  1. Коэффициент закрепления оборотных средств

Показатель, обратный коэффициенту оборачиваемости оборотных средств. Характеризует сумму оборотных средств, приходящихся на 1 руб. выручки от реализации

Кзак=ОбС/ВР

Кзак=1/Коб

  1. Длительность одного оборота

Показывает, за какой срок к предприятию возвращаются его оборотные средства в виде выручки от реализации продукции.

Т=D/Коб

D – число дней в отчетном периоде

Коб – коэффициент оборачиваемости оборотных средств

  1. Материалоемкость продукции

Характеризует суммарный расход всех материальных ресурсов на производство единицы продукции

МЕ=МЗ/ТП

МЗ – материальные затраты

МЕ=1/МО

  1. Материалоотдача

Показатель, обратный материалоемкости продукции. Отражает количество произведенной продукции в расчете на 1 руб. материальны ресурсов

МО=ТП/МЗ

МО=1/МЕ

  1. Показатели рентабельности

  1. Рентабельность продукции

Эффективность затрат, произведенных предприятием на производство и реализацию продукции.

Rс=П/СС

  1. Рентабельность производства

Характеризует прибыльность (убыточность) производственной деятельности предприятия за определенный период времени.

Rпр=П/(ОПФ+ОбС)

  1. Рентабельность продаж

Показывает, какую прибыль предприятие имеет с каждого рубля реализованной продукции

Rц=П/ВР

  1. Фондорентабельность

Показывает долю прибыли, приходящуюся на 1 руб. ОПФ

ФR=П/ОПФ

  1. Рентабельность собственного капитала

Показывает эффективность использования средств, принадлежащих собственникам предприятия. Служит основным критерием при оценке уровня котировки акций на бирже

RСК=ЧП/СК

В условиях рынка  важное значение имеют показатели качества оказываемых услуг, так как качество сильно влияет как на повышение конкурентоспособности услуг, так и на повышение цены. Последнее увеличивает объем продаж, а следовательно, и рост прибыли.

Систематический и всесторонний анализ эффективности деятельности предприятия позволяет:[5]

При рассмотрении показателей можно сделать вывод, что рыночные отношения предполагают, что в каждой сфере бизнеса должны быть свои показатели.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что для развития предприятия в условиях острой конкуренции необходимо, чтобы руководитель видел результаты всех видов деятельности для формирования системы взаимосвязанных показателей, отражающих степень достижения целей предприятия.