logo search
Doc10

2. Персонал как объект управления

Ускорение научно-технического и социально-экономического прогресса, усложнение производственных и межличностных  отношений  оказали воздействие на формирование на основе процессов практической деятельности по управлению кадрами науки управления  персоналом .

Управление  персоналом  – наука, зародившаяся в конце XIX в. в США, а ранее развивавшаяся в рамках других наук (психологии и социологии, экономики, экономики предприятия, организационного поведения, конфликтологии, экономики труда). В США развитие данной науки проходило в русле бихевиористского подхода, и выделение в самостоятельную область знания завершилось к 1960-м гг. В дореформенной России специальной науки управления  персоналом  не существовало, отсутствовала важнейшая база ее предмета – рыночная среда, тем не менее управление трудовыми  отношениями  исследовалось также в рамках экономических, социологических и психологических наук. Наиболее близко к управлению  персоналом  расположена наука «Экономика предприятия».

 Персонал  (от лат. personalis – «личный») представляет собой личный состав  организаций , включающий всех наемных рабочих, а также работающих собственников и совладельцев.

Необходимо представить следующие признаки  персонала  – это наличие трудовых  отношений  с работодателем, которые должны быть законодательно (юридически) оформлены; обладание определенными качественными характеристиками (профессией, специальностью, компетентностью, квалификацией и т. п.); целевая направленность деятельности  персонала , т. е. обеспечение достижения целей  организации .

Также в кадровое поле  организаций , не являясь  персоналом , могут входить акционеры, не работающие в данной  организации , и совет директоров, консалтинговые, аудиторские и контролирующие  организации , заключившие договор на определенное время или на выполнение оговоренных работ.

 Персонал   организации  можно классифицировать по некоторым качественным признакам:

1) по месту в управленческой структуре  персонал  можно подразделить на руководителей (высшего звена, заместителей, среднего звена, линейных), специалистов (юристов, экономистов, психологов, маркетологов и пр.), технический  персонал , рабочих (основных, вспомогательных), обслуживающий  персонал  (уборщиков, грузчиков и т. п.);

2) по профессиональной структуре – инженерно-технические работники, маркетологи, экономисты и пр.;

3) по уровню квалификации – например, рабочие 1 – 6 разрядов;

4) по половозрастной структуре – мужчины, женщины; работники разных возрастных групп;

5) по стажу работы – общему и специальному, работники с общим или специальным стажем работы (1 год, 5, 10, 25 лет и т. д.);

6) по уровню образования – работники с ученой степенью, высшим, неоконченным высшим, средним специальным, средним, неоконченным средним образованием – и прочие классификационные признаки.